RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Это важно знать каждому
  5. Как подготовить идеальное выступление

Как подготовить идеальное выступление

29.04.2009 826

К сожалению, большинство наших соотечественников не обучено публично высказывать свое мнение и отстаивать его. Образовательная система не предусматривала ни научных изысканий, ни презентации результатов. Единственной публичной деятельностью можно с натяжкой считать подготовку докладов: школьники старательно переписывали из книжки текст, а потом бубнили, читая с листа, а то и просто сдавали учителю. На уроке было необходимо лишь точно повторить написанное в учебнике. Но учебник всей нашей жизни еще не написан, поэтому кое?что приходится делать самим. Например, учиться проводить выступления или презентации так, как это принято во всем мире: готовить не только аргументированное, логичное выступление, а настоящее шоу.

Время, отведенное на подготовку сообщения, надо использовать с толком, заранее настроившись на успех, ведь удачный доклад может дать толчок развитию карьеры, открыть новые горизонты, увеличить шансы на повышение в должности и прибавку зарплаты.

Итак, работу по организации выступления осуществляют в несколько этапов.

1. Сбор и компоновка материала. Надо не только хорошо изучить, но и искренне полюбить то, о чем вы будете рассказывать. Вы должны знать о предмете своего доклада больше, чем собираетесь сказать. Если часть материала не войдет непосредственно в текст сообщения, не думайте, что ваши старания пропадут даром. Аудитория всегда хорошо чувствует компетентность оратора. Изучив и рассортировав информацию, составьте план, и уже по данной канве пишите готовый текст.

Хорошо заранее представлять отношение аудитории к предмету выступления, потому что от этого будет зависеть, как обращаться к публике, сколько информационного, доказательного или обобщающего материала включать в доклад. Вы должны четко понимать значение каждого слова, которое собираетесь употребить, а также правильно его произносить и ставить ударение (разумеется, речь идет в первую очередь о специальных терминах).

Попробуйте предугадать вопросы. Некоторые докладчики специально оставляют для них «лазейки», чтобы иметь готовый ответ. Главное, делать это не в ущерб содержанию и с учетом активности слушателей: станут ли они в принципе задавать вопросы?

Подумайте о контингенте аудитории. К примеру, если шеф попросил провести по предприятию экскурсию школьников, то информацию для них следует подобрать максимально занимательную и облегченную, для группы специалистов предприятия аналогичного профиля сведения могут содержать профессиональные термины, а для руководителей спонсорских или шефских организаций надо найти золотую середину.

На этом этапе нужно подготовить содержательную часть текста. Прочитанная спокойным тоном, без спешки, она должна занять максимум 80 % отведенного времени.

2. «Фишечки» (или «изюминки»,кому как больше нравится). Чтобы заинтересовать аудиторию, начать выступление следует необычно. Например, привести спорный, удивительный или смешной факт. Подойдет также рассмотрение какой?то актуальной проблемы, интересующей большую часть слушателей, а дальше нужно плавно перейти к рассказу о том, как ее решить.

Существуют и более радикальные способы. Современное обучение диктует принципы интерактивности, постоянной обратной связи с аудиторией. Задайте вопрос, пусть он не требует ответа с поднятием руки, но он встряхнет публику. Возможно, мнениями обменяются люди, сидящие рядом. Можно раздать анкету, на которую слушателям надо будет отвечать по ходу вашего выступления, а потом собрать. Или, скажем, листочки с основными тезисами сообщения с пустыми полями на тот случай, если кто?то захочет законспектировать интересные мысли. Кроме всего прочего, это поможет вам справиться со смущением от пристальных взглядов из зала.

Чтобы оживить доклад, используют любые визуальные формы. Подготавливая «фишечки», важно помнить о том, какая перед вами аудитория. Стандартная презентация в Power Point поразит воображение людей, далеких от работы с компьютером, а вот для профессионалов IT надо либо сделать что?то сверхъестественное, чего даже они вообразить не могли, либо, напротив, действовать от противного: размашисто иллюстрировать сказанное маркером на доске, а слушателей заставить поработать с информацией на бумажном носителе.

3. «Узелочки». Очевидно, что руководство, поручившее вам задание, позже будет его обсуждать. Представьте себе, сидят несколько человек и вспоминают. С докладом выступали такие?то сотрудники. А в чем заключались их сообщения? Вышел человек, пробубнил что?то или, наоборот, развлек зал, напичкав свой доклад «фишечками», а о чем шла речь, никто вспомнить уже не может. Поэтому суть вашего сообщения должны запомнить, особенно если оно стоит в ряду других аналогичного характера. Значит, каждую ключевую идею необходимо сопровождать «узелочком» на память. То есть «зацепить» ее за какую?то ассоциацию или образ. Тут уже все зависит от конкретной темы, однако важно помнить, что «узелочек» не только резюмирует сказанное, но и максимально приближает информацию к слушателю, делает ее полезной лично для него.

