Любой руководитель и менеджер по персоналу заинтересован получить в руки инструмент, позволяющий определить, подходит ли потенциальный кандидат для работы в компании. Репертуар оценочных методик кандидатов очень богат и разнообразен. В последнее время возросла популярность методики, получившей название «кейс-интервью», или ситуационное интервью. В чем ее суть и как правильно ею пользоваться?
Методика кейс-интервью основана на построении определенных жизненных или бизнес ситуаций. Кандидату сначала задают ситуацию, а потом предлагают описать или продемонстрировать свои действия (по решению данной проблемы). При этом кандидат дает так называемые социально-желательные ответы, то есть показывает, какое поведение в данной ситуации он считает (социально) правильным. Вот тут и можно оценить, насколько представления претендента на вакансию соответствуют ценностям организации и/или той работе, которую он будет выполнять.
Чтобы кейс-интервью было более эффективным, нужно построить ситуацию, которая позволит проверить именно то, что вас интересует в данный момент. Скажем, вам нужно установить, что именно кандидат считает более важным: коммерческую выгоду или свою порядочность и сохранение репутации. Исходя из этого, строим ситуационную задачу, в которой эти два интереса будут вступать в конфликт. Затем предлагаем кандидату несколько вариантов ответов с просьбой выбрать один наиболее подходящий и обосновать его (другой вариант – задаем открытый вопрос, на который должен быть дан развернутый ответ):
Пример
Вы общаетесь с клиентом, который не очень хорошо разбирается в вашем товаре. Вы можете убедить его приобрести у вас товар на большую сумму (то есть и вы и компания получат хорошие деньги), но впоследствии клиент или разочаруется в этом продукте или не сможет продать слишком большую партию в оптимальные для себя сроки. Вы можете: |
А) продать по базовой цене, скрыв этот факт (такая возможность априори есть); |
Б) продать на условиях, лучше чем базовые, но не предупредить о последствиях |
|
В) предупредить о последствиях, но осветить и преимущества товара |
Условно ситуации можно разделить на три большие группы:
Теперь рассмотрим несколько тематических ситуаций («кейсов») и варианты их толкования. Особо подчеркнем, что все приведенные задания проверены на практике, а часть из них, которая направлена на проверку конкретных навыков, имеет четкие правильные ответы. «Кейсы», которые дают представление о ценностях, моделях поведения и индивидуально-личностных характеристиках, естественно, не имеют как таковых правильных ответов. Они просто в большей или меньшей степени соответствуют ситуации в организации и ее корпоративной культуре, а также ценностям и моделям поведения непосредственного руководителя.
Оцениваем навыки управления персоналом, оценки персонала
Ситуация |
Что оцениваем |
|
Навык подбора персонала и расстановка приоритетов |
|
Предпочтения человека по команде, знание основ менеджмента |
|
Умение строить отношения в конфликтной ситуации, умение влиять на людей, агрессивность, склонность к интригам |
|
Стиль управления, умение проанализировать сложную ситуацию, версионность мышления, склонность к обвинению подчиненных или к решению возникшей ситуации. Знание правил мотивации и критики |
|
Умение решать конфликты, способность к многофакторному анализу, умение влиять на ситуацию, стиль управления, расстановка приоритетов |
|
Способность к анализу соотношения потенциала и опыта, соответствие или несоответствие политики компании, в которую приходит кандидат |
Обоснуйте |
Расстановка приоритетов, соответствие – не соответствие ценностям компании, в которую приходит кандидат |
|
Склонность к анализу, версионность, склонность к обвинительной позиции, навыки практического менеджмента |
|
Честность и четкая расстановка приоритетов в отношении недопустимости сомнительных действий сотрудников. Степень жесткости при оценке ошибки, склонность и умение обучать персонал |
|
Стиль и навыки менеджмента, версионность мышления, склонность к обвинительной позиции |
|
Навыки мотивирования подчиненных, версионность мышления |
|
Умение видеть нестандартные решения (правильный ответ – если сотрудник один в городе или офисе) |
|
Соответствие представлений кандидата реальности компании |
|
Анализ, версионность, обвинительная позиция |
|
Подобный case был уже приведен для оценки продавца, безусловно, кандидату на позицию руководителя отдела продаж не надо давать это задание дважды. Проверяем стрессоустойчивость, способность дать откровенную оценку, умение разбираться в людях на основании достаточно краткого общения. |
Если вы ожидаете от кандидата проявления стрессоустойчивости, креативности, способности разными путями достигать цели, высокой ответственности за результат, а также умения работать в условиях жесткого цейтнота, предложите ему найти выход из следующих проблемных ситуаций. Оговоримся, что такие задания не рассчитаны на определение конкретных навыков. Они направлены лишь на выявление определенных личностных качеств у кандидата.
