Неоднозначное отношение к профессии вызвано, прежде всего, тем, что термин «консультант» является общим и его можно отнести ко всякому человеку или организации, дающим консультации в любой сфере деятельности. Профессия многолика: это и всем известные консультанты по продаже косметики, бизнес-тренеры, юридические, психологические, экономические, финансовые консультанты…
Объект нашего внимания — сфера бизнес консалтинга.
Следствие ведут
знатоки
В развитых странах мира
консалтинг уже давно стал мощной индустрией с миллиардными оборотами. Профессиональные
консалтинговые ассоциации существуют в 42 странах мира. В
обиход даже вошел термин «консультантовооруженность», представляющий собой ни
что иное, как соотношение общего количества жителей страны к числу
консультантов. Этот показатель в Японии составляет 2,5 тыс. чел, в США — 4 тыс.
чел., в странах Западной Европы — 12,5 тыс. чел., в
развивающихся —250-300 тыс. чел. Несомненным лидером в сфере консалтинговых услуг признаны США
(49% рынка управленческого консалтинга и более 60% в IT-области). Мировой рынок консалтинга с
каждым годом растет на 15-20% и имеет такую структуру: крупные фирмы
(содержащие от
300 до 30000 специалистов с годовым доходом от 68 млн. до 3 млрд. долларов)
занимают 66% общего рынка. Средние (от 100 до 300 специалистов, годовой доход
до 20 млн. долларов) обслуживают 25% рынка. Оставшиеся 9% приходятся на долю
небольших компаний (от 4 до 6 профессиональных консультантов, с годовым доходом
не более полумиллиона долларов). По предварительным данным в Украине сегодня предлагают
свои услуги более 1 тыс. консалтинговых компаний и свыше 10 тыс. консультантов.
По словам специалистов, в
среднестатистической украинской консалтинговой компании работает около 10
консультантов, имеющих опыт более 3-х лет, а годовой доход предприятия в
пределах 1 млн грн. Оптимистично настроенные участники консалтингового рынка Украины прогнозируют в ближайшее время увеличение
объема услуг, минимум в 20 раз. Большая часть клиентов консалтинговых
компаний (около 73%) составляют юридические лица, четверть (25%) — органы государственной
власти и местного самоуправления и 2% — частные предприниматели. Физические лица
предпочитают не обращаться в консалтинговые компании. Как показывает практика,
чаще всего компании обращаются к внешним консультантам с проблемами, связанными
с налогообложением (см. диаграмму). Но намечается перестановка сил. По
мнению экспертов, украинский бизнес по уровню развития почти догнал
европейский, осталось сделать один шаг.
«До этого мы пережили 2
этапа становления (с !991 по 96 гг. — когда создавались кооперативы,
ЧП, ООО, занимавшиеся чем могли и чем было выгодно), — комментирует Евгений
Медведев, руководитель отдела корпоративного обслуживания консалтинговой
компании KИMO. — Второй период — с 1996
по 2000 гг., когда бизнес развивался и набирал мощность. Сейчас переживаем
третий этап: на рынке много крупных предприятий — корпораций, холдингов,
транснациональных компаний. Чтобы встать на одну ступеньку с Европой, осталось
оптимизировать численность персонала. В консалтинговые компании уже стали
поступать заказы на тренинги по оптимизации численности, и это будет
приоритетным направлением консалтинговых услуг в ближайшем будущем».
«Умный, аж страшно!»
Консультанты бывают разные. Как и среди врачей, среди консалтинговых компаний есть узкие специалисты (например, финансовые консультанты), а есть универсалы. В любом случае, требования, предъявляемые к соискателю, чрезвычайно высоки, как, впрочем, и предлагаемое вознаграждение. Высшее образование (лучше несколько) — лишь необходимая основа. У заказчика, как правило, нет проблем с теорией, возможно, он прочитал не меньше литературы, чем консультант. Однако от теоретического знакомства с пианино игры не получится, поэтому консультант должен быть отличным практиком. Желателен не менее чем 4-х летний стаж по избранному направлению. Помимо этого, соискатель должен продемонстрировать недюжинные аналитические способности и уметь провести комплексное исследование рынка. Поскольку с точки зрения маркетинга, консалтинг — «чистая услуга», чтобы ее успешно продать, у потенциального клиента должна быть высокая степень доверия к консультанту. Повышению доверительности способствует членство в профессиональных ассоциациях, государственных или общественных организациях.
Почти единственным средством составить впечатление о профессионализме консультанта являются рекомендации тех, кто уже воспользовался его услугами, поэтому к ним самое пристальное внимание. Существенно повышают стоимость услуг на рынке труда наличие авторских методик, книг (если, конечно, есть, о чем писать), участие в конференциях, публикации в деловых изданиях или в Internet. Пользуются повышенным спросом и консультанты, у которых в активе аспирантура и защищенная диссертация. Среди личных качеств выделяют задатки лидера, потому что стиль работы консультанта зачастую предполагает безостановочное движение вперед, быстроту и натиск в решении задач. Конечно, будут и специфические особенности. Например, среди требований к кандидатам на позицию финансового консультанта — опыт работы на позициях финансового аналитика, начальника ПЭО, ФЭС, финансового контролера. Необходимы глубокое знание основных технологий финансового управления, базовые знания бухгалтерского учета и стандартов GAAP. Для консультанта по управленческому консалтингу важен опыт работы в управленческом консалтинге или подразделении по развитию крупной компании, опыт оптимизации систем управления и руководства комплексными проектами. К старшему консультанту — это следующая и, пожалуй, во многих компаниях единственная ступенька карьерного роста — требования еще выше. Здесь необходимы исключительные презентационные и коммуникационные навыки, зачастую свободное владение английским. Опыт работы в консалтинговых компаниях — от 2-х лет. Условия оплаты —фиксированная ставка + бонус от реализованных проектов — от 1500 у.е. в месяц.
