За границей страхование уже давно стало неотъемлемым атрибутом жизни каждого добропорядочного гражданина. Рядовые американцы и европейцы с удовольствием страхуют практически все, что только поддается этой финансовой процедуре: квартиры, машины и даже здоровье домашних любимцев. Что уж говорить об эпатажных «звездах» шоу-бизнеса, готовых платить астрономические суммы за обеспечение сохранности особо ценных для них подтверждений личной славы и успеха. Впрочем, в последнее время отечественные актеры, певцы и музыканты активно перенимают у западных коллег подобную практику, страхуя свои голоса, ноги, пальцы рук и даже еще не вышедшие композиции и фильмы (от кражи, порчи негативов и т. п.). У остального населения запросы проще и ограничиваются, в основном, покупкой полисов «автогражданки» и другими видами страхования (несчастных случаев на транспорте, ответственности владельцев бойцовских пород собак и т. п.). Эксперты усматривают причину такой непопулярности страховых услуг в недостаточном информировании, ведь более 15% украинцев имеют смутное представление даже о распространенных видах страховых услуг. Тем не менее, прогнозы специалистов вполне оптимистичны.
По самым скромным подсчетам, в этом году отечественный страховой рынок вырастет до 4 млрд долларов! Каждому хочется выглядеть достойно в глазах окружающих. Особенно, когда речь идет о важных встречах, на положительный исход которых очень надеемся. Как правило, вооружаемся приятными манерами и безупречно подобранным костюмом, которые буквально с порога помогают убедить: «Не сомневайтесь. Я самая красивая!», «Я надежный партнер!», «На меня можно рассчитывать!». К сожалению, общеизвестное «встречают по одежке» мгновенно забывается, когда хотим представить на суд публики не себя, любимого, а собственные идеи. Желая поделиться с другими своими мыслями и разработками, пытаемся «втиснуть» максимум информации в прокрустово ложе отведенного регламентом времени. И при этом совершенно не задумываемся, КАК собеседник воспримет наше сообщение! Что ж, пришла пора исправить досадное недоразумение, освоив нюансы грамотной презентации. Позвольте представить… Слово «презентация» не имеет никакого отношения к презентам (подаркам). Смысл новомодного термина — в представлении компании, проекта, продукта, услуги, информации, а также привлечении внимания к их положительным характеристикам. Работа учителя младших классов — прекрасный пример того, как нужно подавать материал аудитории. Внятная речь, хорошо поставленный голос, максимум наглядных пособий — все это делает содержание урока предельно понятным ученикам.
Пусть не смущает тот факт, что ваши слушатели — далеко не первоклашки, а руководители компаний, начальники отделов, ведущие специалисты… Ключ к восприятию нужно искать в использовании особых методов и приемов. Кому это нужно? Навыки проведения эффективных презентаций входят в список наиболее востребованных в современном деловом мире. Без них ни отчет о работе правильно не представишь, ни о новой услуге клиенту не расскажешь. Столь важные знания необходимы: — менеджерам высшего и среднего звена для составления отчетов, постановки задач перед подчиненными; — внутренним тренерам, занимающимся обучением персонала; — специалистам, работающим непосредственно с клиентами; — продавцам финансовых услуг и продуктов (страховых полисов, депозитов, кредитов и т. п.); — рекламистам и маркетологам для продвижения идей; — всем, чья работа предполагает публичные выступления и т. п. Объекты презентации. Достижения компании, новые товары и услуги, результаты работы конкретных сотрудников и целых отделов, новаторские идеи и проекты, учебные программы, заслуги трудового коллектива, планы дальнейшего развития и даже бизнес-стратегии. В общем, все, что может заслуживать внимания и откликов (в идеале — положительных). Содержание. Любая презентация, для кого и где бы она ни проводилась, не может быть эффективной без обязательных составляющих. Необходимо: — четко определять цели; — продумывать начало выступления; — структурировать информацию; — поддерживать интерес аудитории; — использовать визуальные средства; — ориентироваться на уровень слушателей; — не забывать о правильном завершении (необходимо давать пищу для дальнейших размышлений). Мнение профи Леонид Солейко, руководитель отдела продажи: — Умение делать презентации — один из основных навыков, необходимых специалистам, работающим непосредственно с клиентами.
