Этот террор, главным образом, психологический, принято называть словом «моббинг» (от англ. mobbing – нападать, грубить). Но только в случае моббинга (по-простому – офисного террора), простая смена работы превращается в банальное бегство…
В рамках данной статьи расскажем о таком весьма распространенном явлении, как моббинг. Отдельное внимание уделим причинам и последствиям моббинга, а также предложим несколько советов тем, кто волею судьбы оказался на передовой офисной войны.
Вертикальный и горизонтальный моббинг
Итак, конторская травля, которую многие испытывали на собственной шкуре, называется английским словом «моббинг». Перефразируя классика русской литературы Л.Н. Толстого, скажем, что все офисные коллективы с позитивной атмосферой похожи друг на друга, а каждая офисная война жестока по-своему. Иными словами, моббинг может проявляться в виде досужих слухов, социальной изоляции, запугивании, унижении и т.д. Однако стоит отметить, что границами моббинга являются моральные принципы, воспитание и уровень культуры служащих офиса.
Вместе с тем, стоит учитывать, что моббинг может быть горизонтальным и вертикальным. В первом случае речь идет о том, что нападки исходят от коллег по комнате, по отделу или коридору. Во втором случае террор исходит от начальства. И в отдельную категорию необходимо выделить так называемый буллинг: конфликт между двумя людьми в коллективе без вовлечения коллег или начальства.
Так или иначе, но моббинг исходит от людей, поэтому он всегда имеет организатора, который вследствие вымышленного или реального конфликта начинает проявлять агрессию. Общепринятым является мнение, что организованное психологическое преследование на работе носит исключительно межличностный характер. Говоря иначе, миссия, внутренний устав и жизнь компании никоим образом не связаны с моббингом. Более того, считается, что конфликтующие стороны приносят интересы организации в жертву своим личным амбициям. Однако, вопреки сложившемуся мнению, это не всегда так! Довольно-таки часто предпосылкой офисного конфликта может стать ложное, искаженное понимание миссии и ценностей той или иной организации. В этом случае происходит конфронтация между людьми по «идейным соображениям».
И вот мы вплотную подходим к вопросу о мотивах, которыми руководствуется «офисный хулиган», доводя своих подчиненных или коллег до белого каления.
Причины…
— Способ уволить сотрудника.
Весьма часто в коллективе провоцируются конфликты, цель которых – уволить сотрудника. Но проделать все в рамках Трудового законодательства, т.е., чтобы сотрудник сам положил на стол заявление об увольнении по собственному желанию. Неудивительно, что в данном случае в роли организатора-агрессора моббинга выступает начальство либо член коллектива, начинающий травлю по наущению непосредственного руководителя.
— Офисная «дедовщина».
Офисная «дедовщина» довольно-таки частое явление в различных компаниях. «Старожилы» организации, стоявшие у истоков основания бизнеса или проработавшие в компании продолжительное время, считают, что имеют полное право поучать «новичков». А последние, в свою очередь, непременно должны с превеликим уважением относиться к «старожилам». Немудрено, что вышеописанная ситуация – идеальная почва для возникновения конфликтов, которые в скором времени могут перейти в целенаправленный моббинг.
— Имитация бурной деятельности, или как скрыть свою профнепригодность.
Наверняка, в каждой компании работали эдакие «имитаторы бурной деятельности». Причем, подобные субъекты могут быть, как рядовыми сотрудниками, так и руководителями. Вся их кипучая деятельность направлена не столько на исполнение своих служебных обязанностей, сколько на укрепление своего шаткого положения в организации путем принижения несомненных достоинств и профессиональных качеств подчиненных или коллег.
— Желание самоутвердиться.
Пожалуй, одной из самых частых причин моббинга является желание самоутвердиться за счет коллег или подчиненных. Заметим, что в этом случае организатор-агрессор, унижая себе подобного, возвышается над ним. Поведение мучителя (желание самоутвердиться за счет другого человека) может быть продиктовано и собственными психологическими комплексами, и отсутствием профессионализма, и личными и служебными неудачами.
— Менталитет.
Украинские компании сотрудничают с зарубежными компаниями. И отечественным сотрудникам поневоле приходится контактировать с жителями других государств, менталитет которых несколько отличен от нашего. Борьба менталитетов перетекает в жесткий моббинг.
Мы перечислили лишь базовые причины моббинга. В действительности же их несравнимо больше. И в этой связи необходимо назвать факторы, допускающие такой террор на рабочих местах. Во-первых, моббинг процветает, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, его игнорируют. Однако если не замечать и замалчивать проблему, она никуда не исчезнет. Терпимость в этом случае недопустима! Во-вторых, жертвы психологического третирования, истощенные и морально, и физически, просто не в состоянии защитить себя. Да и говорить в нашей стране о судебных процессах, связанных с моббингом, можно лишь с горькой усмешкой.
Последствия…
Моббинг на работе самым негативным образом сказывается на состоянии здоровья объекта преследования. Продолжительный прессинг на работе может привести к возникновению суицидальных мыслей у сотрудника. В зависимости от продолжительности психологического террора, его жестокости, а также в зависимости от психологической устойчивости человека, люди могут приобрести целый букет психологических и физических расстройств. Проблемы со сном, перманентные стрессы, депрессия, рассеянность внимания, паника – все эти и многие другие расстройства провоцирует моббинг.
Безусловно, подавленное эмоциональное состояние сотрудника напрямую связано с низкой производительностью труда, что, в свою очередь, не самым лучшим образом сказывается на функционировании всего предприятия. К тому же, и человек, третирующий коллег или подчиненных, также тратит неимоверное количество усилий и времени на это малопочетное занятие вместо того, чтобы заниматься прямыми служебными обязанностями. Резюмируя, скажем, что моббинг – это сущее наказание для всей организации! И любые предпосылки к этому «благородному» занятию должны в корне пресекаться либо непосредственным руководителем, либо Отделом развития и управления персоналом, в чью компетенцию, собственно, и входит урегулирование этих вопросов.
Что делать?
Итак, мы поговорили о причинах моббинга и в нескольких словах рассказали о последствиях этого явления. И напоследок дадим несколько советов тем, кто по несправедливому (или справедливому) решению Всевышнего оказался в центре офисных баталий.
Во-первых, советуем не волноваться или, на крайний случай, не показывать свое волнение обидчику. Ваша истерика станет лишь дополнительной подпиткой для агрессора, а вот ваше спокойствие вполне возможно подействует на него угнетающе и несколько отрезвляюще! Быть может, ваша стойкая позиция приведет к тому, что обидчику станет неинтересно вас третировать.
В-третьих, постарайтесь найти причину конфликта, повлекшего за собой моббинг. Выяснив причину, вы можете варьировать свое поведение и, тем самым, справиться с ситуацией. В любом случае, ситуация будет находиться под вашим полным контролем.
Во-вторых, постарайтесь абстрагироваться от всей конфликтной ситуации. И упаси вас Господь трепать себе нервы и накручивать себя.
В-четвертых, нелишне будет обратиться либо к непосредственному руководителю, либо в Отдел развития и управления персоналом.
В-пятых, в самом крайнем случае обращайтесь в суд. Быть может, ваш случай станет тем самым прецедентом, когда дело, связанное с моббингом, дойдет до своего логического завершения, т.е. закончится выплатой компенсации за моральный и материальный ущерб.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.