Подобные связи на работе могут сильно отравить жизнь: когда, допустим, повышают не вас за объективные заслуги, а приятеля босса — за просто так. Но что, если вы — не сторонний наблюдатель, клеймящий «кумовство», а один из тех, кому довелось иметь на работе личных знакомых...
Что первое приходит на ум большинству из нас, когда уход со старой работы — уже свершившийся факт? Правильно, звонок другу или родственнику (помощь зала, работных сайтов, кадровых агентств как запасной вариант) в надежде, что «свои» люди не бросят в беде и помогут. И помогают: «Ну как не порадеть родному человеку?»
Приход в компанию людей не с улицы неизбежен. Если вы — руководитель, вы будете стремиться сформировать свою команду из проверенных и надежных людей. Если вы — подчиненный, то, скорее всего, не откажетесь от возможности трудоустроиться под крылышко друга или родственника на руководящей должности. Кто упрекнет вас в этом?
Если вы — босс
Рассмотрим ситуацию с точки зрения начальника, у которого в подчинении друг или родственник.
Берите родственников/друзей на работу, если вы:
1. «Железная леди».
2. Сможете перестроиться на чисто деловые отношения в стенах офиса, а близкого человека сумеете научить соблюдать субординацию и не опаздывать.
3. Уверены, что сможете противостоять клевете, если «добрые люди» захотят рассказать вам «всю правду» о друге или родственнике, которого вы взяли к себе в подчиненные.
4. Сможете уволить друга/родственника, не испортив при этом отношений.
5.Вы не собираетесь внедрять систему учета рабочего времени (этот пункт относится к многочисленным родственникам на работе, просто засилью родни).
6. Хотите обойтись минимальными потерями и трудоустроить близких людей фиктивно (для стажа).
Если вы — подчиненный
Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения подчиненного, у которого начальник — друг или родственник.
Смело идите работать к родственнику или другу, если вы:
1. Сможете переубедить коллектив, что никакой вы ни «блатной», а самый что ни на есть профессионал, каких мало.
2. Сможете путем долгих медитаций пресечь чувство зависти к более успешному другу, ведь «обижаться на успехи дорогого тебе человека — глупо. Спасибо за то, что ты есть!».
3. Готовы жить смутными надеждами и питаться на завтрак ложными обещаниями: «... вот поднимемся с колен — дольщиком будешь!».
4. Вас не загрызет чувство вины прежде, чем вы соберетесь с духом сказать, что хотите уволиться.
На равных
С похожими проблемами могут столкнуться друзья, которые собираются начать бизнес вместе. В такой ситуации люди прежде всего склонны искать поддержку у своих близких, готовых начинать все с нуля — ведь успехов чаще добиваются люди, объединенные одной целью.
Если вы хотите сохранить дружбу и начать совместный бизнес, то делайте это только в том случае, если уверены, что:
1. Дело не выгорит.
2. Когда бизнес пойдет в гору, то большие деньги только упрочат ваши добрые отношения.
Чуждый организм?
Что делать руководителю, который обнаружил в своей организации «инородный организм» в виде друзей, любовников или родственников?
Тут нужно учитывать два фактора:
1. Любая форма отношений хороша, если она управляема.
2. Неформальные отношения только тогда начинают приобретать негативную окраску, когда используются против интересов компании или другого сотрудника.
3. Родственные альянсы или группы друзей могут стать поддержкой для компании, если руководство готово относиться к ним с любовью, но в тоже время и строго спрашивать.
Информация к размышлению
Когда бизнес стабилен, наличие «своих» людей редко являются кардинальной опасностью для дела. Ситуация обостряется во время экономического кризиса или кризиса в компании, когда неформальные отношения перестают быть только темой для сплетен в курилках и личной драмой (комедией) действующих лиц этих самых отношений.
Если личные отношения мотивируют сотрудников на общее дело, то это только идет на пользу компании, если же родственные и дружеские отношения — причина тянуть одеяло на себя, то корабль по названием «Успешный бизнес» ожидает крушение.
В любом случае, если отношения людей вышли за рамки формальных (неважно, любовные это отношения, родственные или дружеские), то при принятии управленческих решений этот фактор придется учитывать. Полностью игнорировать личные связи на работе может быть весьма вредно для общего дела: сотрудники попросту обидятся, и вы испортите с ними и рабочие, и личные отношения. Однако злоупотреблять личными связями на работе тоже не стоит: совершенно лишними будут повышенные требования к качеству работы знакомого или, напротив, ненужная лояльность к его прогулам и срывам сроков выполнения работ. Во всем нужно искать золотую середину.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.