Статистика беспристрастна: сегодня в мире насчитывается более миллиона слепых! Ежеминутно теряет зрение один ребенок, и каждые пять секунд — взрослый. Если принять во внимание потенциальных клиентов с теми или иными патологиями зрения, цифра получится неоптимистичная. Кстати, сами офтальмологи утверждают: ситуация не была бы столь неутешительной, если бы пострадавшие вовремя обращались за врачебной помощью. Ведь большинство заболеваний можно предотвратить на начальной стадии благодаря своевременным методам профилактики.
Как видите, работы для «глазных» врачей, очереди под кабинетами которых растут ежегодно, — непочатый край. Но это не означает, что сделать карьеру окулиста просто. Прежде всего, придется соответствовать высочайшим профессиональным требованиям. Ведь офтальмология — сфера, где не пустишь пыль в глаза работодателям и пациентам.
Куда ни глянь
Ощущаете жжение и боль в глазах? Не можете сфокусировать зрение на отдельном предмете? Не в силах рассмотреть надпись на табличке дома через дорогу? И при этом работаете за компьютером дни напролет? Столь тревожные симптомы — весомый повод обратиться к офтальмологу. Тем более, что сделать это сегодня не так уж сложно. Если не располагаете лишним временем для ожидания в очередях под кабинетом окулиста в местной (районной, областной) поликлинике, достаточно позвонить в одну из многочисленных частных клиник и просто записаться на прием. Благо, в последнее время коммерческих заведений «глазного» профиля прибавилось. Что и не удивительно: спрос рождает предложение. Правда, попасть в клиенты — удовольствие недешевое. За первичную диагностику и консультацию офтальмолога придется выложить около 350 гривен! Не говоря уже о лазерной коррекции зрения (близорукости, дальнозоркости, астигматизма), стоимость которой составляет вполне внушительную сумму — от 2-х до более 5-ти тысяч гривен (в зависимости от метода лечения). Но даже это, надо заметить, не самая дорогая операция…
Впрочем, результаты лечения трудно соизмерить с деньгами. Ведь пациенты получают возможность взглянуть на мир новыми глазами и увидеть его во всем буйстве красок. Как правило, частные клиники, в отличие от большинства госзаведений Минздрава, оснащены по последнему слову техники. На страже здоровья пациентов — лучшее сверхточное диагностическое, терапевтическое и хирургическое оборудование, о котором врачи-бюджетники могут только мечтать. Уровень и качество обследований — тоже на порядок выше. Лишь при первой диагностике зрения окулист-терапевт использует… нет, не одну пресловутую таблицу Сивцева (ту самую, с буквами разной величины), а более сотни тестов. Для проверки зрения применяется рефрактометрия (определение коэффициента преломления света), пневмотонометрия (измерение глазного давления), кератотопография (сканирование поверхности глаза), биомикроскопия (исследование с помощью создания резкого контраста между освещенными и неосвещенными участками анализатора) и т. д. Что уж говорить о лечении и операциях, многие из которых проводятся только офтальмохирургами частных клиник. Разумеется, работа в таком лечебно-профилактическом заведении — высокооплачиваемая и престижная. Но занять столь достойное место довольно сложно: понадобятся не только солидные знания, но и немалый опыт.
Намного проще трудоустроиться в бюджетной сфере. При наличии открытых вакансий на должности врачей-офтальмологов в городских, районных и областных поликлиниках (больницах) охотно примут хорошо зарекомендовавших себя молодых специалистов. Речь не идет о больших деньгах, зато это прекрасная возможность получить в профессиональный актив максимум. Да и карьеру в горбольнице сделать намного легче, чем в коммерческой структуре. За несколько лет вполне реально дорасти до должности завотделением офтальмологии. Кстати, многие офтальмохирурги, поднабравшись опыта и сделав имя в стационаре, предпочитают открывать собственные клиники, это возможность не только зарабатывать намного больше, но и внедрять новейшие методики лечения.
Если самоотверженный труд в ожидании лучших времен не для вас, а опыта не так уж много, можно попробовать себя в роли офтальмолога-консультанта при аптеке или в сети магазинов оптики. Работа не настолько сложная, как в поликлинике, но ответственности не меньше. Неправильно подобранные очки или контактные линзы станут если не причиной потери зрения, то наверняка не улучшат пошатнувшееся.
Найти достойное применение знаниям окулист может сегодня даже в… сфере продажи. Например, в отделе маркетинга компании, занимающейся сбытом офтальмологического оборудования. В задачи такого специалиста традиционно входит развитие и продвижение товарной группы, анализ и прогнозирование спроса, расширение ассортимента товаров, а также обязательное участие в тематических семинарах и выставках.
Не стоит забывать о научной работе и преподавательской деятельности. Офтальмология — один из тех разделов медицины, который просто не может существовать без открытий, актуальных исследований и изысканий.
С глазу на глаз
Требования к медицинским работникам высочайшие, ведь именно от уровня профессионализма этих специалистов зависят наше здоровье и даже жизнь. Однако довольно часто запросы работодателей варьируются в зависимости от вакантной должности, спектра выполняемых обязанностей и степени возлагаемой ответственности.
Высшее медицинское образование
Стать доктором можно только после окончания профильного высшего учебного заведения. Это правило относится к офтальмологам в первую очередь. Пусть не вводит в заблуждение отсутствие заветных ВО в объявлении на вакансию. Это отнюдь не «забывчивость» работодателя.
