Прием на работу в западных компаниях отчасти напоминает подготовку к полету в космос. Многоступенчатые собеседования, количество которых нередко доходит до 5-6, способны вымотать и весьма терпеливого кандидата. Будьте готовы к тому, что каждое сказанное слово придется доказывать делом, здесь вам и разнообразные тесты, и беседа с квалифицированным психологом, являющимся по совместительству одним из сотрудников кадровой службы. Проверять будут не только ваши знания, не менее важен психологический портрет, именно он скажет о том, впишитесь ли вы в систему корпоративных ценностей.
Работа в западной компании предполагает четкость и структурированность. Все бизнес-процессы отлажены до мелочей, никому и в голову не придет просить вас сделать то, что не входит в круг ваших обязанностей. С другой стороны, простора для самореализации и творчества здесь тоже мало - западному работодателю нужны, прежде всего, идеальные исполнители. Во многих компаниях существует так называемый дресс-код, то есть одеваться придется строго, а не так, как вам больше нравится. Если марка вашего мобильного телефона или другого аксессуара не соответствует той, что предпочитает фирма, то вам могут настоятельно порекомендовать сменить бренд.
Кое-где в целях экономии рабочего времени сотрудников введен частичный или даже полный запрет на курение. Кроме того, в западных компаниях можно очень редко встретить традиционную русскую душевность - если вы хотите отметить день рождение, то в обеденный перерыв вполне достаточно принести в столовую пару тортиков, любые алкогольные возлияния, если и допустимы, то исключительно во внерабочее время. Наконец, не исключены переработки, вернее, они считаются вполне нормальным явлением. Вы должны сделать дело в срок, и никого не волнует, как именно вам это удастся.
Впрочем, все не так страшно, как кажется на первый взгляд, ведь плюсов у западных работодателей тоже хватает. Так, все они свято чтят КЗОТ, а значит, белая зарплата, отпуск, больничный и прочие гарантированные государством блага вам обеспечены. Иностранные работодатели удерживают персонал и компенсационным пакетом, размер которого может доходить до половины ежемесячного заработка работника. Чем «круче» компания, тем весомее пакет: здесь и медицинская страховка для всей семьи, и частные пенсионные вклады, и кредиты на льготных условиях, и дополнительное образование. Не говоря уж о такой мелочи, как бесплатное питание, языковые курсы, мобильный телефон и спортклуб. Все это могут позволить себе не только такие «монстры», как Coca-Cola или Procter & Gamble, но и менее известные компании.
Кроме того, очень заманчиво выглядит корпоративная культура. Сотрудники ходят по офису с улыбкой на лице и каждый готов прийти к вам на помощь в любой момент. Здесь не принято повышать голос, и практически любая просьба является сигналом к действию. Каждый открыт для общения, и ты не чувствуешь разницы, кто перед тобой, обычный секретарь или генеральной директор - кабинеты у всех одинаковые и условия для работы тоже. Кажется немного странным, но слегка дурашливые сообщения вроде "Ребята, я привезла из Африки местный деликатес, кто хочет попробовать - айда в столовую" рассылаются всем сотрудникам, в том числе и самым главным боссам, таковые особенности корпоративного стиля - здесь все равны.
Западные работодатели делают все, чтобы сотрудники гордились работой в компании. Если вы считаете, что переросли свою должность, вам почти наверняка предложат альтернативу. Если вам что-то не нравится, отдел персонала сделает все возможное, чтобы это исправить. Экономить на сотрудниках не принято. Никто не станет считать, сколько бумаги вы извели на принтер или сколько канцелярских принадлежностей использовали. Время от времени весь офис выезжает на корпоративные мероприятия в приличные дома отдыха, а раз в год, как правило, происходит выезд заграницу. Некоторые компании готовы оплачивать детский сад для вашего малыша, если вы задержитесь на работе, можете смело рассчитывать на такси за счет фирмы. А в корпорации Goggle, к примеру, официально разрешено брать на работу домашних животных и посвящать определенную часть рабочего времени личным нуждам.
