И вот уже несколько месяцев без
работы, а трудоустроившись, поработав пару месяцев, снова оказывается безработной. Что это? Злой рок? Происки недоброжелателей? Давайте разберёмся.
Современное общество просто «повернуто» на молодости. Несмотря на всё увеличивающуюся продолжительность жизни и неуклонно растущий процент пенсионеров в общем числе населения, старым быть не модно и не комильфо. Работодателями данная мода тоже, несомненно, поддерживается. Но, к сожалению, поддерживается она и со стороны работников «в возрасте». Как-то так сложилось, что часто
сотрудник «в возрасте» психологически настроен изначально на более «бесперспективную» работу и должности.
Произошло заметное расслоение среди работников «за 40» и особенно «за 50». Чаще всего мы можем встретить людей данного возраста либо на должностях, требующих высочайшей квалификации – в руководстве предприятий, среди докторов, профессуры, в педагогике, в бухгалтерии и т.д,, либо на низкоквалифицированных и малооплачиваемых должностях – от техничек и продавцов до дворников. Среднее звено практически не представлено людьми «за...».
Только ли по вине работодателей? Недавно я столкнулась с вышеописанным случаем – интеллигентная дама чуть за 50. Масса достоинств. Но.
Во-первых, мадам курит. Руководство компании, куда она трудоустроилась, наоборот, ратует за здоровый образ жизни.
Очень трудно курящему человеку понять, что кому-то может быть просто неприятен запах, исходящий от него после перекуров. А тем не менее, в большинстве случаев, запах очень сильно влияет на восприятие другого человека. И не только запах табака, но и недомытого тела или пота, особенно в тесном помещении, где нет кондиционирования. Это сигнал на подсознательном уровне, поэтому так трудно иногда понять, почему испытываешь совершенно необъяснимую неприязнь к тому или иному человеку.
Во-вторых, некоторая небрежность в одежде и причёске, даже порой украшающая юную девочку, совершенно недопустима для человека в возрасте.
Вроде, прописная истина, но вот неоднократно приходилось замечать, что именно этот вопрос соискательницами «за...» абсолютно не рассматривается как важный... Что нужно этим работодателям? На работу прихожу вовремя, весь день пашу, как трактор, меня в моём кабинете вообще никто не видит и не слышит – что я выряжаться и краситься должна ещё? Я ж не на гулянку пришла! – вот такие аргументы выдвигаются в защиту своего внешнего вида.
И слава Богу, ежели у дамы такой случится на работе кавалер или поклонник – тут она может и причёску освежить, и одежду потщательнее, без разошедшихся швов, начать носить, и маникюрчик организовать... А вот для работодателей и просто сотрудниц она стараться не будет – полюбите меня такой, какая я есть!
В-третьих, психологические особенности возраста «за...» таковы, что большинство людей в этом возрасте уже являются родителями, и чаще всего, взрослых детей. Поэтому, очень часто, восприятие молодых коллег у таких сотрудников «сваливается» в сторону отношения к ним, как к детям. Которых, в свою очередь, можно критиковать и «воспитывать» с высоты мудрости прожитых лет. Что, в свою очередь, в рамках рабочих отношений, вызывает недоумение и протест у «воспитуемых», особенно, если они находятся на тех же, либо более высоких ступеньках карьерной лестницы. Очень часто авторитарный стиль общения, принятый в семье такого работника, он переносит и на своих коллег.
Сложности также испытывают и молодые
руководители. Потому, что находясь в положении руководителя более старшего сотрудника, руководителю приходится быть более ограниченным в возможностях дисциплинирующих воздействий (если руководитель человек тоже интеллигентный), и от манипуляций таких сотрудников (что ты, молодой, понимаешь...; вот поживёшь с моё...; старость надо уважать...) он защищён слабее.
