ИТАК, ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДЛЯ УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА НЕОБХОДИМО:
1. Иметь знакомства (родственников), так как известные компании (фирмы, предприятия и организации) закрыты для людей с улицы.
Довольно распространенное мнение. Даже если такой соискатель увидит объявление о вакансии, все равно не поверит своим глазам, так как «такого не может быть, потому что не может быть никогда». Или подумает, что это хитрая уловка, якобы для создания массовости и демократичности. На самом же деле объявленный конкурс или тендер выиграет тот, у кого рука лохматее… И, как самый умный, он даже не попытается послать свое резюме. А зря! Многие фирмы, действительно, стараются брать на освободившиеся места людей знакомых, но не в плане связей, а в плане работы, то есть из своего же контингента. Например, оператора коммутатора могут перевести на освободившуюся должность секретаря отдела, а начальника выбрать среди успешных менеджеров. Но подобное положение вещей ничуть не умаляет ваших достоинств, человека со стороны. Многим нанимателям даже кажется, что новый сотрудник внесет свежую струю в деятельность данного предприятия. И вполне допустимо, что есть в компании свои более опытные специалисты. Но все же, недавно пришедший в коллектив работник все равно привлекателен своей загадочностью: неизвестно, что это за человек и на что он способен в профессиональном плане.
«А вдруг…», — думает такой работодатель и берет сотрудника со стороны, порой несколько преувеличивая потенциал вновь прибывшего. Такой феномен хорошо известен в психологии, когда мужчина, имея умницу и красавицу жену, отдает предпочтение вульгарной незнакомке. Это не значит, что ваша кандидатура заведомо хуже, нет. Просто сообразно свойству человеческой психики нам кажется, что новое лучше привычного, отсюда и утверждение, что завтра будет лучше, чем вчера. Что нужно сделать соискателю? Не обращая внимания на приведенное в заголовке утверждение, активно предлагать нанимателям свою замечательную кандидатуру. Конечно, поручительство авторитетного служащего данной организации или другого уважаемого товарища никому еще не помешало при трудоустройстве, но это как бы вторично. И не факт, что без него вам занять желаемую должность никак не удастся!
2. Стремиться устроиться только в одну определенную компанию.
Целеустремленность и знание своей цели — замечательные качества. Можно довести нанимателей до исступления, как один японский влюбленный, пославший собственный отрезанный палец отцу своей избранницы… И тогда вас могут взять на работу (один шанс из тысячи) или принять за сумасшедшего (99,9 %). Если позволяет характер, попробуйте устроиться на самую маленькую должность, хоть дворником, но туда, куда хотите, и как черепаха ползти к заветным профессиональным высотам. Терпение, друг мой, только терпение. Но тут все складывается поразному: или вам повезет и вашу старательность заметят, или… ваше терпение лопнет и забрызгает все вокруг так, что мало не покажется даже вам самому. Можно также набирать очки в других компаниях, а затем, в определенное время Ч, въехать на белом коне прямо в вожделенное здание своей мечты.
Но человек предполагает, а… дальше вы поговорку и сами знаете. Кто даст вам гарантию, что вы стремитесь именно туда, куда вам предначертано свыше, туда, где вас ждет успех? Тут нарушается одна древняя заповедь: не сотвори себе кумира. Разочарование, бывает, очень дорого обходится. Так, отличный программист Борис Ф. мечтал попасть в один международный холдинг, назовем его S, и, где бы он ни трудился, всегда сравнивал свою деятельность с возможной работой в этой организации. Хотя сопоставления были чисто умозрительными. Он же на службе в S никогда не состоял! Его резюме и страстное желание попасть туда до поры до времени лежало в кадровом агентстве по трудоустройству, где по договору международному холдингу подбирали кандидатов на вакантные должности. И вот не прошло и двух с половиной лет, как желание Бориса и запросы S совпали… Он был просто идеальным кандидатом, и тут оказалось, что на поверку все не так красиво в холдинге: руководят самодуры, программы используют устаревшие, лозунги о здоровье и красоте лживые, и т. д. и т. п. Какой вывод? Не будьте столь прямолинейны и, простите, наивны, а также одержимы одной-единственной компанией. Не ограничивайте себя, свою личность и свои способности. Будьте настоящим полководцем, способным, если необходимо, и отступить. А самое главное — всегда имейте не только одно решение, а несколько запасных вариантов…
3. Иметь диплом о высшем образовании.
