До тех пор, пока с началом Второй мировой войны, когда мужская часть населения отправилась за океан воевать, не возникла необходимость доверять им традиционно мужскую работу в транспортных компаниях. Тогда-то (в 1943 году, если быть точными) и была написана инструкция для мужчин-руководителей.
Итак, что делать, если вам «повезло» и среди ваших подчиненных оказались женщины?
1. Старайтесь нанимать молодых замужних женщин. Обычно они обладают большим чувством ответственности, чем незамужние, и менее склонны к флирту. Они нанимаются на работу, потому что она им необходима. Они достаточно энергичны и заинтересованы в интенсивной и эффективной работе.
2. Если приходится иметь дело с пожилыми женщинами, старайтесь выбирать тех, у кого есть опыт работы вне дома. Пожилые женщины, никогда не занимавшиеся общественным трудом, плохо адаптируются и склонны к сварливости. Никогда не помешает лишний раз напомнить пожилым женщинам о важности дружелюбия и вежливости.
3. Опыт показывает, что упитанные девушки более добродушны и эффективны, чем худые.
4. Наймите врача по женским болезням для осмотра будущих работниц. Это не только защитит вас от судебных исков в будущем, но также позволит выявить кандидаток с женскими проблемами, как физическими, так и психологическими, которые могут помешать выполнению должностных обязанностей.
5. С самого начала разъясните сотрудницам важность фактора времени. Каждая потерянная минута может привести к серьезным проблемам в эффективности. Пока этот момент не будет хорошо усвоен, темп выполнения работы будет оставлять желать лучшего.
6. Выдайте каждой новой сотруднице конкретный план работы на день с тем, чтобы избежать постоянных обращений к менеджменту за инструкциями. Многие организации заметили, что женщины прекрасно выполняют четко сформулированные задания, но им не хватает инициативы для самостоятельной постановки задач.
7. По мере возможности позволяйте работницам менять занятия я в течение дня. Монотонная работа нервирует женщин.
8. Предусмотрите достаточное количество перерывов в течение дня. Следует учитывать женскую психологию: девушки чувствуют себя намного увереннее и лучше работают, если у них есть возможность несколько раз в день причесаться и подкрасить губы.
9. Инструктировать и критиковать работниц следует с большим тактом. Женщины чувствительны: они не могут, в отличие от мужчин, спокойно переносить грубость и резкость. Никогда не насмехайтесь над женщинами - это расстраивает их и приводит к снижению эффективности работы.
10. Не увлекайтесь использованием неформальной лексики в женских коллективах. Даже если дома женщина постоянно слышит ругань мужа или отца, при выборе работы она предпочтет ту компанию, где подобного не наблюдается.
11. Подготовьте спецодежду максимально большого количества размеров, чтобы каждая девушка могла подобрать себе подходящий. Важность этого момента для хорошего настроения женщины нельзя недооценивать.
Спорные моменты
Сегодня с некоторыми пунктами этой инструкции можно поспорить. Вот что о них думают Елена Рудавина, директор по персоналу издательства «Просвещение», и Кирилл Готовцев, генеральный директор рекламного агентства «Маньяко». Оба не понаслышке знают, что такое женский коллектив. Но у каждого на это явление свой взгляд.
Замужние женщины обладают большим чувством ответственности, чем незамужние, и менее склонны к флирту...
Кирилл Готовцев: Вполне актуальная рекомендация на период войны. В текущем положении вещей у вас большие шансы получить выход в декрет в любую минуту. Женщина с ребенком, конечно, тоже не сахар, однако ее проблемы хотя бы предсказуемы.
Елена Рудавина: Большая ответственность замужних женщин - это скорее результат их осторожности. Осторожности, связанной с тем, что она ответственна не только за себя и свою жизнь. За ее плечами семья. Это рамки. Женщина знает, что любые ее неосторожные движения, влекущие неприятности на работе, могут косвенно отразиться на семье. Вот и осторожничает. Незамужние легче рискуют, понимая, что последствия лягут только на саму женщину. В связи с этим я бы сказала, что замужней женщине свойственна большая обстоятельность и продуманность, меньшая склонность к риску, как следствие - повышенная ответственность за свои действия и поступки.
К флирту склонно подавляющее большинство женщин, совершенно независимо от семейного статуса. Незамужние флиртуют более откровенно, им особо нечего скрывать. Замужние - завуалировано. Для женщины флирт - как питательный бульон, без которого она скучнеет, мрачнеет и может в конечном итоге потерять интерес к работе.
...Одна из важных проблем женского коллектива - время. О важности временного фактора постоянно приходится напоминать...
Кирилл Готовцев: Не помогает, как и любая другая логическая конструкция. Чувственная мотивация для девушек куда важнее логической.
Елена Рудавина: Вовсе нет. Важность временного фактора для женщины намного выше, чем для мужчины. Ибо она стремится упаковать в один промежуток времени гораздо больше элементов, связанных как с работой, так и с прочей своей жизнью. Мужчина все рабочее время затачивает под дело. Женщина параллелит мысли, задачки, стараясь успеть и дело сделать, и свои многочисленные проблемки решить. С мужской стороны это видится как непонимание важности времени.
...Женщины прекрасно выполняют четко сформулированные задания, но им не хватает инициативы для самостоятельной постановки задач...
Кирилл Готовцев: Это правда, однако на практике проще их всех убить, чем объяснить.
Если вы с самого начала не будете их учить справляться с задачами самостоятельно - все Очень Грустно Кончится.
Елена Рудавина: Все очень относительно. Инициативы у женщин - хоть отбавляй.
