Что грозит?
Как уже говорилось выше, наиболее традиционными для украинских работодателей сейчас стали Тест на IQ, или как его еще называют — тест Айзенка, а также Цветовой тест Люшера. Тесты на IQ – это тесты на проверку коэффициента интеллекта. Они являются элементом прикладной психологии и используются действительно повсеместно для измерения следующих параметров человеческой личности:
- способности мыслить и рассуждать абстрактно;
- способности к решению задач;
- способности к приобретению знаний.
Обычно соискателю предлагается один из многочисленных тестов, на решение которого дается 30 минут. Далее ваши ответы сравниваются с «ключом». Естественно, чем больше правильных ответов, тем выше ваш IQ: минимальный уровень IQ = 70, максимальный — 180. Средний уровень IQ колеблется от 100 до 120 баллов.
Однако до сих пор находится немало оппонентов, которые утверждают, что тесты на IQ носят субъективный характер, поскольку применение IQ на практике — при отборе в школах, например, — имело просто катастрофические последствия.
Пожалуй, самый «безобидный» и приятный из психологических тестов — тест Люшера. Кандидату предлагается два раза с перерывом в три минуты выбрать цвета в последовательности от наиболее приятных до наиболее неприятных. В результате тестирования строятся выводы по характеристике общего настроения, желаемых целей и средств эмоционального поведения. На основании результатов теста можно также получить общую характеристику работоспособности человека, о чем говорит выбор трех цветов: в начале ряда (и вместе) — зеленого, красного и желтого. Однако интерпретации не всегда однозначны.
Что это дает?
«Каждый работодатель сам разрабатывает методологию отбора своих сотрудников. Его право – включать или нет всевозможные тесты. Иногда это оправдано и помогает экономить время. Но я никогда не делаю заключений на основании только результатов тестирования. Прибегаю к нему, как правило, если имеются определенные сомнения относительно кандидатуры соискателя, таким образом, перекладывая ответственность за финальное решение на тест», — делиться своими размышлениями по этому поводу Наталья Макарук, директор по развитию агентства «Ай-Ти Персонал».
Поддерживает ее и Лидия Надыч-Петренко, менеджер по развитию бренда работодателя компании «JTI Украина». По ее словам их компания в своей практике не использует методик, которые как инструмент рекрутмента не валидированы профессиональными исследовательскими организациями. «Проанализировав требования к каждой должности, мы сможем найти более точные и подходящие критерии для описания требований к кандидату, нежели одно емкое слово «интеллект». Под этим понятием можно подразумевать как глубокие аналитические способности, так и креативность. А они оцениваются полярными способами», — уверена г-жа Надыч-Петренко.
Впрочем, есть и сторонники такого подхода. «Использование данных методик целесообразно, если вы четко понимаете, что необходимо иметь на выходе, у вас есть соответствующий и надежный инструментарий, а в компании есть опытный психолог-диагност, который сможет провести само тестирование и интерпретацию результатов на высоком уровне», – считает Игорь Кукишев, начальник подбора и адаптации персонала ОАО «Эрсте Банк». Основными сферами, где стоит пользоваться IQ-тестами, являются научная деятельность, экономика, консалтинг, аудит и высокотехнологичный бизнес (производство, телекоммуникации).
Когда вредно быть умным
Стоит отметить, что сотрудники с «зашкаливающим» IQ далеко не всегда нужны компании. И не только потому, что подчиненный может быть умнее своего босса. Просто высокий уровень интеллекта будет, например, препятствовать успешной и долгосрочной работе, на позициях исполнительного уровня, на «тупиковых» должностях, где не предвидится расширения должностных функциональных обязанностей и возможности роста и развития.
Также уровень IQ совершенно бессмысленно проверять у кандидатов на так называемые «вербальные» должности — продавцов, менеджеров, торговых представителей и агентов, преподавателей, PR-менеджеров, журналистов и т.д. Эйчары уверены — лучше взять «сейла» с IQ 100 баллов, чем с IQ 135 баллов.
Что же касается должностей аналитиков, финансистов, аудиторов и прочих «высокоточных» и «высокотехнологичных» направлений, то тут, конечно, чем больше — тем лучше. Да только вот беда — за дополнительные баллы, набранные при прохождении теста на IQ, еще никто из работодателей, введших такую практику, не доплачивал. Там может все-таки лучше быть красивым?
Коротко о главном:
Несмотря на появившуюся среди работодателей моду тестировать соискателей с помощью методик Айзека и Люшера, это, по мнению экспертов, бесполезное занятие, так как результаты подобных тестов не отображают ни владения профессиональными навыками, ни отношения кандидата к работе. Впрочем, в высокотехнологичных отраслях тест на IQ имеет смыл проводить, но решающего значения он иметь не может.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.