В большинстве иностранных компаний, по крайней мере, раз в год принято проводить аттестацию персонала. Руководители знают, кто из подчиненных чего стоит, поэтому обучают и продвигают их по служебной лестнице согласно индивидуальным планам развития. В иностранных компаниях, как правило, разработаны четкие критерии оценки эффективности работы, что позволяет не только фирме, но и самим сотрудникам оценить свои возможности и наметить цели, которые необходимо достичь. И не стоит удивляться, если вам заранее скажут, что через три года при усердной работе вы буду занимать такую-то должность и получать столько-то, а вот так будет через пять лет, а вот так - через десять. Причем, в последнем случае перспективы настолько заманчивы (а, главное, реальны), что многие согласны пахать с утра до ночи, не покладая рук, поскольку уже заранее знают, к чему стремиться.
Цифры, цифры
Управление исследований человеческих ресурсов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провело всероссийский опрос на тему отношения россиян трудоспособного возраста к работе на предприятиях, принадлежащих зарубежным собственникам и управляемых иностранцами.
Выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных россиян трудоспособного возраста (91,7%) никогда не работало в иностранных компаниях. Некоторое исключение представляют Москва и Санкт-Петербург, где подобного опыта не имеют "всего лишь" 77,6% респондентов.
Тем не менее, отношение российских работников к иностранным работодателям, вопреки распространенным стереотипам, скорее прохладное: при равных условиях труда 69,1% опрошенных предпочли бы работать в российской компании и лишь 21,1% - в иностранной. Среди "патриотов" чаще, чем в среднем, встречаются как сравнительно искушенные в данном вопросе жители Москвы и Санкт-Петербурга, так и те, кто имеет минимальный опыт работы в иностранных компаниях (жители малых городов и сельской местности, люди старшего возраста). Среди "западников" много молодежи, студентов, проживающих в крупных областных центрах.
Основные аргументы против работы в иностранных компаниях:
· Необходимость знать иностранный язык и общаться на нем (на этот фактор указали 20,3% опрошенных);
· Система штрафов и наказаний (18,5%);
· Недружный коллектив, «каждый сам за себя» (18,2%);
· Неуважительное отношение иностранцев к работникам-россиянам (17,1%);
· Необходимость соблюдения традиций чуждой культуры (13,3%);
· Высокая интенсивность труда (12,9%);
· Строгая производственная дисциплина (10,7%);
· Высокие требования к уровню профессиональной подготовки (8,2%);
· Несправедливая оплата труда (ниже, чем в других странах) (8,2%);
· Чрезмерная регламентация служебных функций и обязанностей (6,8%);
· Система оплаты труда по результатам (5,9%).
Лишь 11,3% опрошенных отметили, что «Никаких недостатков нет».
Главный аргумент в пользу работы в иностранных компаниях:
· Более высокий, чем в российских компаниях, уровень зарплат (37,6%);
· Престижность работы, уважение окружающих» - 22,1%;
· Четкая организация труда, регламентация функций» - 21,5%;
· Соблюдение норм трудового законодательства (официальное оформление, «белая» зарплата) - 21,1%;
· Стабильность, уверенность работников в завтрашнем дне» (17,8%);
· Наличие дополнительных социальных льгот» (16,2%);
· Хорошие возможности карьерного роста» (16,2%);
· Уважительное отношение руководства к работникам» (11,6%);
· Этот факт трудовой биографии позволит в будущем найти хорошую работу» (11,4%);
· Хорошие возможности профессионального развития» (9,1%);
· 11. Хорошие отношения в коллективе» (6,6%);
· 12. Корпоративный дух, чувство принадлежности к компании» (6,2%).
Не видят никаких преимуществ в работе в иностранной компании 14,0% опрошенных. Интересно, что наиболее критично настроены, с одной стороны, жители Москвы и Санкт-Петербурга (18,8%), с другой - жители сельской местности (18,4%). Кроме того, в числе «скептиков» выделяется группа в возрасте старше 45 лет (18,5%).
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.