RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Обучение, аттестация персонала
  5. Основные тенденции рынка обучения и развития персонала в Украине

Основные тенденции рынка обучения и развития персонала в Украине

19.03.2007 23640

В конце 2006 года мы провели анализ 30 наиболее масштабных для Украины мероприятий по HR-тематике и выделили 5 тем, обсуждаемых специалистами по управлению персоналом:

1. Мотивация персонала

Построение эффективных стратегий мотивации; различные инструменты при расчете оплаты и компенсации труда; тенденции в различных сегментах рынка; анализ эффективности мотивационных инструментов; нематериальное стимулирование персонала; система материального стимулирования продавцов-консультантов.

2. Законы, нормы, стандарты

Кадровые, законодательные и этико-психологические вопросы в работе с персоналом; взаимосвязь законодательных и этических норм ведения бизнеса.

3. Лидерство

Необходимость приобретения лидерских навыков; личная эффективность; различные определения понятия «лидерство»; соотношение лидерства и менеджмента.

4. Традиционные и новые форматы обучения и развития сотрудников
Коучинг; бенчмаркинг; мультимедийные тренинги; стратегические игры-симуляторы; корпоративные университеты и учебные центры; управление знаниями в компании.

5. Е-learning

Особенности внедрения и практики; преимущества дистанционного обучения в Украине; зарубежные достижения е-learning; программное обеспечение для HR-отделов; возможности интернета и интранета для развития компании и обучения сотрудников.

Обратите внимание, три из пяти HR-тем касаются вопросов обучения и развития персонала. Развитие лидерства, применение новых форм обучения сотрудников, e-learning — вот те информационные пробелы и методические пустоты, которые есть сейчас у HR-специалистов Украины.

Спрос на услуги по обучению и развитию персонала

Готовность крупных компаний инвестировать в развитие своих сотрудников не вызывает сомнений. «Экономические известия» опубликовали мнения некоторых HR-ов и T&D-специалистов по этому вопросу. Так старший специалист отдела персонала «Эрнст энд Янг» Александр Хандей сообщил, что в среднем обучение одного менеджера обходится компании ежегодно более чем в 5 тыс. долларов. А Светлана Плющ, директор по продажам туристических услуг компании «САМ», заявила, что тренинги, которые заказываются для персонала, стоят $2—10 тыс. за двух-трехдневный тренинг для группы из 16 человек.

Заказчики сетуют на то, что предложения тренинговых компаний слабо соответствуют их спросу на программы по обучению и развитию персонала. Лидеры тренингового рынка колеблются в рамках таких тематик как менеджмент, управление персоналом, продажи, программы личностного роста. Спрос же гораздо шире, и касается он не только ассортимента тренингов, но и качества обслуживания, новых подходов в T&D (коучинг, менторинг и т. д.).

В то время как заказчики хотят мотивировать свой персонал и развивать его, осваивать прогрессивные формы обучения и методики внедрения инноваций, им все еще предлагают старые добрые продажи и управление, управление, управление. В то время как заказчики хотят научиться пользоваться мотивационными пряниками на западный манер, им предлагают кнут «управленчества». Создается впечатление, что представление провайдеров T&D-услуг о потребностях их клиентов давно не соответствует реальности. По многолетней привычке провайдеры ориентируются на директоров и топ-менеджеров, хотя на тренинги уже давно ходят не только они.

Последствия такого состояния дел очевидны и не особо утешительны. На вопрос о том, как потребители компенсируют нехватку образовательных ресурсов, было получено два ответа:

Ответ № 1: обращаются к заграничным тренинговым ресурсам (чаще всего, к московским компаниям).

Ответ № 2: пытаются справиться своими силами, привлекают талантливых тренеров на постоянную работу.

Например, такие гиганты, как Coca-Cola или Beeline решили для себя эту проблему, создав мощные корпоративные университеты. Программы обучения в них во многом едины для всех представительств в разных странах. Это позволяет украинским специалистам получать готовые зарубежные T&D-технологии.

Отметим, что HR-специалисты с готовностью откликнулись на опрос (украинский T&D-рынок часто вызывает у них беспокойство), а вот компании-провайдеры предпочли во время опроса скромно (или инертно?) промолчать. Лишь одна компания поделилась тем, что готовит новый продукт, связанный с симуляциями. О сертифицированных специалистах заявило несколько провайдеров. Правда, какими именно сертификатами обладают их сотрудники, уточнять не стали.

Сомнительно, что дела Украины настолько плохи, скорее провайдеры T&D охвачены острым вирусом инертности своих PR-служб. Понимание того, что имидж это не только баннер и собственный сайт еще не пришло ко многим из тренинговых компаний. Особенно грустно это осознавать, видя что в Украине есть достаточное количество тренеров высокого уровня. Они просто не раскручены в глазах заказчиков: подача информации о них оставляет желать лучшего.

При этом создается впечатление, что тренинговые компании всем довольны и процветают. В это время эксперты по работе с персоналом мучаются в поиске необходимых программ (и что более важно — программ необходимого уровня) и обращаются к заграничным коллегам.

Предложения T&D-услуг

Ценовая сегментация рынка практически отсутствует. Для того этапа, на котором находится T&D-рынок Украины, работа под девизом «любой каприз за ваши деньги» — нормальное состояние. Провайдеры сейчас открыты для новых идей и заказов, готовы взяться за разработку корпоративного тренинга на любую тематику, лишь бы заказ оплачивался на достойном уровне. В этой точке предложения стараются соответствовать спросу. Но, пытаясь охватить какую-то тематику с нуля, провайдеры делают это не совсем профессионально. Это ни хорошо и не плохо — это закономерный этап развития рынка.

