Газета, несмотря на возможности настольных издательских систем, - продукт деятельности команды. Я скептически отношусь к идеям и даже примерам единоличного сотворения газеты. В какой-то момент такое издание может существовать. Пусть породивший газету человек привлечет к работе (чаще - за «спасибо») маму-папу и супруга(у) с ребенком. Но такое издание сложно обеспечить новостями, трудно выдерживать хороший ритм выхода и распространения газеты, читателям приедается стилевая и тематическая монотонность, основной журналист рано или поздно начинает лишь изрекать и поучать. Газета служит для представления личности хозяина-редактора, а не информации.
Хорошие журналистские материалы - далеко не всё, что необходимо для успеха нового издания. Первым делом редактор и/или издатель определяются - для кого газета будет делаться. Не для чего - для победы на выборах, информирования о делах в корпорации, престижа школы, связи между членами общественной организации... Важнее - кто будет читать эту газету? Именно правильный анализ «читательской базы» и определит начальный успех издания.
Поясню на примере. Рассчитываем издавать газету для пенсионеров - и только пенсионеров иметь в виду? И писать - о суровых пенсионерских буднях - как малы пенсии и дороги лекарства, как выгодно картошку и морковку выращивать на грядках... Меж тем, пенсионеры - тоже люди, только вчера они пережили уход из активной жизни, но жить не перестали.
Потому в газете для пенсионеров нужна информация о том, как существуют те предприятия, в которых они работали, о школах и детсадах, в которых обитают внуки пенсионеров, о туристических и паломнических поездках по городам и весям. Пенсионерам много чего нужно, кроме митингов у памятника Ленину!
Если вы решаете выпускать газету студенческую - писать будете о чудаках-преподах, их оговорках на лекциях, о том, сколько пива было выпито на тусовке, как студенты проходили практику... Меж тем студенческая пора приходится обычно на возраст «выхода из кокона», из подросткового - зацикленного лишь на себя - состояния. Студент интересуется тем, что происходит не только в его вузе, но и вокруг него - жизнью своего и соседнего города, перспективами трудоустройства после вуза, возможностями всяких программ поддержки молодой семьи...
Школьная газета - это газета не только для школьников и преподавателей, это еще и газета для мам и пап, дедушек и бабушек этих школьников.
Все эти возможности расширения рынка для газеты надо иметь в виду - и создавая издание, и занимаясь его повседневным планированием.
Чтоб делать газету, издателю в первую очередь понадобятся мозги и руки. Притом не свои - чужие. Главный редактор, ответственный секретарь, коммерческий директор, журналисты - вот те люди, которые делают газету.
Нормальная редакция состоит обычно из трех частей: отдела информационного, отдела рекламы и распространения, отдела дизайнерского - макетирования и верстки (рассматриваем наиболее типичную ситуацию, когда вся «допечатная» подготовка издания - дотипографская - проходит в редакции).
Главный редактор нужен затем, чтобы вырабатывать концепцию издания, продуцировать идеи вообще, осуществлять общее руководство.
Ответсекретарь осуществляет планирование и оперативное руководство выпуском газеты, координирует действия журналистов между собой и между «цехами».
Журналисты собирают информацию, проверяют ее, пишут тексты различных жанров - по заданию редактора или по своей инициативе, обеспечивают репортажную фотосъемку.
Отдел рекламы занимается поиском рекламодателей и работой с ними, организацией рекламы в газете. На этом же отделе лежит и обязанность следить за ходом почтовой подписки на издание (если таковая есть, и газете не жалко чудовищные деньги монополисту отстегивать), либо организовывать собственную подписку и распространение.
Наконец, технический/дизайнерский и т.п. отдел осуществляет «сборку» газеты по макетам, выработанным в секретариате, вычитку, правку и сдачу их в формате, продиктованном типографией.
Совершенно очевидно, что самый интересный (я так думаю) этап в создании газеты - это обеспечение ее журналистскими материалами. Таким образом, мы вернулись туда, откуда начали - в мастерскую журналиста.
Читатели «Школы Жизни» прекрасно уяснили на собственном опыте: самое главное - это найти, о чем писать. Найти тему! Здесь перед автором может быть два пути.
Либо посмотреть по тэгам и рубрикам, какие направления, какие тематики наиболее популярны - и изобразить что-то в том же ключе. Это, вроде обрекает на успех, но сильна опасность изобрести велосипед (хотя есть возможность посмотреть, как эта тема уже разработана). Либо, основываясь на собственных интересах и на запросах друзей-знакомых-родных-близких, найти тематику, на которую еще никто не набредал - и написать в ее рамках нечто занимательное, привлекающее внимание и новизной, и мастерством исполнения - и тем самым оказаться первопроходцем.