— Высшее медицинское образование — априори для любого врача, и офтальмологи — не исключение, — констатирует менеджер по персоналу частной офтальмологической клиники Ярослав Петров. — Во-первых, заниматься столь важным делом как лечение невозможно без фундаментальной подготовки. Во-вторых, диплом специалиста или магистра — основное требование к окулистам, прописанное в Справочнике квалификационных характеристик профессий работников сферы охраны здоровья. Другой вопрос, что специальности «офтальмология» нет ни в одном отечественном вузе. Так что, необходимо получить общую медицинскую подготовку по направлению «медицина». Тем, кто планирует работать со взрослыми пациентами, придется поступать на «врачебное дело». Кто хочет стать детским врачом-офтальмологом — на «педиатрию». Ну и, конечно же, не стоит забывать о последипломном образовании: интернатуре, курсах специализации и повышении квалификации… А вот устроиться в салон оптики теоретически можно и с неполным высшим образованием. Однако традиционно даже на должности оптометриста и консультанта предпочитают брать соискателей с университетскими дипломами.
Опыт работы
Если на должность офтальмолога-консультанта или терапевта при магазине оптики реально рассчитывать, имея всего лишь год стажа, трудоустроиться в частную клинику практически не возможно без пятилетнего опыта работы. К тому же не общего медицинского, а сугубо профильного (например, в микрохирургии). Во многих объявлениях о вакансиях и вовсе предпочитают указывать квалификационную категорию (см. диаграмму). Так, получить высшую из принятых четырех категорий можно, лишь имея десятилетний стаж по специальности.
Личные качества
Исключительно требовательно к особенностям характера соискателей на вакантную должность относятся эйчары сетей магазинов оптики и аптек. Что и понятно: именно от умения работать с посетителями зависит уровень продажи «профильной продукции»: очков, контактных линз, средств ухода за ними, следовательно — и размер прибыли компании в целом. От офтальмологов-консультантов ожидают коммуникабельности, стрессоустойчивости, культуры общения, лояльности и обаяния. Взамен обещают корпоративную подготовку, поэтому акцентируют внимание на способностях к быстрому обучению и заинтересованности в долговременном сотрудничестве.
Закрыть глаза?!
Впрочем, хорошо потрудиться над профессиональным и личностным ростом для получения работы в сфере офтальмологии все-таки стоит. Прежде всего потому, что в будущем сможете найти немало возможностей для применения знаний, умений, талантов и без дела точно не останетесь. Эта профессия дает неплохие шансы для достойного заработка. Как правило, офтальмологи-консультанты салонов оптики получают до 1000 у. е. в месяц (часто эта цифра незначительно варьируется в зависимости от уровня продажи). Оптометристам с неполным высшим образованием обещают вдвое меньше — 400-500 у. е. А вот расчет заработной платы офтальмологов-терапевтов коммерческих центров нередко исчисляется количеством консультаций, примерно по 2,5 у. е. в час. Наиболее высокие заработки у частных офтальмохирургов. Суммы «гонораров» за сложнейшие операции измеряются не одной тысячей «условных денег»! Интересно, что в именитых российских клиниках ведущие офтальмологи-хирурги получают даже больше, чем их зарубежные коллеги. К сожалению, в городских поликлиниках и больницах ситуация не настолько радужная. Месячная выплата врачу включает ставку (до 200 у. е.) и различные надбавки: за вредность (около 50 у. е.), ночные дежурства (по 2-3 у. е. за каждое), замену (примерно 90 у. е.). С нового года столичные чиновники обещают поднять зарплату бюджетникам на 50% (размера ставки, разумеется). В итоге получится чуть больше 400 у. е. (и это для специалиста высшей квалификационной категории!)
Впрочем, ориентироваться стоит не только на будущие заработки. Обязательно учтите, работать в офтальмологии, особенно микрохирургии, можно только с нормальным зрением. И дело не столько в безупречном профессиональном имидже (ну, разве хороший окулист может носить очки?), сколько в отличном глазомере и отмеренной точности движений. Ошибка врача-офтальмолога чревата для пациента потерей возможности видеть мир. К тому же офтальмология — одна из тех профессий, которые накладывают неизгладимый отпечаток на образ жизни своих обладателей. Придется забыть о ночной жизни, клубных развлечениях и о долгих бодрствованиях перед экраном телевизора или монитором компьютера. За несколько дней до операции (пусть она и длится всего 10-15 минут) нельзя не только употреблять алкоголь, но даже пить кофе! Да и нервы понадобятся железные: природное спокойствие и равновесие не заменит даже многолетний опыт. Однако отдача за старания и труд может быть просто колоссальной. Ведь блеск в глазах пациентов, вновь получивших возможность видеть, нельзя измерить никакими суммами.
Плюсы |
Минусы |
Высокая вероятность трудоустройства по специальности |
Огромнейшая ответственность за здоровье пациентов |
Хорошая оплата труда в частных клиниках |
Небольшая оплата труда в бюджетных поликлиниках и больницах |
Возможность сделать карьеру и имя |
Высокая степень концентрации внимания и сосредоточенности |
Работы для «глазных» врачей, очереди под кабинетами которых растут ежегодно, — непочатый край. Но это не означает, что сделать карьеру окулиста просто. Приготовьтесь соответствовать высочайшим профессиональным требованиям. Ведь офтальмология — та сфера, где не пустишь пыль в глаза работодателям и пациентам.
Наиболее высокие заработки, конечно же, у частных офтальмохирургов. Суммы «гонораров» за сложнейшие операции измеряются не одной тысячей «условных денег»! А во многих московских клиниках именитые офтальмологи-хирурги получают даже больше, чем их зарубежные коллеги.
Юлия ДАНКОВА
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.