RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Личные качества на работе
  5. Комплекс компетентности

Комплекс компетентности

13.03.2007 25139

Латинское слово competo(«компетентность») можно перевести как «соответствовать, подходить». Поэтому абсолютно во всех сферах, где необходимо быть «на высоте», существует это понятие. Эмоционально компетентный человек понимает и может рассказать о своих чувствах, старается преодолевать себя и успокаивать другого в трудной ситуации. Социальной компетентностью называют умение вести себя в обществе: важно понимать, что и кому сказать, а когда и в какой ситуации промолчать, быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам, заводить знакомства и строить доверительные отношения. И еще много-много всего, что мы делаем, ежечасно общаясь на работе или дома, в магазине или турпоходе, в самых разных ситуациях.

И, наконец, профессиональная компетентность позволяет нам достигать вершин «ремесла», а это высший уровень профессионализма.

Что же стоит за этим понятием? Кто-то скажет опыт, плюс знания и образование, кто-то назовет эффективность и безошибочность выполнения работы.

Анна Степановна Крутецкая, психолог, в качестве научного сотрудника посвятившая не один год изучению этого понятия, ныне директор по персоналу, считает, что компетентность — «не только мастерство исполнителя, но глубокое понимание всех проблем, творческий подход и умение обучать и обучаться, увлеченность и преданность своей профессии». И с этим нельзя не согласиться, ведь профессионалом делают не только знания и опыт, но и подход к работе. Компетентный специалист будет ощущать почти физическое отвращение к некачественно выполненной работе или задаче, решенной «некрасиво» и неоптимально. Иными словами, «профессионал не тот, кто может работать хорошо, а тот, кто не может работать плохо».

Раз ступенька, два ступенька…

Согласно теории компетентности, процесс осознания этого качества подразумевает плавный переход от полного непонимания факта своего «неумения» к бессознательной компетентности.

На первом этапе можно даже не осознавать, что мы чего-то не знаем и нам этого «чего-то» не хватает. Помните счастливое дошкольное детство, когда для того, чтобы послушать сказку, не обязательно было знать все буквы алфавита? Но и став взрослыми, мы не стремимся знать и уметь все… «Не рыбак» никогда не почувствует укоров самолюбия, что не умеет готовить мастырку, а «не летчик» — никогда не узнает, что не в состоянии переносить перегрузки на сверхзвуковой скорости.

Однако, желая что-то свершить, вдруг осознаем, что не можем и не умеем этого, и начинается следующий этап — «осознанной некомпетентности». Например, когда юная леди понимает, что ездить на такси к любимой подружке через весь город — дорого, а на троллейбусе — долго, она может решиться пойти на водительские курсы и получить права.

А дальше — от нас самих зависит, станем ли мы «осознанно компетентными», овладев навыками, которых не хватает, либо останемся в стороне от прогресса.

Стадия «осознанной компетентности» достигается путем приобретения знаний («знаем как» водить машину или готовить яичницу) и умений (научились это делать, но все еще задумываемся, когда включить левый поворот (в первом случае), и сколько положить соли (во втором)).

И, наконец, достигнув этапа «неосознанной компетентности», мы приближаемся к вершине профессионального совершенства. Навыки стали настолько привычными, что уже не требуют дополнительных «консультаций» с сознанием. Управление автомобилем «на автопилоте» — приятный плод многолетнего опыта вождения, как и диагноз, интуитивно правильно поставленный опытным врачом.

Но это — в идеале… А ведь мы так часто видим руководителей, не обладающих этим ценным качеством, и чиновников, путающихся в инструкциях.

Для объяснения этого факта человечество, в лице американского педагога и писателя Лоуренса Дж. Питера, придумало еще одну, весьма любопытную теорию…

Потолок компетентности

Согласно принципу Питера, каждый работник до тех пор продвигается по служебной лестнице, пока не достигнет своего «уровня некомпетентности». А уже на этой должности остается до пенсии, так как «расти вверх» ему больше некуда. Эта идея и позволила Лоуренсу Питеру прийти к мысли, что для каждой должности обязательно найдется сотрудник, неспособный ей соответствовать. И при достаточном числе продвижений по службе, эту должность займет именно он. Тогда как всю полезную работу совершают не достигшие уровня своей некомпетентности. Вследствие этого: «Мы, пожимая плечами, игнорируем безнравственного священника, судью-взяточника, косноязычного адвоката, писателя, не способного писать, и учителя, делающего орфографические ошибки», — пишет Питер.