Разве вызовет у потенциальных покупателей доверие компания, представитель которой не способен грамотно предложить товары и услуги, внятно и убедительно ответить на вопросы? А легко ли добьется повышения и материального вознаграждения сотрудник, не умеющий четко рассказать руководителю о результатах месячной работы? Думаю, ответы на эти вопросы однозначны… Товар лицом Об особенностях составления и проведения презентаций можно прочитать в многочисленных учебниках и методических пособиях. Только вот незадача: в искусстве сием столько нюансов, что освоить хотя бы некоторые можно лишь под руководством опытных наставников. Тренинги по эффективным презентациям менее популярны, чем программы по управлению персоналом, развитию лидерских качеств или коммуникативных навыков. На тематических интернет-порталах в этой рубрике обычно размещается порядка 10-15 предложений от различных операторов обучения. К тому же многие из представленных мероприятий на поверку оказываются тренингами по продаже, переговорам или ораторскому мастерству. В чистом виде презентационная тематика встречается нечасто в силу пониженного спроса потенциальных слушателей. Оказывается, большинство специалистов отечественных компаний уверены в своих способностях делать презентации. Еще бы, ведь они со школьной скамьи умеют четко излагать мысли, а главное — на уровне продвинутого пользователя знакомы с таким чудом офисного компьютерного софта, как Microsoft PowerPoint. На самом деле именно эту программку эксперты и считают основным врагом публичных выступлений. Один из зарубежных вузовских профессоров даже назвал ее настоящей болезнью менеджмента. В чем проблема? Microsoft PowerPoint — популярное приложение для создания презентаций, слайдов, открыток и т. п. Благодаря простоте использования позволяет создавать графические продукты всем и каждому, даже не «обремененным» спецобразованием и художественным вкусом. В итоге слушатели горе-докладчиков вынуждены просматривать десятки, а то и сотни некачественно оформленных и ярко разукрашенных слайдов, которые не только не облегчают, но просто затрудняют восприятие материала. Перегрузка графическими эффектами (тенями, рамками и т. п.), скучным текстом (особенно написанным мелким шрифтом), бессмысленными и непонятными рисунками сводит эффективность презентации к нулю, превращая ее в безграмотно составленный доклад. Чему учат тренеры? Задача тематических занятий проста: научить участников грамотно готовить материалы, эффективно пользоваться методами и приемами проведения презентаций, управлять вниманием и эмоциями слушателей, влиять на аудиторию и, конечно же, правильно доносить информацию. Зачастую стоимость участия в программе колеблется в пределах 200-280 у. е. Есть и подороже — 400-500 у. е.
В этих случаях обучение рассчитано на несколько дней и предусматривает участие не только в тренингах, но и в тематических семинарах. • Бюджет-класс: до 200 у. е. На кого рассчитан? Менеджеров среднего звена (по работе с клиентами, рекламе, продаже, развитию персонала и т. п.). Обучают: — правилам оформления слайдов в Microsoft PowerPoint; — технике построения презентации; — созданию собственных презентационных проектов. Обращают внимание на: — постановку целей презентации; — возможные ошибки при построении и оформлении; — физиологию восприятия информации; — особенности использования диаграмм для разных типов данных. Нюансы. Электронная презентация лишь дополняет публичное выступление, но никак не заменяет его. Содержание слайдов должно помогать слушателям, а не докладчику! Грубейшей ошибкой считается дословное чтение текста с экрана проектора, полное отсутствие устных комментариев, которые бы поясняли, а не озвучивали написанные тезисы. Бизнес-класс: в среднем 280 у. е. На кого рассчитан? Менеджеров среднего и высшего звена, начальников отделов, руководителей проектов.
