Письменные рекомендации лучше всего просить у работодателя сразу при увольнении. Через некоторое время работодатель может забыть вас в принципе, забыть, что вы заслуживаете хорошей рекомендации, уволиться, уйти из бизнеса – и в этом случае обратиться за рекомендацией, собственно, будет уже не к кому. При обращении к шефу за рекомендациями не стоит быть стеснительным. В рекомендательном письме должно быть указано: как долго вы работали, в чем именно себя проявили и какие качества в вас более всего ценны. В конце желательно: подпись, печать, дата. Кроме того, вы можете взять не одну, а несколько рекомендаций (естественно, они должны отличаться по содержанию): от генерального директора, от своего непосредственного начальника, от начальника отдела, от кадровика. То есть, иногда дело – еще и в количестве. Устных рекомендаций работодатель требует гораздо реже: в анкете он просит указать, кто именно мог бы дать вам рекомендации. Ваше право отказаться от этого, но зачем? Кто может вас порекомендовать?
1. Ваши работодатели. Им может быть даже приятно, что кто-то интересуется их мнением. Сохраняйте их телефоны.
2. Ваши коллеги. Многие соискатели забывают об этой категории рекомендаций – а зря, потому что мнение коллег важно для вашего будущего работодателя. «Я 10 лет проработал с ним. Это кристальной честности человек», – такое признание может оказаться для вас очень полезным.
3. Ваши партнеры. Вы вполне могли работать по договору подряда у какого-либо человека. Он может подтвердить, что вы безукоризненно – далее по списку: вбиваете гвозди, или составляете годовой баланс, или находите «жучков».
4. Ваши друзья. Ваши друзья тоже могут знать вас по работе – так почему бы им не сказать о вас пару добрых слов?
Леонид Сергеев
Как подготовить человека
Конечно, хорошо бы, что- бы у вас была возможность подготовить человека, телефон которого вы указали как вашего возможного «рекомендальщика». Почему? Потому что у него может быть много забот, он может не помнить, чем именно вы знамениты, как прославились. Поэтому не повредит разговор: «Вася, если они будут звонить, вспомни, как я тогда – далее по списку: великолепно фехтовал, или лихо развозил почту, или удачно «разводил» налоговых инспекторов и так далее».
Скажите человеку, что его могут поставить в тупик абстрактным вопросом: «Расскажите про него что-нибудь». В этом случае он может ответить: «Мне было бы проще отвечать на конкретные вопросы. Пожалуйста, задавайте их, не стесняйтесь».
Объясните человеку, что ему могут задавать очень резкие вопросы, например:
– А было ли вам когда-нибудь стыдно за него?
– А чем он плох как работник?
– А если бы он опять к вам пришел, вы бы его приняли назад
Родион Чепалов, психолог
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?