Результаты недавно проведенного всероссийского опроса старшекурсников показали, что только 40% респондентов собираются связать свою жизнь с когда-то выбранной профессией. Давайте попробуем разобраться, с чем же связано массовое нежелание или неспособность дипломированных учителей, врачей, экономистов строить карьеру по полученной в стенах альма-матер специальности и действительно ли так фатальны перспективы сегодняшних абитуриентов.
Стратегический просчет
Профессия изначально может быть выбрана ошибочно. Вчерашний школьник еще не обладает достаточным жизненным опытом, чтобы просчитать ситуацию на годы вперед. А мудрые советчики в лице талантливого профконсультанта, педагога или авторитетного для подростка взрослого редко оказываются рядом в нужный момент. Поэтому тинейджеры часто ориентируются на мнение сверстников, глянцевые примеры, почерпнутые из массмедиа, или поддаются нажиму родителей, которые, конечно же, желают обожаемому чаду только добра.
Только через несколько лет молодой человек поймет, что сел не в свои сани, и начнет путь с нуля. Именно такая история произошла с Ниной из Твери. После школы девушка поступила в институт на факультет бухгалтерии. Ее мама всегда считала, что для женщины это лучшая специальность: вакансий финансистов всегда предостаточно, да и сама работа спокойная, стабильная. Еще в период учебы Нина поняла, что ошиблась с выбором, но не хотела расстраивать домочадцев и убеждала себя, что как-нибудь все наладится, хотя ей приходилось буквально себя заставлять ходить на лекции. После окончания вуза девушка устроилась на крупное предприятие. Полгода честно пыталась привыкнуть к работе, но так и не смогла. От одной мысли, что ей всю жизнь придется считать чужие зарплаты и обсуждать с коллегами сериальные новости, ей становилось тошно. После увольнения несколько месяцев Нина состояла на учете в центре занятости. Сегодня она служит администратором в кинотеатре. Правда, эта работа тоже не является ее стихией, тем не менее несостоявшаяся главбух чувствует себя гораздо счастливее, чем когда позволяла родителям определять свою судьбу: «Теперь я сама за себя в ответе, самостоятельно решаю, чем буду заниматься. Только от одного осознания своей свободы мне хочется петь от счастья…»
Крушение надежд
Чрезмерная доступность коммерческого высшего образования тоже играет свою негативную роль. Во-первых, снизилось качество подготовки. В наше время далеко не всякий молодой специалист по званию является таковым на деле, а работодателям не нужны дипломированные «полуфабрикаты», которых придется заново учить азам профессии.
Уже притчей во языцех стало пресловутое перепроизводство кадров по некоторым модным направлениям. Ежегодно сотни университетов и академий по всей стране выбрасывают на рынок труда тысячи юристов, экономистов, менеджеров, заранее обреченных на невостребованность.
Кроме того, слишком доступное образование приводит к тому, что молодежь думает: «Зачем напрягать силы, если благодаря деньгам родителей поступление в любой вуз гарантировано?» Неудивительно, что при подобном подходе многие весьма туманно представляют свои профессиональные перспективы. Но однажды студенческая жизнь заканчивается и наступает горькое разочарование. В реальности профессия может оказаться не такой интересной и легкой, как казалось в процессе учебы. К молодым специалистам руководство предъявляет весьма жесткие требования, к тому же нередко вместо ожидаемой престижной должности выпускнику брендового вуза предлагают стартовую позицию с весьма скромным окладом.
Наниматели часто сталкиваются с ситуацией, когда юноши и девушки, обнаружив, что их завышенные ожидания разбились о суровую реальность, вместо того чтобы начать вгрызаться в работу, повышать свой профессионализм и упорно, ступенька за ступенькой подниматься по карьерной лестнице, просто сбегают туда, где, как им кажется, больше шансов получить все и сразу.
Безнадега
Отсутствие перспектив — тоже серьезный повод, чтобы забросить свой диплом в дальний ящик стола и отправиться на поиски ремесла понадежней. Что ни говори, а такие понятия, как «призвание» и «любовь к своему ремеслу», конечно, играют в нашей жизни не последнюю роль, но если денег с трудом хватает, чтобы свести концы с концами, то невольно задумаешься о необходимости радикальных перемен. Отсутствие мотивации к работе из-за проблем с жильем, недостатком финансовых средств очень часто вынуждает молодых специалистов менять направление в самом начале своего профессионального пути. Вот и оставляют перспективные кадры науку, школу, больницу, завод, чтобы заработать на достойную жизнь, обеспечить семью.
Не потерянное время
По мнению экспертов, ничего катастрофичного в том, что часть выпускников сразу переориентируются на другие профессии, нет. На Западе картина примерно такая же. Просто многие из нас до сих пор живут советскими представлениями и вспоминают о системе последипломного распределения молодых специалистов, существовавшей в доперестроечные времена. Но ностальгировать о ней может лишь тот, кто на себе не испытал все прелести данного «блага». Большинство старшекурсников с тревогой ждали окончания института, понимая, что есть шанс на несколько лет загреметь в глухую провинцию. Получить же на руки «свободный диплом» было еще хуже, ибо это было равносильно волчьему билету — клейму, означающему, что с тобой лучше никаких дел не иметь.