Отсутствует не только ценовая сегментация, слабо выражена и специализация провайдеров. Судя по тому, как тренинговые компании классифицируют свои программы, очевидно, что многие сами не осознают, кого и чему они учат. Тренинги для секретарей относят в личностный рост, а тренинги по лидерству — в актерское мастерство. К менеджменту относят тренинги по личностному росту, а управление персоналом путают с лидерством.

Не так давно к Trainings.ua обратилась за рекомендацией HR-менеджер одного из новых крупных вэллнесс-центров. Она пыталась найти из 140 тренинговых компаний хотя бы одну, которая профильно работает над тренингами персонала фитнес- и вэллнесс-центров, спортивных клубов, и не могла. Специализированных тренинговых компаний, которые либо работают по одному из направлений тренингов (например, продажи), либо по сферам деятельности (например, для производственных компаний), единицы. Даже если компания имеет специализации в тренингах, это направление все равно существует наряду с другими услугами (подбор, консалтинг, оценка персонала). Пример — «Розница-ua».

Отсутствие специализации также нормальное явление для стихийного украинского рынка обучения и развития. Но возникает необходимость развиваться. Как показывает опыт других T&D-рынков (США, Великобритания, Россия), без введения профильной специализации провайдеров движения вперед не будет.

Для получения количественной оценки было проанализировано 878 тренинговых программ (как открытых, так и корпоративных) по 28 тематическим разделам, стабильно предлагаемых украинскими компаниями в 2006 году. Что можно сказать о тенденциях?

Наблюдается преобладание тренингов 4 основных тематик:

менеджмент (20%),

управление персоналом (13%),

продажи (8%)

личностного роста (7%)

Это «гиганты», которые перешагнули рубеж 5% от всего числа тренингов, в остальном наблюдается сильное дробление предложений (1-2%).

Рынок Т&D: общая ситуация

Для сравнения ситуаций на тренинговых аренах, приведу данные опроса, проведенного в Великобритании (источник — TrainingZONE).

Ответы на вопрос «Как изменится бюджет вашей организации по каждой из следующих тем обучения?» распределились таким образом:

Тематика

Увеличится

Не изменится

Уменьшится

Развитие лидерства/навыков руководителя

46

39

5

Супервайзерство/менеджмент

43

39

3

Обслуживание клиента /продажи

30

39

6

Техническое обучение

26

57

5

Взаимосвязь/Работа в команде

24

55

8

Коммуникации

20

59

5

Разнообразие персонала

19

45

6

Навыки IT/системы IT

18

49

7

Руководство проектом

18

49

7

Практика деловых отношений

16

53

4

Базовые умения и навыки

14

57

9

Что касается объема рынка, то можно привести данные по США — в 2006 году он составил около $200 млрд. в год, включая выплаты T&D-персоналу.

Что касается нашего рынка, то о таком бюджетном рывке пока рано думать — украинской экономике далеко до американских бюджетов. Тем не менее, необходимость решать первоочередные задачи никто не отменял. Например, создание системности обучения, ведение посттренингового сопровождения персонала, контроль за результатами обучения, онлайн-поддержка участников тренингов и т. д.

Еще одна болезнь, одолевающая заказчиков, и поддерживаемая провайдерами, — это отсутствие всякого анализа собственных потребностей (в темах тренингов, в форматах реализации). Перед глазами стоят стереотипы: менеджерам по продажам нужны тренинги по продажам, руководителям — тренинги по лидерству, большому коллективу — teambuilding. А что если первому для высокой эффективности не хватает поддержки команды, второй не освоил искусство делегирования, а в коллективе вообще одна проблема — как приучить скрытых лидеров работать, не перетягивая одеяло на себя?

Проводит ли кто-нибудь глубокий анализ, выделяющий недостающие компоненты для успешного развития? Объясняет ли кто-либо из тренинговых компаний, что заказчику необходим тренинг личной эффективности только для руководителя, а не тренинг по командообразованию для всех, если клиент готов платить за последнее.

Тренинговым компаниям Украины стоит всерьез задуматься о своем развитии и конкурентных преимуществах перед зарубежными специалистами (например, московскими). Лишь когда у украинских HR-ов появятся веские основания развивать персонал при помощи отечественного рынка, можно будет говорить как об увеличении статей расходов заказчиков на украинские T&D-услуги, так и об увеличении прибыльности украинских компаний.

Оффтоп

Отдельно, пожалуй, стоит сказать о коммуникациях с тренинговым рынком. Во-первых, во-вторых и в-третьих, основная черта многих компаний — это пассивность. Пассивность в общении со СМИ. При попытке собрать материалы по симуляционным играм мы столкнулись с озадаченностью и инертностью. Компании либо не хотят PR-а, либо даже не подозревают о низкой эффективности их PR-служб. Компании не стремятся завоевывать себе статус лабораторий T&D, многие тренеры не стремятся публиковаться, писать научные работы.

Лишь половина из тех немногих статей, которые публикуются, носят исследовательский характер, остальные же являются рекламой или манипуляционными текстами. Этому легко противопоставить западную арену обучения и развития персонала, где многие именитые тренеры ведут целые колонки в профильных изданиях или интернет-проектах, публикуя еженедельно обзоры, наблюдения, рекомендации.

Читайте также

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 Декабрь, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


↑ Наверх