RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. На работе
  5. Неэффективный высший руководитель

Неэффективный высший руководитель

1.10.2007 8168

Вот руководитель. Он и владелец, и директор, и швец, и жнец и на дуде игрец. Обычно компания действительно держится на таком человеке. Или на нескольких таких людях, чьи личные качества, чья гениальность и харизма позволяют справляться при отсутствии достаточного количества административных инструментов.

С другой стороны часто слышны возмущённые возгласы сотрудников: наш директор такой-сякой, необученный. Ему бы знать побольше, да глядеть подальше, вот тогда у нас всё бы было. И о нас он мало заботится…Такие мнения встречаются далеко не повсеместно, но чаще, чем хотелось бы.

Несмотря на то, что мой основной бизнес – консультации и обучение владельцев и первых руководителей бизнеса, а вернее, благодаря этому, позвольте высказать мнение по данному вопросу.

Человек, занимающий позицию руководителя, а уж тем более владельца бизнеса – явно более масштабный и способный (на сегодняшний день), чем большинство сотрудников. Я, разумеется, не имею в виду людей, которых пристроили по родству или знакомству. И, как консультант, я часто наблюдаю следующую картину.

Руководитель действительно чего-то не знает. Но он при этом пашет до седьмого пота, компенсируя недостаток управленческих технологий своими героическими усилиями. Этих усилий не видит большинство сотрудников. Стресс и трудности босса скрываются за его самообладанием (которое иногда подводит), за внешней атрибутикой успешного человека (машины, загранпоездки, деньги и т.п.), и похоронены нежеланием лидера выносить проблемы на обозрение подчинённых. Он-то решит вопросы, а сотрудники могут стать подавленными при негативном информировании о том, с чем они не смогли бы справиться.

Когда говорят: «босс необучен», «босс недальновиден» или «босс всё делает не так», ситуация всегда представляется вверх тормашками. Так как в первую очередь у перегруженного руководителя, находящегося в условиях стресса, необучены помощники и непосредственные подчинённые.

Босса всегда есть чему научить ещё, это правда. Но перегрузка от этого не спадёт. Как писал величайший мастер менеджмента Л. Рон Хаббард, основа перегрузки руководителя заключается в том, что он занимается делами, которыми должны заниматься другие. Причём, часто он сам валит на себя этот ворох дел. Почему? Потому что из-за недоверия не может делегировать полномочия своим же помощникам. Причина в том, что они не обучены простым вещам, не обучены помогать своему лидеру. Создаётся настроение «да лучше я сам всё это сделаю». Тут-то и кроется ошибка.

Существует определённый потолок в размере организации и в масштабе её деятельности, которого может достичь руководитель, действующий по схеме «человек-оркестр». Я знаю, у меня у самого была долгое время эта же болезнь. К счастью, я уже давно «излечился».

Чему нужно научить помощников (или помощника)? Должен ли он быть семи пядей во лбу? Нет, отнюдь.

Непосредственные подчинённые, секретари, референты и замы просто должны точно знать, что делать, когда руководитель принимает какое-то решение, предпринимает какое-либо действие или отдаёт распоряжение. Нужно просто отработать способы, как ускорить выполнение распоряжений лидера.

Я, решая такую задачу для руководителя, использую технологию Л. Рона Хаббарда. Это наиболее проработанная система из тех, что я видел, позволяющая решить вопросы администрирования и человеческого фактора.

Вот что нужно делать в соответствии с этой технологией.

Нужно составить полный список действий, которые должен или вынужден выполнять руководитель.

Нужно проработать структуру организации так, чтобы она основывалась на естественных законах функционирования групп, а не на чьих-то бредовых «идеях». Этого можно достичь, внедряя стандарт менеджмента «Модель административного ноу-хау».

Нужно соотнести действия руководителя с оргсхемой, и определить, в обязанности какого человека должны входить указанные функции или их реализация.

Нужно организовать штат помощников или заместителей так, чтобы все области оргсхемы были разделены между ними. Это касается даже маленьких организаций. Может быть один помощник, или три, или тысячи – в зависимости от размера организации.

Нужно найти все места в организации, в которых действия и распоряжения «застревают». Обозначить их точно. А потом разработать план мероприятий, который позволит справиться с затором. При этом можно столкнуться либо с открытым противодействием, либо с нехваткой людей. Нехватка решается быстрым наймом и наспех организованным обучением и ученичеством. При наглом противодействии лично мне всегда помогал мой верный мушкет…. А простое непонимание решается простым общением.

Должны быть описаны функции людей в соответствии с правильной оргсхемой. Должностные инструкции и оргсхема несовершенны в 100% организаций, которые никогда не внедряли стандарты в этой области, так что тут всегда есть, что улучшить. И эти инструкции должны знать все помощники, чтобы ориентироваться, от кого в организации требовать соответствующих действий.

По личному опыту могу сказать, что самые слабые области в большинстве организаций – служба кадров, учебный центр, служба качества и коррекции. Некоторые руководители даже не знают о том, что это стандартные части любой оргсхемы, в любом виде бизнеса. Не говоря уже о том, что нужно в действительности требовать от этих служб, и как организовывать их работу. Но именно отсутствие этих частей организации приводит к её развалу или просто к постоянным проблемам.

Сложнее всего заметить отсутствие того, о чём ты даже не подозревал.

Но эти службы – как внутренние органы у человека. Человек может и не знать, что у него должна быть печень, но вот её отсутствие чревато…

Так что оргсхема должна быть в первую очередь, и она должна учитывать действительно все необходимые и важные функции. Эти функции должны быть описаны и распределены между сотрудниками, а все непосредственные помощники руководителя должны быть обучены тому, как использовать оргсхему и ориентироваться в функциях по всей организации.

Должны быть отработаны действия «немедленного реагирования» на всё, что исходит от генерала. Оргсхема при этом должна использоваться в полной мере.

Я прямо сейчас занимаюсь выстраиванием подобной системы в одной из крупнейших корпораций, дела которой не в очень хорошем состоянии. Её названия я не буду упоминать из соображений конфиденциальности, но скажу, что в деятельности заняты десятки тысяч людей. И вы бы видели выражение восторга и облегчения, периодически озаряющее лицо генерального директора.

Всегда, когда указанные выше действия вводились в организации, результаты были похожи на волшебство. Перегрузка спадала, как по мановению волшебной палочки. Планы начинали воплощаться в жизнь, показатели поднимались, обороты вырастали, а руководители наконец-то находили свободное время.

Замешательство исчезает.

Как писал Л. Рон Хаббард, «этим людям (высшим руководителям) нужна помощь».

Так пусть они её получат быстрее.

Вадим Мальчиков, консультант WISE, владелец Центральной тренинговой компании

Читайте также


↑ Наверх