Когда система распределения вместе с СССР канула в Лету, многие вздохнули с облегчением. Гипотетический скептик может резонно возразить: «Да, то было несовершенно, но что хорошего в нынешней модели образования, если средства, вложенные в подготовку специалистов, часто расходуются без пользы?»
Ну во-первых, зачастую на учебу тратят не казенные, а личные средства студентов или их родителей.
Во-вторых, если государство в декларативном порядке будет решать, сколько в ближайшей пятилетке стране понадобится юристов, экономистов, инженеров, историков, модельеров, то мы быстренько опять скатимся к «плановому раю», когда технолог с рижской кондитерской фабрики должен был связываться с отраслевым министерством в Москве, чтобы согласовать с вышестоящим начальством рецептуру нового печенья.
Наконец, в-третьих, пользу несостоявшийся инженер или гуманитарий все равно получит, и немалую. Качественное высшее образование закладывает серьезную культурную базу, расширяет кругозор, учит эффективно работать с информацией. Приобретенные знания и навыки, особенно если они дались нелегко, обязательно помогут преуспеть на любом поприще.
Именно поэтому для многих нанимателей, если речь не идет об отраслях, где необходимы узкие специалисты, не так уж важно, окончили вы профильный вуз или нет. Сама по себе «вышка» уже в какой-то степени свидетельствует о таких ваших качествах, как амбициозность, интеллигентность, склонность к постоянному самообразованию. В то же время практика показывает, что диплом даже самого престижного университета не поможет тому, кто недостаточно ловок в карьере. Среди преуспевших же в своей области звезд многие учились на совсем другую профессию. Вспомните хотя бы бывших медиков — знаменитого барда Александра Розенбаума и драматурга Григория Горина.
Впрочем, и при отказе работать строго по диплому образование не только пригодится в качестве культурного фундамента, но и может успешно конвертироваться на новом поприще. Сетевой маркетинг это уникальный вид бизнеса, который запросто может приносить его организаторам и лидерам миллиарды долларов.
Параллельным курсом
Если затрудняетесь с выбором, обратите внимание на смежную с вашей основной специальностью область. Так, из квалифицированных психологов получаются отличные менеджеры по персоналу, из историков — пиарщики, журналисты, экскурсоводы. Филологи запросто переквалифицируются в редакторы, переводчики, гиды. Хорошего инженера с удовольствием возьмут туда, где его знания техники будут на вес золота. Кстати, выпускники этой категории становятся замечательными менеджерами по продаже какого-нибудь оборудования.
Между прочим, стратегически мыслящие руководители высшей школы уже уловили тенденцию нашего времени и наравне с обучением узких специалистов развернули программы так называемого мобильного образования: то есть стали готовить своего рода универсальных солдат — профессионалов широкого профиля. В подобном подходе есть резон, ведь за те пять-шесть лет, пока молодой человек учится, потребности бизнеса могут сильно измениться. Нынешний кризис тому наглядный пример. Поэтому знаний и навыков выпускника должно хватить на то, чтобы быть компетентным сразу в нескольких областях.
По специальности
Что же посоветовать тем студентам, кто все-таки стремится работать именно по выбранной специальности? Лучше всего делать ставку на вуз, который гарантированно станет надежным трамплином в профессию. Это может быть институт, имеющий партнерские договоры с фирмами на трудоустройство своих выпускников, или корпоративный факультет, открытый крупной компанией на базе отраслевого университета для подготовки кадров для собственных производственных нужд. Полезно ознакомиться с публикуемыми в прессе рейтингами и выбрать на их основе заведение с лучшими показателями постдипломной востребованности выпускников.
Желательно также начинать работать по будущей специальности еще в период учебы. Тогда на момент окончания вуза вы будете иметь неплохой стаж, связи, готовые проекты и тому подобный профессиональный капитал, очень ценимый нанимателями. Для вас такой опыт будет бесценен, ибо позволит научиться эффективно трудиться в коллективе, взаимодействовать с руководством и т. д. Некоторые предприимчивые студенты успевают к пятому курсу поработать в нескольких местах или даже начать свое дело. Наверняка у таких молодых да ранних не возникнет проблем с профессиональным становлением.
Огромную пользу принесут и прицельно организованные самому себе практики и стажировки в интересных вам фирмах. Причем эффект от них тоже может быть многократный: вы не только зацепитесь за нужную работу, но и поймете, действительно ли желаете для себя такого будущего.
Ярмарки вакансий, студенческие биржи труда также являются мощнейшими инструментами планирования карьеры. Информацию о них можно получить в собственном вузе или территориальном центре занятости населения. Кстати, как ни странно, многие ребята даже не подозревают, что в их образовательном учреждении есть собственные кадровые агентства.
Вообще, без активной жизненной позиции, моторности сегодня не преуспеет в профессии даже отличник. Поэтому учитесь находить информацию и использовать для достижения цели все доступные ресурсы. А возможностей у среднестатистического студента продвинуть себя на рынок труда не так уж мало: это и интернет-сайты для молодых специалистов, форумы, на которых общаются профессионалы, и пр. При поиске работы не пренебрегайте помощью родителей, друзей, просто шапочных знакомых. Одним словом, если у вас есть четкая цель, энергично и смело двигайтесь к ней. Все обязательно получится!
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.