Обучают: — ключевым понятиям эффективных презентаций; — уверенному поведению на публике; — особенностям деловых презентаций; — правильному использованию голоса и жестов; — нюансам применения наглядных элементов. Обращают внимание на: — типы презентаций (убеждение и информирование); — причины волнения и способы его преодоления; — речь, жестикуляцию, мимику и движения выступающего; — использование законов распределения внимания аудитории; — навыки установления контакта со слушателями, доверительных отношений; — методы привлечения внимания и поддержания интереса; — способы начала и завершения доклада; — разнообразие речи, акценты и выразительность; — формирование эмоций во время выступления; — особенности использования различных вспомогательных технических средств и компьютерных приложений. Нюансы. Эффективность восприятия слушателями презентации во многом зависит от первых фраз. Неуместно едва не в качестве приветствия начинать извиняться за плохое содержание доклада, низкий уровень компетенции в рассматриваемом вопросе или за то, что занимаете чужое время. А вот комплимент собравшимся, удачная шутка, цитата классика, рассказ о своих чувствах — никогда не будут лишними…
Это поможет не только привлечь внимание, но и установить доверительный контакт с аудиторией. • Имидж-класс: более 400 у. е. На кого рассчитан? Топ-менеджеров, руководителей филиалов и компаний, собственников бизнеса. Обучают: — проведению эффективных публичных выступлений, собраний, совещаний; — правильной расстановке акцентов и подготовке презентаций в минимальные сроки; — выходу на публику и установлению контакта с аудиторией; — приемам работы с волнением; — методам постановки и структуризации речи; — приемам поддержания внимания слушателей; — способам нейтрализации недоброжелательности и умения отвечать на каверзные вопросы слушателей. Обращают внимание на: — прямые и косвенные цели выступления, мотивацию слушателей; — определение целевой аудитории, места и времени проведения; — особенности интонирования речи; — техники управления собственным внутренним эмоционально-психологическим состоянием; — невербальные элементы презентации и коммуникации; — использование смысловых пауз в выступлении; — важность элементов импровизации; — индивидуальный и творческий подход к презентациям. Нюансы. Управлять эмоциями и чувствами слушателей очень сложно без правильной постановки задач выступления, определения его целевой аудитории. Недопустимо говорить о том, что абсолютно не знакомо собравшимся. Например, рядовым сотрудникам промышленной компании рассказывать о котировках акций на международной бирже. Кстати, использование проблемных методов обучения, когда учащиеся вынуждены самостоятельно искать решения тех или иных вопросов, широко применяется не только в школьной практике. Прибегать к подобным приемам активизации мышления можно и во время презентаций, интенсивно вовлекая слушателей в общение в ходе рассмотрения темы. Как учат? Как и любые другие тренинги, занятия по эффективным презентациям проводятся в интерактивной форме и предусматривают активное участие слушателей в проработке темы. Используются стимулирующие мышление методики: — работа в группах; — обратная связь; — практические задания; — видеосъемка с последующим анализом. Дорогостоящие занятия, как правило, включают и довольно нестандартные способы обучения, например, коучинг (индивидуальное наставничество) или НЛП (нейролингвистическое программирование). Уровень мастерства проведения презентаций зависит не только от эффективности тематического обучения, но и вашего опыта. Не бойтесь выступать на публике, отчитываться перед начальством, общаться с потенциальными клиентами. Не ленитесь посещать выступления коллег, анализировать их наработки и ошибки. Не с целью упрекнуть, а чтобы не упустить возможности пополнить собственную копилку полезных знаний.
Учимся делать презентации Компания Программа Координаты Персонал-Рост «Эффективная презентация» www.p-rost.com.ua Центр томалогии «Ораторское искусство. Эффективная презентация» www.tomalogy.com InforManager «Эффективные бизнес-презентации в Microsoft PowerPoint» www.informanager.com.ua Baltic Training Group «Эффективная деловая презентация» btg.com.ua Консалтинговая группа НАУ «Технология подготовки и проведения презентации» www.nu.kiev.ua Эпоха Интернационального Образования «Искусство проведения презентации на английском языке (Successful Presenting in English)» www.epoch.kiev.ua
Юлия ДАНКОВА
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.