Поэтому, когда приходит соискатель предпенсионного возраста, руководитель испытывает двойственные чувства. С одной стороны, подобный сотрудник – просто находка: в декрет уже не уйдёт, профессиональный опыт значительный, да и жизненный немалый, ещё полон сил, но... С другой стороны, энтузиазм молодости уже, зачастую, уступил место скептицизму зрелости, гибкости в личностных взаимоотношениях маловато, амбициозность, зато не соответствует реальному положению человека в профессиональном мире.
Опять же, тема весьма «скользкая» – неприятие «старого трудоголика» коллективом «молодых раздолбаев». Чтобы показать себя человеком высшей степени деловым и понравиться начальству, многие делают ошибку – работают больше, чем нужно, усиленно демонстрируя своё усердие. Чем настраивают против себя
коллектив (особенно женский), в котором уже сложились внутренние отношения, и обязательное многократное кофепитие с перемыванием друг другу косточек является доброй традицией. Тут уже весь коллектив готов «хором» голосовать против такого коллеги.
Что же делать? У кого там из баснописцев есть совет – «на себя, кума, оборотиться»? Хороший и правильный совет. Прежде, чем трудоустраиваться, и в первые месяцы работы нужно быть очень критичным, прежде всего, по отношению к себе, а не к окружающим. С первой минуты нужно понимать – вы приспосабливаетесь к коллективу, а не коллектив к вам.
Давайте смотреть правде в глаза – трудоустроиться сейчас трудно. И не только человеку «за...», но молодым, полным сил сотрудникам. Конкуренция на рынке труда высочайшая. Значит, следует этот фактор учитывать. Опять же, если вы нуждаетесь в работе не потому, что устали лежать на диване и смотреть сериалы, а, так сказать, «по жизненной необходимости».
Какими бы ни были ваши сослуживцы, если вас устраивает место работы, оплата и прочие факторы (а если не устраивают – зачем огород городить?), следует рационально подходить к вопросу межличностных отношений в коллективе. Это значит – при любой возможности демонстрировать доброжелательность, умение договариваться, открытость и готовность к взаимопомощи. Даже если люди, с которыми вы работаете, не слишком вам нравятся или намного младше и «глупее» вас. К сожалению, пока вы ещё не босс на данном предприятии, выбирать сотрудников не вам. Как говорил товарищ Сталин, «у меня нет для вас других писателей».
Придя в новый коллектив, стоит сразу осмотреться и понять, кто есть кто – кто неформальный лидер, кто «возмутитель спокойствия», кто «рабочая лошадка». И выбрать себе роль, которой придерживаться. Люди любят определённость. Они мирятся даже с наиболее серьёзными недостатками других, если эти недостатки не задевают их лично.
Также, желательно, особо внимательно относиться к собственному внешнему виду и запаху. Простите, что затрагиваю столь интимную тему, однако очень часто именно плохой запах становится камнем преткновения для самых профессионально состоятельных сотрудников, особенно тех, кто вынужден работать в офисе, с людьми. В общем, лучше помыться лишний раз, произвести эпиляцию и пользоваться дезодорантами для рта и тела.
Ещё одним из наиболее важных факторов является настрой. Оптимистический, бодрый взгляд на жизнь прибавляет популярности, а нытьё и бесконечные сетования на жизнь и пересказ печального сериала собственной нелёгкой жизни и проблем и горестей родных или знакомых – наоборот. Ваши проблемы должны остаться за стенами офиса. Учитесь «переключаться» на деловой и бодрый лад – здоровее будете. Юмористический взгляд на самые сложные сложности позволяет их довольно бодро преодолевать.
По исследованиям учёных, здоровье весьма активно забирает и зависть. Да-да, вот та самая зависть, которая овладевает, зачастую, самыми здравомыслящими людьми, делая их весьма уязвимыми. Не стоит сравнивать свои и чужие заслуги, а также вознаграждение за них. Ведь всегда можно найти как примеры положительные, так и отрицательные. Так что, лучше не заглядывать в чужую зарплатную ведомость.
И вообще, ведите себя мудрее – ведь это так естественно для зрелого возраста.