Известно, что мотивация к труду начинает формироваться у человека еще до начала его профессиональной трудовой деятельности. Постепенно в процессе обучения в школе, среднем специальном (ссуз) или высшем учебном (вуз) заведении и во время социального общения развиваются трудовые качества личности, такие как трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, приобретаются первоначальные трудовые навыки. Эти качества лежат в основе мотивации к труду и в дальнейшем получают развитие под влиянием реальной рабочей среды при вступлении в сферу общественного производства.
Профориентация школьников служит началом формирования чувства идентификации работника с предприятием, а следовательно, мотивации к эффективному труду. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
В связи с этим предприятия, заинтересованные в притоке молодых специалистов, должны активно участвовать в процессе профориентации учеников старших классов, особенно тех школ, в которых преимущественно учатся дети работников предприятия. Наиболее актуальными на настоящий момент темами профконсультаций могут быть:
-профессии, востребованные на данном предприятии и на современном рынке труда;
-содержание работы конкретных специалистов;
-требования предприятия к специалистам в области знаний, навыков, умений, личных качеств;
-образование, которое необходимо получить, чтобы стать тем или иным специалистом;
-вузы и ссузы, которые, по мнению руководства предприятия, предоставляют качественное образование по актуальным для него специальностям.
Более половины школьников получают информацию о вузах, профессиях и специальностях от школьных учителей и родителей, которые не всегда располагают достоверными и исчерпывающими сведениями о современной сфере образования. В связи с этим правильный выбор высшего учебного заведения, в котором можно получить желаемую профессию, становится затруднительным. Вместе с тем на предприятиях одной из функциональных обязанностей управлений (служб или отделов), работающих с человеческими ресурсами, является маркетинг образовательных услуг. Специалисты, обладающие результатами маркетинговых исследований в данной области, могут быть крайне полезны школьникам при выборе ссуза или вуза. Следует отметить, что особое значение профконсультации будут иметь в регионах, отдаленных от исторически сложившихся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске и в ряде других городов России образовательных центров. Предприятие может не только рекомендовать одно или несколько учебных заведений, в которых, с его точки зрения, ведется качественная подготовка нужных специалистов, но и оказать финансовую поддержку школьникам в подготовке к поступлению в выбранные вузы.
В настоящее время уровень государственного финансирования школ недостаточен. Поэтому целевая финансовая поддержка предприятий, направленная на оборудование современных школьных классов, на закупку оргтехники и компьютеров, будет способствовать как повышению качества школьного образования в целом, так и формированию у школьников образа надежного предприятия, заботящегося о развитии и благополучии своих сотрудников (даже потенциальных).
Формирование чувства идентификации работника с предприятием - процесс кропотливый, длительный и непрерывный. Первые проявления этого чувства, возникшие у школьников, должны закрепляться и развиваться при их дальнейшем обучении в ссузах или вузах. Вместе с тем у большинства российских предприятий будущие специалисты исчезают из поля зрения на период освоения ими будущей специальности в образовательных учреждениях. В результате такой политики приток молодых специалистов, у которых заложены основы чувства идентификации с предприятием и мотивации к эффективному труду, крайне мал.
Недавнє комплексне дослідження, яке здійснила низка університетів з усього світу, виявила цікаву річ: зв’язок між генами людини, її здоров’ям і вмінням заробляти гроші. Розбираємося разом із Jobs.ua, в чому полягає суть дослідження, і яке значення воно має для кожного з нас.
Знайти ідеального працівника на важливу посаду не так уже й складно. А от переконати його пристати на вашу пропозицію — ще той квест. В цій статті вчимося ставити правильні, коректні питання кандидату, щоб він погодився на вашу пропозицію.
Ох уже ця англійська! Куди не глянь, в сучасному світі без неї не обійтися. І поки друзі та колеги вільно — чи майже вільно — знають цю прекрасну мову, ви ніяк не зберетеся її вивчити. Знайомо? Якщо так, Jobs.ua пропонує розглянути найпоширеніші проблеми, чому ми кидаємо вчити англійську на пів дорозі.
Світовий ринок праці намагається встигати за новітніми трендами, хоча в наш час все змінюється з блискавичною швидкістю. Та все ж спробуємо окреслити ключові тренди 2025-го року, які впливатимуть на робочі місця в усіх куточках світу.
Працюєте на творчій ниві і переживаєте за те, як ШІ змінить «баланс сил» у вашій професії? Продаєте товари чи послуги і хочете оптимізувати бізнес процеси з використанням штучного інтелекту? З’ясуємо, як «подружитися» з АІ, щоб не відстати в майбутньому від своїх конкурентів.