Действительно, хорошо иметь диплом об окончании вуза, а лучше два — «высшее на базе высшего», а также ученую степень, написать несколько книг по данной специальности, получить патент на изобретение… Нет предела самосовершенствованию. Конечно, неплохо обладать всем этим для успешного трудоустройства, но обстоятельства складываются поразному: надо было зарабатывать на жизнь, когда другие учились; с рождением ребенка об образовании пришлось забыть. Да мало ли что еще послужило причиной того, что вы не осуществили свои планы. Зато теперь у вас есть богатый опыт в данной области, которым вы можете поделиться. Однажды моя знакомая, после многих лет рабочей практики и штудирования соответствующей литературы, решила все же получить заветную корочку. Когда ее послушала уважаемая комиссия, то один мудрый профессор отвел ее в сторону и сказал: «Деточка, вы просто самородок! То, что я сегодня услышал — реальное соединение теории и практики. Вам нет смысла идти в наш вуз. Мы можем вас только попросить вести у нас практические занятия! Причем среди преподавателей…»
Совет здесь только один: ищите вакансию там, где ценят опыт, а не такую формальность, как диплом о высшем образовании. (Формалистов среди нанимателей тоже хватает.) Там, где сразу нужно вливаться в коллектив и работать, где нет времени переучивать выпускника высшей школы. Помните, как в том старом фильме: «А теперь забудьте обо всем, чему вас учили в институте». Обратите внимание, что многие наши выдающиеся бизнесмены не имеют вузовского диплома, но при этом отлично руководят своими фирмами! Автомагнат Генри Форд вообще считал верхом глупости много знать, зачем? Ведь на то у него есть специалисты. Знаменитый книгоиздатель Иван Дмитриевич Сытин даже церковно-приходской школы не окончил. И таких примеров вы найдете тысячи. Безусловно, есть компании, куда без диплома лучше не соваться. Особенно этим грешат иностранные фирмы, требуя от соискателей корочку, но не надо все же переоценивать ее значение. Увы, во всем мире, не только у нас, основная часть безработных — люди, как разтаки имеющие высшее образование, а то и не одно…
4. Правильно составить резюме, то есть по классической схеме.
Что это значит? По определенной форме, шаблону? Конечно, в резюме надо указать вакансию, на которую вы претендуете. И, естественно, ваши личные данные: фамилию, имя, отчество; год рождения; семейное положение, наличие детей; адрес и телефон. Затем образование, опыт работы, профессиональные навыки, дополнительную информацию и упомянуть о личных качествах. Все грамотно, лаконично, точно и… скучно до невозможности. Последнее добавление, вероятно, глубоко субъективно, но представьте себе картину, когда на неплохую вакансию поступает множество резюме и все они на одно лицо. Несчастный менеджер по персоналу просто измученно стирает поступающие по мылу стандартные анкеты, а то и кидает непрерывно пересылаемые по факсу, написанные как под копирку резюме в корзину. Иногда соискатели отправляют рекрутерам и свою маленькую фотографию: факс самостоятельно обезображивает ее, тонируя как придется. В моей служебной практике был случай, когда кандидат прислал классическое резюме, напечатанное на черном фоне белыми буквами, и оно сразу привлекло внимание. Помню, что того сотрудника мы тогда и взяли. Он оказался хорошим психологом, а такой специалист в отделе работы с клиентами просто не
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?