Возвращаясь к нашей вымышленной газете, могу сказать вот что: писать можно про все. Чтобы видеть темы, надо быть открытым человеком, надо видеть все, что вокруг происходит. Надо слышать, о чем говорят прохожие в людском потоке на улице, как общаются торговцы с покупателями, видеть, как разговаривают дети и их родители, как ходят они по улицам...
Например, одна моя знакомая вышла на хорошую тему именно как. Ее ребенок, пройдя в садике медосмотр, получил направление для визита к ортопеду - плоскостопие. Озабоченная проблемой мамаша сразу стала обращать внимание на пятки прохожих - и заметила, что очень часто, например, мама и ребенок топают в одинаково стоптанной обуви.
С итогами наблюдений она и явилась на прием к ортопеду. Ее ребенку на том приеме было предписано заниматься гимнастикой для ступней, ходить на массаж - а журналистка получила отличный материал, вызвавший хороший отклик читателей, - о наследственности, о вреде дешевой и плохой обуви, о невнимании родителей к ортопедическим проблемам детей.
Девочка-семиклассница постоянно спорила с мамой о том, где лучше брать молоко: на рынке или в магазине. Поинтересовалась у прохожих: выяснилось, что проблема - не их семьи, а общая. Подумала, написала - и принесла в газету материал о том, где и какие молочные продукты покупают горожане. Оказалось, старые люди предпочитают брать молоко на рынке - оно там «настоящее» и дешевое. А люди среднего возраста, ценящие более не деньги, а комфорт, молоко и производные брали в магазинах - удобная фасовка, упаковка...
Сравнительно недавно в газетах прошел жуткий вал публикаций «официальных материалов» - предписано было публиковать материалы (извещения и протоколы) конкурсов на право заключения муниципальных контрактов. Газетчики и читатели рыдали в голос: эти публикации занимали в каждом номере по нескольку полос! Между тем, эти самые материалы содержали в себе такой кладезь информации о нуждах больниц и школ, детсадов и вузов, об их состоянии, их чаяниях! Вдумчивый человек извлек бы оттуда такие роскошные факты. Но все осталось на уровне - «бы» - нигде, и в «цеховом» журнале «Журналист» тоже, я не встретила даже намека на такие подходы...
Главное, что должно присутствовать в журналистском материале - факты. Вообще, читатель от газеты именно фактов и ждет, мнение журналиста его мало интересует. А если уж мнение - так компетентного и авторитетного человека, которое от этого человека добыть журналист и должен.
Можно много говорить о методике журналистской работы - сборе информации и ее обработке, анализе, картотеках, различных жанрах газетных материалов, их композиции и технике редактирования... Но это - слишком массивный объем, чтоб пытаться поднять его здесь. Интересующимся проще поискать либо печатные, либо электронные учебники.
Скажу лишь, что знание методики значительно облегчает работу журналиста, позволяет загнать себя в рамки потребного объема и качества, выдерживать композицию материала, не давать себе уклоняться в сторону от темы. Более того, знание методики помогает экономить силы и обеспечивает формирование некоего «задела» (нельзя в одном материале «выписываться» по теме до конца, лучше всего часть фактов и аргументов приберечь для развития темы в будущем).
shkolazhizni.ru
Вистачить однієї нещирої, фальшивої людини в діловому оточенні, щоб якоїсь миті все рухнуло, наче доміно. Як у відомій приказці, коли ложка дьогтю псує бочку меду. Пропонуємо з’ясувати, яких людей краще уникати, щоб максимально убезпечити бізнес від нещирих представників homo sapiens.
Як «приручати» мозок з користю для себе? В цій статті розповідаємо про ті способи розвитку креативності, про які мало хто говорить насправді, бо не надає цьому значення. А даремно.
Працювати весь день в піжамі, не встаючи з ліжка, нечищені зуби і невідвіданий душ, бо ліньки робити «зайві рухи» — ці речі дивними звичками складно назвати. Але є речі куди дивніші, ось про них і поговоримо разом із Jobs.ua. І чи варто про це непокоїтися.
Сучасні роботодавці добре розуміють важливість наявності в кандидата м’яких навичок. Це означає, що в пошукачів немає інших варіантів, як приділяти посилену увагу розвитку soft skills, не лише hard skills.
Ідеального зразка резюме не існує. Якщо погуглити «шаблони написання резюме», ми наткнемося на десятки, якщо не сотні, варіантів. Що ж робити, якщо хочеться скласти привабливе для роботодавців резюме?