RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Методы управления персоналом
  5. Как же тяжело быть начальником!

Как же тяжело быть начальником!

12.12.2007 2232

Итак, в один прекрасный момент (который впоследствии вы будете не раз проклинать) у вас появляются работники (или подчиненные, что есть та же холера, но другого разлива). Через весьма непродолжительный срок вам придется распроститься с первой иллюзией — «мы все умные люди и прекрасно сможем договориться». Сколько раз опытный читатель усмехнулся над этой избитой сентенцией? Если только один — значит, вам печенки еще не проели! Два или три — неплохо, есть понимание. Шесть раз? Почти над каждым словом? Гениально! Мои соболезнования, мы уже на одном уровне.

Каждый отдельно взятый работник очень милая личность, (особенно во внеслужебном общении), но сведенные вместе и запряженные в одну упряжь...

Где ты, дух незабвенного Карнеги, и вы, все призраки современного менеджмента? Как это здорово изложено в тысячах книжек, книжулек, лекций и семинаров: правильная мотивация персонала, выработка эффективного стиля руководства. Ага... Суха теория, мой друг, зато пахучи приложения... (мы же договорились — речь идет от лица специалиста, на которого снизошла эта благодать). На практике, особенно в малых группах (3-15 человек) ситуация резко отличается от любого учебника (малые группы весьма неоднородны). Даже популярная серия «для чайников» (for dummies) не помогает, поскольку нужно не столько знать об определенных особенностях, сколько их чувствовать и действовать автоматически (вот оно, то самое «психо-кондиционирование», которое не просто вещь в себе...).

Итак, мы пережили первый кризис, поняли что тесной группы единомышленников у нас не получается, и значит дистанцирование становится нормой.

То есть мы, хотя, может, и пасли коров (давили кнопки) вместе, но сейчас, милай, «я — начальник, а ты дурак… может времена переменятся, там и посмотрим». Кроме того, дистанцирование (другими словами — урезание любых личностных контактов, строгое дозирование информации, осознанное введение фактора неопределенности и т.д.) минимизирует также влияние хорошо известного феномена, когда «каждый мнит себя героем, видя бой со стороны». Если этот каждый, особенно самый развязный и говорливый, прежде всего озабочен своим фронтом работ и не имеет возможности вставлять свои корявые 6 копеек по поводу и без повода (дистанцирование), забот становится меньше. Особенно по поводу дурацких замечаний, советов и пожеланий.

Команду слегка обуздали, взбутенили и напрягли. Двинулись. И-раз, и-два.. Где мы сейчас? А нигде. Все вроде бы трудятся, а выхлоп минимальный. Почему? Нет контроля и отчетности («О боже, на этом месте сидел я сам, и как меня доканывала эта отчетность...». Свежо воспоминание?). А теперь лекарство только одно: разделяй, учитывай и властвуй! То есть нагрузка должна быть разделена, учтена и со строгой периодичностью взыскана.

Два подводных камня ожидают вас на этом пути — собственная загрузка, которая мешает просматривать отчетность, и умники, которые отделываются общими фразами. Отчетность о рабочей загрузке должна быть конкретной и строго периодичной, как нормальное отправление естественных потребностей. Иными словами: избегайте запоров и поносов (цитата дня: «Руководитель без учета — не руководитель, а попутчик на дороге к обрыву»).

Что у нас? Движение есть? Есть! Но натяжение шлеек весьма не однородно. Увы! «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» — это писано про любую группу, но все равно имеет право на место не только в личной жизни, но и в производственном процессе. Очень сложно сравнивать продукт «трепетной лани» (девочки-дизайнера, подбирающей картинки, иконки, согласовывающей цвета и т.д.) и матерого «зубрищи» (который выдает на гора по 5 тыс. строк кода еженедельно). Но! Для дела нужны оба!

И здесь начинается первый тур политического вальса, вкупе с легким маккиавелизмом: «зубрам» нужно давать периодический оборот. Не часто. Но болезненно. И, что очень трудно принять душой,— иногда на практически ровном месте (то есть без существенных причин). Затем «прикармливать с руки» в «закрытом от посторонних глаз стойле». А после — опять дистанцирование.

Ура! Мы ехали-ехали и наконец приехали! Достигнут Результат! (Разумеется, положительный — иначе наша история была бы о другом.) Ежели Вы, сударь (или сударыня), не ввели в обиход правильное дистанцирование с укоротом, то на праздничном банкете Вы очень скоро встретитесь с горячими взорами, направленными на Вас... И боже Вас упаси очутиться на положении подпитого дрессировщика в окружении стаи мелких хищников. Увы… надо помнить, что за вашей спиной могут создаваться очень опасные группировки. Для вашего же блага — никаких награждений с раздачей слонов на праздничном банкете (не принимайте все буквально). Размер приза не должен быть известен никому, равно как и размер персональной благодарности каждому из участников.
В этом моменте все равны. А уж потом, когда отшумит и отлязгает, пройдет головная боль и похмелье — с глазу на глаз (и с маленькой долей перчика — чтоб вкуснее было).

Нельзя не упомянуть о пресловутом мираже «нагло присвоенной прибавочной стоимости». Самый человечный из всех пороков — считать деньги в чужом кармане. Особенно в кармане начальника. И вдвойне — когда это не просто начальник, а владелец производства, то есть хозяин. Просто поражает скорость этой метаморфозы! Еще вчера, когда он (она) искал работу, мы встречались за столом переговоров и условия казались ему подходящими. Два месяца спустя... Ну что ж, лекарство тут только одно: «Увы, я просто не в состоянии содержать столь ценного работника». Сначала в шутку. Затем всерьез. Иногда надо забить паршивую овцу, чтобы сохранить стадо. Естественно, что уровень средней оплаты должен соответствовать среднерыночному уровню. Данных для сопоставления всегда достаточно в открытых источниках. В профессиональных журналах как минимум раз в год публикуют статистику по отрасли.

Другое дело, что формы поощрения в малых фирмах могут быть нематериальными и одновременно очень чувствительными. Например, библиотечный день для работы на дому, слегка ненормированный (то есть без строгих рамок с девяти до шести) рабочий день, курсы повышения квалификации, конференции в курортных местах и т.д., и т.п. Что же до той доли, которую вы отнимаете, то уж кому-кому, а вам как хозяину прекрасно известно, на что она идет. Как минимум — это затраты на сопутствующие проекты (доделки и поддержка), как оптимум — создание накоплений на развитие, как максимум — ваш бонус за предприимчивость и риск.

Так что отбросьте сомнения! Для справки: вплоть до 2002 года практически все рекрутинговые фирмы брали 50% с оплаты труда просто за устройство на работу в хорошее место. Эти времена в прошлом, и сейчас тариф составляет примерно 20-30%. Так это просто за связи!

Что ж, иногда вас может посетить мысль: так кто же я сейчас? Все так же специалист? Или пастух, а может — пастырь? Все зависит от вас...

Читайте также

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Наверх