Чтоб как хобби…. А за неё ещё и деньги…
То, о чём говорил известный продюсер, на языке теории менеджмента называется внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация – это такая красивая волшебная птица, о которой мечтает каждый работник (для себя лично) и каждый работодатель (для своих сотрудников и для себя, конечно, тоже). Но не у всех она, к сожалению, есть. А если нет, что делать? Ловить, безусловно! А если поймали, беречь и взращивать!
Что бы поймать птицу, нужно как минимум знать, как она выглядит и где обитает.
Внешне она выгладит, как вдохновение, энтузиазм, инициатива и настойчивость в достижении результата. Всё то, чего мы стараемся добиться от сотрудников, например, с помощью продуманной системы оплаты труда, системы поощрений и наказаний и не всегда достигаем желаемого. По сути, о внутренней мотивации мы можем говорить тогда, когда деятельность вызвана потребностью и самостоятельно выбраны направление и способ деятельности. Говоря проще, это тогда, когда человек ту же работу с удовольствием делал бы и бесплатно. Как хобби. Просто потому, что ему это нравится. Потому что у него есть внутренняя потребность именно эту деятельность выполнять. А тут за неё ещё и деньги дают!
Ловить эту птицу нужно на этапе подбора, тщательно отбирая тех кандидатов, которые выбрали профессию осознанно, на основе внутренних потребностей и искренне эту работу любят. Это достаточно просто, когда речь идёт о сложной вакансии, требующей высокого уровня компетенции и большого опыта. Люди, которые достигли серьёзного успеха в своей работе, обычно сделали это в том числе благодаря увлечённости своим делом. Но как определить наличие внутренней мотивации у кандидата на вакансию кладовщика, офис-менеджера, торгового представителя?
Вот вопросы, которые помогут на собеседовании определить наличие у кандидата внутренней мотивации на выполнение предлагаемой работы, а так же понять какие меры стимулирования смогут эту мотивацию поддерживать:
Почему вы выбрали именно эту работу?
Что Вам больше всего нравится в этой работе? Что не нравится?
Что даёт возможность почувствовать свою значимость?
Где вам нравилось работать больше всего и почему?
Чего вы ожидаете от работы?
Чего вы хотите от жизни через год? Через пять лет?
Как любая капризная птица, птица Мотивация требует особых условий для жизни. И здесь особенно важна сама работа, её содержание. Идеальный вариант, когда сам процесс труда запускает в сотруднике внутренние мотивационные механизмы.
Считается, что для того, чтобы это произошло, должны быть соблюдены три условия:
Во-первых, сотрудник должен знать и видеть результат своей работы. Каждый раз, видя плоды своей деятельности, человек осознаёт, что усилия его не прошли даром и это рождает новый импульс к действию. Особенно важно, чтобы было осознание значимости этого результата для других сотрудников и всей компании в целом.
Хорошо, когда работа сама по себе предполагает получение видимого и ощутимого результата. Например, менеджер по продажам ясно и чётко видит плоды своей деятельности в виде завоёванного клиента и полученных денег.
Сложнее, когда сотрудник является промежуточным звеном в цепочке действий призванных обеспечить конкретный результат для компании. И если у него нет осознания своего места в этой цепочке и значимости и влияния результатов своей работы на результаты связанных с ним сотрудников и подразделений, может возникнуть ощущение бесполезности и тщетности своих усилий.
Напротив, осознание того, как работа соотносится с работой других сотрудников или подразделений, наполняет деятельность смыслом.
Ещё один пример – повар в ресторане. Результат его работы – приготовленная еда. Её качество влияет на общий результат ресторана – удовлетворённость клиентов, гости, пришедшие благодаря сарафанному радио, количество постоянных гостей. Всё это, естественно, напрямую влияет на прибыль. Если повар будет оповещён об отзывах гостей о блюдах, будет знать, что сейчас в зале сидят гости, пришедшие только для того, чтобы попробовать знаменитую печёную утку, о которой они наслышаны от друзей, наверняка его работа на кухне будет наполнена большим энтузиазмом.
Во-вторых, сотрудник должен ощущать личную персональную ответственность за результат работы. А для этого у него должна быть возможность максимально управлять процессом. Возможность принимать решения, проявлять и реализовывать инициативу.
Ощущение самостоятельности как раз и позволяет сотруднику воспринимать результат своей работы, как последствие прилагаемых им усилий.
Один из самых жестоких и изощрённых убийц мотивации – процессный контроль. Ничего так не убивает чувство ответственности за свою работу, как «стояние над душой». Контроль процесса работы хорош для новичка, который только адаптируется к новой деятельности. Когда мы говорим о сотруднике, имеющем опыт и квалификацию, его лучше контролировать по результату. Причём не обязательно конечному. Это могут быть и промежуточные результаты.
Ещё, для осознания ответственности за результат своего труда, важно, чтобы у исполнителя была возможность самому планировать свою работу и выбирать методы, используемые при её выполнении.
В качестве примера хочется привести слова директора одного из московских магазинов, расположенных в Новосибирске. Московское начальство находится далеко, контроль осуществляется по результатам. Человек она очень увлечённый, искренне горит своим делом. Вот как она говорит о своей работе: «Это мой мир! Я им управляю, получаю от этого огромное удовольствие, и мне хочется делать всё больше и больше!»
В-третьих, сотрудник должен воспринимать свою работу как важную и необходимую для компании
Ощущение значимости работы повлечёт повышение чувства собственной значимости работника. Ощущение, что он важен и нужен для своих коллег и компании в целом, усилит ответственность за результаты своего труда.
К сожалению, слишком часто приходится слышать истории о том, как сотрудник узнаёт о важности своей роли в компании только тогда, когда решает уволиться
Сильнейший инструмент руководителя, с помощью которого он может влиять на мотивацию своих сотрудников – это обратная связь. Обратная связь важна для внутренней мотивации, поскольку она влияет на чувство компетентности сотрудника и его самооценку. Каждый исполнитель хочет знать, как оценивает руководство результаты его усилий. С её помощью мы можем включить все три фактора внутренней мотивации, которые описаны выше.
Необходимо помнить, что мотивация, созданная однажды на вечно не сохраняется. Это как любовь: костёр, в который необходимо подбрасывать поленья. Поэтому чаще говорите своим подчинённым: «Значительный вклад!», «Я рад, что вы работаете у меня в команде!», «Вы проделали огромную работу!», «Даже не знаю, что бы мы без вас делали».
И тогда волшебная птица Мотивация расправит свои крылья и начнёт ударный полёт к высоким производственным результатам.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.