Но справедливости ради нужно вспомнить и о критике «принципа Питера» Сириле Норткоте Паркинсоне, серьезном английском историке и авторе «смешных законов Паркинсона». «Принцип Питера был преподнесен человечеству в сопровождении мощной рекламы, но приходит в противоречие с нашим опытом и не выдерживает критики. Питер предполагает, что уровень компетентности каждого так же неизменен, как его рост и группа крови. Однако, если отдельные неудачи и провалы и объясняются недостатком ума у исполнителей, то все же большая часть этих неудач — следствие непорядочности, лени, трусости, неаккуратности, невнимательности и небрежности. Это уже пороки, скорее, морального свойства, чем интеллектуального, а моральные качества могут меняться день ото дня под влиянием разного рода обстоятельств», — резонно замечает Паркинсон. Не согласен он и с предположением, что компетентность сотрудника, проявленная им на «низших» ступенях иерархической лестницы, способствует его продвижению по службе. «Во многих организациях существует барьер, который большинству сотрудников никогда не преодолеть. Основанием для блестящей карьеры может быть способность успешно сдавать экзамены, развиваться она может за счет способности льстить, а вершины своей достигнет, благодаря способностям претендента удачно жениться». И действительно, с этим трудно не согласиться. Наверное поэтому, мы сплошь и рядом видим случаи, когда начальство с трудом «терпит» профессионала, но возвышает и лелеет некомпетентных работников…

«Несговорчивые» профессионалы

«Зачастую они отлично знают себе цену и поэтому самоуверенны. Могут проявить упрямство и даже строптивость, если считают, что что-то делается «не так», — характеризует «звездных профессионалов» Андрей Приходько, HR-консультант рекрутингового агентства. И добавляет:«Компетентные, высококвалифицированные сотрудники редко бывают еще и «удобными в эксплуатации».

И действительно, по сравнению с «профи», некомпетентные работники значительно «удобнее», ведь легко соглашаются на выполнение любой порученной задачи, какой бы сложной она ни была, потому что заранее не знают путей ее решения и не могут оценить ее невыполнимость. Никогда не спорят с начальством. Меньше дорожат своей профессиональной репутацией, чем карьерой и отношениями с вышестоящими по должности, потому что знают: найти подобную работу в другом месте будет очень сложно.

А если сотрудник компетентен, он никогда не станет обещать сделать то, что невыполнимо. Не позволит сдать некачественную работу клиенту или партнерам, потому что очень дорожит своей репутацией. И в этом случае он не будет покладистым. Не согласится признавать «ошибки», если уверен, что прав. Не преминет напомнить, что предлагал иной путь решения проблемы, если работа зайдет в тупик.

Поэтому не каждый руководитель может эффективно управлять командой «лучших». Несоответствие управленческих способностей руководителя и квалификации его подчиненных становится причиной серьезнейших кадровых проблем в такой компании.

Но если «ключи к сердцу» профессионала известны его руководителю, если существует взаимное уважение и понимание общей цели, такой сотрудник будет незаменим и чрезвычайно эффективен.

Однако, возникает вопрос, сможет ли каждый новичок, осваивающий азы профессии, стать со временем компетентным и квалифицированным специалистом?

Знания, способности или характер

Практически в любой сфере, чтобы достичь профессиональной компетентности нужно обладать рядом качеств, которые, на первый взгляд, не так уж и важны для успешного овладения профессией. Можно научиться всем тонкостям выбранной специальности. Можно развить память и внимание, улучшить аналитические способности, но значительно важнее научиться терпимости, человечности, ответственности. Поэтому именно «набор» личных качеств и желание повысить компетентность в своем деле позволяют достигать профессиональных вершин.

Тогда как несовместимость выбранной (или освоенной под давлением обстоятельств) профессии с желаниями и личными мотивами приводит к неудовлетворенности не только работой, но и жизнью. Поэтому, даже потенциально способные достичь высокого уровня компетентности не могут стать хорошими специалистами, если работа «не по душе». Если вы не удовлетворены своей деятельностью, страдает и продуктивность, потому что «энергетическая цена», которую вы платите (ежедневно заставляя себя заниматься неинтересным или неприятным делом), чрезвычайно высока. В этом опасность выбора профессии «по престижности» или «денежности».

Иное дело, если человек всей душой стремится заниматься любимым делом, однако у него нет ярко выраженных способностей. В этом случае нельзя опускать руки. Ведь наш мозг, обучаясь, способен «выращивать» и формировать новые общности нейронов (нервных клеток, «кирпичиков» мозга) и тем самым компенсировать недостающие «врожденные» задатки.

Знаю художника, который стал великолепным портретистом, несмотря на то, что в детстве у него не обнаруживалось никаких художественных способностей. А известный эксперимент психологов под руководством Б. М. Теплова позволил доказать, что обладающих более чем посредственным музыкальным слухом можно обучить игре на инструментах. Хотя, конечно же, им не удастся стать гениальными музыкантами, но достичь хорошего уровня они вполне смогут.

Только довольно редкие специальности предполагают врожденные исключительные физические качества или способности. Поэтому, если речь о чем-то более обыденном, чем профессия летчика-космонавта, не стоит прогнозировать свою «профнепригодность».

К счастью, наш организм устроен таким образом, что дает неограниченные возможности приобретать умения и навыки, которых у нас нет.

Именно поэтому мы можем заниматься практически любым делом, которое нам по душе, — было бы желание!

Кстати:

Профессор Саратовского государственного университета Рашид Хасиянович Тугушев провел исследование (среди журналистов), которое доказало, что успешных и компетентных специалистов характеризовали девять качеств: ответственность, организованность, уравновешенность, понятливость, интеллектуальная эффективность, активность, общительность, культурность и образованность. А некомпетентных — нетерпимость, самоуверенность, неспособность к самореализации, импульсивность и несговорчивость.


Читайте также

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 Сентябрь, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».


↑ Наверх