КонсалтиЛгуны?
Для
тех, кто думает, что работа консультанта — просто синекура, книги по
консалтингу сообщают: если вы решили стать консультантом, забудьте о личном
времени: весь досуг придется посвящать заказчику. Специалисты отмечают, что
консультирование — интенсивный напряженный труд, предполагающий постоянную
поддержку высокого качества работы. Как и в любом успешном бизнесе,
первоначальная «раскрутка» займет лет пять, без отдыха.
Простые
проекты в консалтинге — большая редкость. К консультанту зачастую относятся,
как к хирургу: обращаются, когда приступать к лечению надо безотлагательно.
Характерно, что в этой профессии «хорошими делами прославиться нельзя»:
большинство потребителей не желают афишировать факт помощи внешними
консультантами. Информативна и строчка типичного объявления о вакансии
консультанта: «развитые коммуникативные качества + терпение (особенно в
отношении клиентов)». Несмотря на комичность, резон в этом все же есть:
работать с клиентами непросто: до 80% времени приходится тратить на то, чтобы
переубедить руководителей, поскольку ни один клиент не чувствует абсолютного
доверия к консультанту. Многие из потенциальных заказчиков не готовы не только
что-либо менять, но и не желают осознавать необходимость вмешательства
консультанта, так как это может снизить самооценку менеджеров или расцениваться
как признание в собственной некомпетентности.
«Руководители пока еще не привыкли
пользоваться услугами консультантов, — комментирует Людмила Личина,
бизнес-консультант консалтинговой компании «Стратег», — поэтому мало кто может
четко обозначить проблему, а значит, на консультанта ложится дополнительная
задача по проведению диагностики и формулированию задания. Сам заказ может
носить примерно такой характер: «Придумайте нам что-нибудь срочно назавтра,
чтобы мы стали такими же крутыми, как наши конкуренты». Не редкость и варианты,
когда клиент заявляет, что знает, как решить проблему и в качестве назначенного
себе курса лечения называет модную в данный момент технологию, которая
необязательно даст положительный эффект в его ситуации. А занятая консультантом
принципиальная позиция может привести к прекращению сотрудничества». Нередко
консультантов пытаются втянуть во внутрикорпоративные интриги, например,
топ-менеджеры стремятся получить подтверждение правильности своих действий.
Конкуренция довольно велика, и шанс получить заказ увеличивается в том случае,
если предлагается уникальная услуга.
Работа
предполагает частые командировки. Поскольку даже типовых ситуаций масса, не
говоря о том, что в бизнес-среде постоянно происходят изменения, приходится
изобретать новые методы и техники. Несомненным плюсом профессии является
высокий уровень дохода, цена проектов колеблется от $30-100 тыс., а средняя
оплата консультанта в неделю может составлять от 500 до 5000 долларов.
Становясь экспертом, который точно знает, что делать в бизнесе, вы приобретаете
высокий статус и уважение окружающих. Кроме того, получаете удовольствие от
осознания того, что помогаете большому количеству людей. Не каждая
специальность может похвастаться подобной степенью независимости: даже если
идете к цели, указанной клиентом, тропинку все равно выбираете сами.
Плюсы |
Минусы |
Высокая оплата труда |
Частые командировки |
Вы становитесь экспертом,
совершенно точно знающим, что делать в той или иной ситуации |
Работа с психологическими
барьерами заказчиков, необходимость доказывать, что тебе можно доверять |
Профессия относится к категории
престижных |
Скепсис, враждебное отношение
коллектива в консультируемой компании |
Вы помогаете большому количеству
людей |
Часто консультанта стремятся
использовать как инструмент внутрикорпоративных интриг |
Консалтинговый бизнес —
динамично развивающаяся отрасль |
Игнорирование рекомендаций консультанта
сводит его усилия к нулю |
Информационная справка. Существует множество дефиниций термина «консалтинг» (consulting). Согласно самой распространенной, консалтинг — это профессиональная помощь со стороны внешних специалистов руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития.
Историческая справка. Консультационная деятельность
существовала всегда. С
глубокой древности у властителей были советники (визири), выполняющие роль
современных консультантов. Но компании, решившие продавать клиентам
бизнес-советы, появились в США только в 20-х годах прошлого столетия. Во времена Великой
депрессии (мирового экономического кризиса 30-х годов) консультирование завоевало
широкое признание во всех развитых странах, однако его услугами пользовались в
основном крупные промышленные предприятия. Послевоенные годы стали «золотыми» для
консультирования: деловая активность, требовавшая поддержки со стороны
консультантов, возросла многократно. Многие консультационные фирмы, созданные в
те годы, существуют до сих пор.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.