В обоих случаях вина лежит отнюдь не на работнике. Он всего лишь жертва обстоятельств. Получил, например, человек популярную профессию экономиста или бухгалтера, а трудоустроиться по этой специальности не смог, поскольку все вакансии заполнены. Поэтому он вынужден соглашаться чуть ли не на любую работу и, так сказать, по ходу дела переучиваться. При этом успеха добиваются далеко не все. И это понятно: если человек изначально чувствовал тягу к профессии экономиста или бухгалтера, то к другой специальности он может не испытывать абсолютно никакого интереса.
Причина такой ситуации во многом кроется в том, что учебные заведения до сих пор идут на поводу у модных тенденций, а не у запросов современного рынка. Молодежь рвется в программисты, менеджеры, банковские служащие. Вузы и колледжи в угоду спросу набирают абитуриентов по этим направлениям. И продолжают «ковать» выпускников, даже зная о том, что они не будут востребованы.
Более того, учебные заведения не стремятся заглянуть даже в самое ближайшее будущее, спрогнозировать ситуацию на два-три года вперед. Симпатии на рынке труда ныне меняются стремительно. Сегодня нужны инженеры-кибернетики, завтра – программисты… Часто бывает так, что, когда абитуриент поступал в вуз, страна нуждалась, например, в юристах, а к моменту получения диплома рынок труда уже перенасытился этой специальностью. Итог печален: масса людей занимают должности, не соответствуя им ни по образованию, ни по специальности, ни по квалификации и не испытывая к ним никакой склонности.
Впрочем, низкая квалификация – не обязательно следствие трудоустройства не по специальности. Каждая должность рано или поздно требует профессионального роста. Раньше существовали курсы повышения квалификации. Финансовые средства на их содержание выделяло государство. Сегодня повышение уровня работников полностью лежит на плечах предприятий. Это правило действует на законодательном уровне и прописано в статье 196 Трудового кодекса РФ, которая так и называется – «Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров». Но, к сожалению, лишь очень немногие организации имеют необходимые финансовые ресурсы, чтобы направлять работников на такие курсы и тем более организовывать их самостоятельно.
Не слишком распространен на практике и ученический договор на профессиональное обучение или переобучение (глава 32 Трудового кодекса РФ). Работодатель заключает его либо с тем, кто ищет работу, чтобы в дальнейшем подготовить его именно для своего предприятия, либо с тем, кто уже вписан в штатное расписание. Однако это тоже требует от работодателя определенных финансовых затрат: ученику надо платить стипендию, освобождать его от работы…
Повысить квалификационный уровень способно применение на предприятии такой формы, как наставничество. Но оно тоже распространено не так широко, как хотелось бы. Напомню: речь в данном случае идет о том, что опытный работник обучает тонкостям своей профессии неопытного.
Когда-то в советское время наставничество было хорошей традицией каждого уважающего себя предприятия. Оно существовало практически на добровольной основе: мастера обучали новичков за «спасибо», за почетную грамоту или просто потому, что так было надо. Но после нескольких волн приватизации, когда фабрики и заводы превратились в АО и ОАО, наставничество постепенно сошло на нет. Каждый стал работать только на себя. А наставничество перешло из разряда добровольной обязанности в разряд совместительства, став для работодателей дорогим удовольствием.
Сегодня мало кто из «старичков» соглашается возиться с молодежью – они предпочитают взять дополнительную нагрузку по своей основной работе, поскольку с точки зрения заработка это выгоднее.
Как же сделать так, чтобы каждый работник занимал свою должность? Ответ на этот вопрос содержится в статье 1 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что «основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства…». Пока эти интересы совпадают не полностью.
Змінюватися в кращий бік, безперечно, варто. Та чи треба прив’язуватися до конкретної дати — Нового року, понеділка, першого числа? Спробуємо розібратися в цій статті.
В наш час недостатньо просто йти в ногу з часом. Потрібні інновації, щоб досягати успіху в бізнесі чи кар’єрі. А щоб створювати інновації, потрібні люди з інноваційним мисленням. Простіше кажучи, лідери. Розбираємося, як «прокачати» силу людських зв’язків у 2025 році, бо це справжній каталізатор майбутніх здобутків.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?