Но, опять же, в силу разных причин женщина лишний раз свою инициативу молча проглотит, предпочтя четкую инструкцию. Это может быть связано с осторожностью или нежеланием рисковать (например, замужние дамы). Либо со сложившейся в коллективе молчаливой традицией восприятия женской инициативы как малозначимой.
Например, если женский коллектив возрастной и преобладают замужние дамы, то инициативу там сыскать сложно. Частенько женская инициатива - продукт желания флиртовать. То есть если в коллективе атмосфера благосклонна к флирту, то женская инициатива будет фонтанировать.
...Монотонная работа нервирует женщин...
Елена Рудавина: Совсем уж странное заявление! Львиную долю монотонной работы делают именно женщины. Хороший пример - бухгалтерия. Много ли мужчин, у которых хватит терпежа изо дня в день вести одни и те же счета в бухучете, корпя над циферками?
Раздражение от монотонной работы имеет не столько гендерную окраску, сколько личностную. Есть люди, которых монотонность нервирует, есть люди, для которых монотонность - символ стабильности и благополучия в делах. И те, и другие в равной степени присутствуют как среди женщин, так и среди мужчин.
Еще примеры из уже близкой мне области: корректор - примерно на 95% женская профессия. Апофеоз монотонности и сосредоточенности. Редактор - менее монотонна, но также включает изрядную долю кропотливых повторяемых элементов. Подавляющее большинство редакторов (особенно литературных) - женщины.
Кирилл Готовцев: Женщины - они разные. Вообще любое управление женщинами надо начинать именно с этой фразы:
- В отличие от мужчин все женщины Совершенно Разные.
...Женщины чувствительны: они не могут в отличие от мужчин спокойно переносить грубость и резкость...
Елена Рудавина: Дело не в спокойствии. А именно в чувствительности. Женщина на грубость может отреагировать спокойно, но это будет скорее внешнее проявление - результат выдержки. Женщина не в силах оставить без внимания грубость и резкость, она не в состоянии их не замечать. Лучший способ дестабилизировать женский коллектив - залить его потоком грубости.
Кирилл Готовцев: Один программист, нанявшись к нам на работу, на следующий день написал в своем ЖЖ: "Тут столько красивых девушек! Но они очень громко ругаются матом, и я не знаю, что мне делать".
...Очень важно, чтобы женщины могли позволить себе хорошо выглядеть (имели возможность выбрать спецовку по фигуре и подкрасить губы в течение дня)...
Елена Рудавина: Безусловно! Это аксиома. Все попытки удавить стремление женщин к заботе о своем внешнем виде и лишение их таковой возможности, в лучшем случае обречены на провал. В худшем - породят кучу проблем и неизбежно снизят дееспособность женского трудового коллектива.
Кирилл Готовцев: На практике достаточно не нервничать, если они отлучаются с рабочего места на пару минут постоянно. При правильной организации это практически не влияет на производительность. В идеале надо еще нанять педикюршу. С маникюром девочки справляются всегда, а вот педикюр на территории работы резко повышает приход работниц вовремя.
Мнение эксперта
Анзор Канкулов (главный редактор журнала Harper´s Bazaar) не просто руководит женским коллективом - он работает для женщин. Мужчина-главред женского журнала делится своими наблюдениями:
«Нервы, истерики, чрезмерно бурная реакция - это нормально. Это то, что всегда нужно иметь в виду и брать в расчет. Приходится быть терпеливым: девушки эмоциональны. У них, помимо прочего, есть такая особенность. Не знаю, свойство ли это всех девушек или только представительниц нашей профессии - они разговаривают одновременно, прекрасно понимая друг друга. Представьте: шесть или семь человек говорят одновременно; они всё понимают, а я - ничего.
Иногда нужно оставлять как можно меньше места для размышлений, действуя в командном режиме и прилагая осознанные усилия по поддержанию некоего общего настроения, которое не пропустит в коллектив всяческих нервных вирусов. Если мужчины расслабляются на корпоративах, то девушкам для ощущения спокойствия нужны ритуалы. Например, если мы выпускаем номер больше, чем в прошлый раз, мы отмечаем это бутылкой шампанское. Если у кого-то день рождения - его нельзя пропустить. Не потому, что это невежливо, а потому, что нужно соблюдать ритуалы.
Насмехаться? Конечно же, унижать чувство собственного достоинства человека нельзя ни в коем случае. Но сказать «Мы знаем, что ты лучше всех, а вот здесь у тебя - не совсем лучше всех» можно. Можно сыграть на тщеславии.
Кстати, насчёт ненормативной лексики тоже абсолютно согласен. Конечно, все люди разные, но всё же... Лучше по мере сил делать комплименты! Это точно только на пользу.
Что касается найма замужних... Наверное, мои слова прозвучат несколько некорректно по отношению к законодательству и этическим нормам общества, но, думаю, как отец двоих детей могу позволит себе сказать, что девушка, которая только что вышла замуж - и, тем более, недавно родившая - не полноценный работник. На это приходится делать скидку.
А что касается «упитанных мягких» девушек - независимо от комплекции я предпочитаю брать на работу стервозных. Это вносит в работу момент соревновательности и состязательности. Кстати, девушки любят дружить против кого-то. Хорошо, если такой «объект для насмешек» у них есть - и желательно, конечно, чтобы он был за пределами коллектива».
Времена меняются
Резюмируя: женщины, независимо от возраста, комплекции и семейного положения, прекрасно справляются с любыми заданиями - даже с кропотливой монотонной работой (особенно с кропотливой монотонной работой!), могут в случае необходимости проявить инициативу и не лезут за словом в карман.
Но, как и шестьдесят с лишним лет назад, они любят хорошо выглядеть и не прочь пофлиртовать - в свободное от работы время.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.