Пример:
Вы прилетели в незнакомый город на очень важную встречу. Выходите из самолета,
встреча через час в центре города. Вдруг Вы обнаруживаете, что у вас пропали
все деньги. Что будете делать?
Подобные задачи очень хорошо выявляют «путь к цели». Они позволяют понять, будет ли человек любыми способами стремиться к достижению цели (встрече с клиентом) или же попытается каким-то образом от нее отказаться, переложить ответственность на других.
При толковании этой ситуации обратите внимание на следующие моменты:
В момент решения «кейса» человек, как мы уже говорили, показывает предпочтительную для себя модель поведения в сложной ситуации. Тут вы можете определить степень конфликтности, агрессивности будущего сотрудника (потребую, буду скандалить), а также его склонность к переадресации ответственности (позвоню и объясню ситуацию, скажу, что ничего не могу поделать)
Пример:
Вы оказались на необитаемом острове. Назовите как можно больше способов
полезного применения обыкновенной ручки и очков в данной ситуации.
По результатам решения этой задачи вы сможете определить креативность соискателя и его умение находить выход из нестандартных ситуаций.
Пример:
Вы приехали в офис клиента проводить важную презентацию. За 10 минут до
начала Вы обнаруживаете, что у Вас с собой не та дискета с презентацией в Power
Point. Ваши действия?
Это задание, помимо стрессоустойчивости и навыков решения деловых проблем поможет вам выявить еще и представления кандидата об информационных технологиях, а также узнать его подход к проведению презентаций, степень его зависимости от технических средств.
Пример:
Ваше выступление с докладом через 5 минут. Вдруг Вы обнаруживаете, что в
материалах, которые будут раздаваться слушателям, есть опечатка, искажающая
смысл. Ваши действия?
С помощью этого «кейса» вы сможете определить умение кандидата преподнести аудитории не очень приятную информацию. Кроме этого вам представится прекрасная возможность оценить его чувство юмора.
Пример:
Идет важное рабочее совещание. Ваш коллега предлагает решение ситуации,
которое он явно не до конца продумал, вы понимаете, что можете предложить
лучшее, но для этого надо подвергнуть критике решение вашего коллеги. Ваши
действия?
Решение данной задачи продемонстрирует подход будущего сотрудника к отношениям с коллегами, желание помочь, поддержать. Дополнительно вы узнаете, как кандидат относится к человеческим слабостям. Также этот case косвенно выявляет ориентированность человека на достижение оптимального результата.
Мы рассмотрели ситуации, которые дадут вам возможность всесторонне изучить как профессиональные навыки кандидата в сфере менеджмента, лидерства, взаимодействия с людьми, так и его индивидуально-личностные особенности. Конечно, есть еще множество cases, которые позволяют оценить навыки в других сферах – в продажах, прикладном и трейд-маркетинге, проведении финансового анализа, логистике и так далее. Мы рассмотрели только фрагмент методики, но это позволит вам понять общий принцип и подход и научиться самостоятельно моделировать cases. Помните, что ситуационное интервью будет эффективнее, если его проводить в сочетании с другими методиками оценки. Разумеется, «правильных ценностей» не существует, и ответы кандидатов не могут быть на сто процентов правильными или неправильными. Но, тем не менее, с помощью кейс-интервью можно вполне объективно оценить кандидата и решить, подходит ли он по своим личностным качествам на вакантную должность или нет.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».