4. Финал. Завершение доклада не должно быть пафосным, в нем не стоит еще раз пережевывать все сказанное. А вот поблагодарить за внимание необходимо. И, конечно, вопросы. Зная проблему, вы, разумеется, без труда на них ответите, но иногда нужный ответ не приходит в голову. Вся картина выступления окажется смазанной, если оратор не сможет ответить на вопрос. Поэтому следует заранее придумать несколько стандартных фраз на случай, если быстро и по существу ничего сказать не удастся. Например, что?нибудь типа «этот вопрос требует специальной проработки или проведения дополнительных исследований». Обязательно поблагодарите за вопрос. «Спасибо, вы очень тонко вникли в суть проблемы! Именно над этим идет работа в настоящий момент!», «Замечательный вопрос! Я вижу, вы внимательный слушатель!» — разве после таких комплиментов важно, что вы скажете по сути дела?! Ответы на стандартные вопросы и фразы-выручалочки тоже напишите на бумаге в конце текста своего выступления.

5. Шлифовка. Теперь текст можно считать готовым. Перечитайте его, в том числе и вслух, исправьте ошибки, уберите часто повторяющиеся слова. Желательно прочитать текст кому?то из родственников или знакомых, еще лучше, если это будет человек со специальным филологическим образованием или умеющий работать с текстом. Во?первых, «свежее» ухо различит какие?то шероховатости, недосказанности в докладе. Во?вторых, какая-никакая публичность. В?третьих, вы начнете привыкать к звуку собственного голоса, потренируетесь расставлять акценты, интонировать, делать смысловые паузы.

Если есть необходимость, заранее согласуйте текст с руководством, чтобы успеть что?то переделать или исправить.

6. Сценарий. Необходимо разработать сценарий выступления. Вообразите помещение, где вам предстоит читать доклад, подумайте, как вы собираетесь говорить: сидя на месте или поднявшись, с трибуны или вам передадут микрофон. Вспомните, как происходили раньше аналогичные мероприятия, если такой информации у вас нет, постарайтесь ее раздобыть, узнайте подробности у того, кто давал задание. У вас должна сложиться ясная картина всего происходящего с той минуты, как общее внимание будет привлечено к вам, и до того момен-та, когда оно переключится на другого человека или объект. В сценарии следует отразить все: демонстрацию слайдов, предоставление раздаточного материала, ваши передвижения по сцене или территории, если это экскурсия. Проверьте, не выходит ли сценарий за временные рамки.

7. День выступления. Тщательно продумайте свой костюм, проверьте, все ли детали гардероба находятся в «боевой готовности», посмотрите на свою одежду при разном освещении. В зависимости от того, предстоит вам сидеть или стоять на сцене, обратите внимание именно на те детали, которые будут хорошо видны зрителям. Накануне, как перед экзаменом, лучше лечь спать пораньше.

Полная готовность добавит вам уверенности, но не думайте, что перед выступлением у вас не начнут внезапно подкашиваться ноги. Главное, не позволять волнению заходить слишком далеко. Если вы только ощутили тревогу, постарайтесь справиться с нею простыми способами: отвлечься на что?нибудь другое, выпить воды или чая, подумать о приятном. Не надо принимать успокоительные средства, а уж тем более алкоголь — последствия могут быть непредсказуемыми.

Идеальный вариант, когда удается отрепетировать выступление непосредственно на сцене, но если это невозможно, постарайтесь, по крайней мере, проконтролировать готовность необходимых технических средств, раздаточного материала, доски, маркеров и тому подобного.

8. Во время выступления. Не начинайте говорить по пути к трибуне или сразу же, оказавшись на сцене. Переведите дыхание, дождитесь полной тишины. Не торопитесь, следуйте сценарию и заготовленному тек-сту. Не вставляйте в доклад никаких экспромтов, чтобы не сбить с толку вашего напарника или ассистента, который должен, например, показывать слайды. Следите за движением своих рук, выражением лица, расстановкой смысловых акцентов.

Если речь хорошо отрепетирована и вы знаете, о чем говорите, — выступление пройдет успешно, а следовательно, надо готовиться к тому, что стоять на сцене придется регулярно. И тут нет ничего плохого, совсем наоборот, публичность и признание дают много преимуществ, почувствуйте себя звездой!

Ольга КЛИМЕНТОВА
"Работа & Зарплата"

Читайте также

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Наверх