RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи
  5. Страна Советов

Страна Советов

6.03.2007 26409

Неоднозначное отношение к профессии вызвано, прежде всего, тем, что термин «консультант» является общим и его можно отнести ко всякому человеку или организации, дающим консультации в любой сфере деятельности. Профессия многолика: это и всем известные консультанты по продаже косметики, бизнес-тренеры, юридические, психологические, экономические, финансовые консультанты…

Объект нашего внимания — сфера бизнес консалтинга.

Следствие ведут знатоки

В развитых странах мира консалтинг уже давно стал мощной индустрией с миллиардными оборотами. Профессиональные консалтинговые ассоциации существуют в 42 странах мира. В обиход даже вошел термин «консультантовооруженность», представляющий собой ни что иное, как соотношение общего количества жителей страны к числу консультантов. Этот показатель в Японии составляет 2,5 тыс. чел, в США 4 тыс. чел., в странах Западной Европы 12,5 тыс. чел., в развивающихся 250-300 тыс. чел. Несомненным лидером в сфере консалтинговых услуг признаны США (49% рынка управленческого консалтинга и более 60% в IT-области). Мировой рынок консалтинга с каждым годом растет на 15-20% и имеет такую структуру: крупные фирмы (содержащие от 300 до 30000 специалистов с годовым доходом от 68 млн. до 3 млрд. долларов) занимают 66% общего рынка. Средние (от 100 до 300 специалистов, годовой доход до 20 млн. долларов) обслуживают 25% рынка. Оставшиеся 9% приходятся на долю небольших компаний (от 4 до 6 профессиональных консультантов, с годовым доходом не более полумиллиона долларов). По предварительным данным в Украине сегодня предлагают свои услуги более 1 тыс. консалтинговых компаний и свыше 10 тыс. консультантов.

По словам специалистов, в среднестатистической украинской консалтинговой компании работает около 10 консультантов, имеющих опыт более 3-х лет, а годовой доход предприятия в пределах 1 млн грн. Оптимистично настроенные участники консалтингового рынка Украины прогнозируют в ближайшее время увеличение объема услуг, минимум в 20 раз. Большая часть клиентов консалтинговых компаний (около 73%) составляют юридические лица, четверть (25%) — органы государственной власти и местного самоуправления и 2% — частные предприниматели. Физические лица предпочитают не обращаться в консалтинговые компании. Как показывает практика, чаще всего компании обращаются к внешним консультантам с проблемами, связанными с налогообложением (см. диаграмму). Но намечается перестановка сил. По мнению экспертов, украинский бизнес по уровню развития почти догнал европейский, осталось сделать один шаг.

«До этого мы пережили 2 этапа становления (с !991 по 96 гг. когда создавались кооперативы, ЧП, ООО, занимавшиеся чем могли и чем было выгодно), — комментирует Евгений Медведев, руководитель отдела корпоративного обслуживания консалтинговой компании KИMO. — Второй период с 1996 по 2000 гг., когда бизнес развивался и набирал мощность. Сейчас переживаем третий этап: на рынке много крупных предприятий корпораций, холдингов, транснациональных компаний. Чтобы встать на одну ступеньку с Европой, осталось оптимизировать численность персонала. В консалтинговые компании уже стали поступать заказы на тренинги по оптимизации численности, и это будет приоритетным направлением консалтинговых услуг в ближайшем будущем».

«Умный, аж страшно!»

Консультанты бывают разные. Как и среди врачей, среди консалтинговых компаний есть узкие специалисты (например, финансовые консультанты), а есть универсалы. В любом случае, требования, предъявляемые к соискателю, чрезвычайно высоки, как, впрочем, и предлагаемое вознаграждение. Высшее образование (лучше несколько) — лишь необходимая основа. У заказчика, как правило, нет проблем с теорией, возможно, он прочитал не меньше литературы, чем консультант. Однако от теоретического знакомства с пианино игры не получится, поэтому консультант должен быть отличным практиком. Желателен не менее чем 4-х летний стаж по избранному направлению. Помимо этого, соискатель должен продемонстрировать недюжинные аналитические способности и уметь провести комплексное исследование рынка. Поскольку с точки зрения маркетинга, консалтинг «чистая услуга», чтобы ее успешно продать, у потенциального клиента должна быть высокая степень доверия к консультанту. Повышению доверительности способствует членство в профессиональных ассоциациях, государственных или общественных организациях.

Почти единственным средством составить впечатление о профессионализме консультанта являются рекомендации тех, кто уже воспользовался его услугами, поэтому к ним самое пристальное внимание. Существенно повышают стоимость услуг на рынке труда наличие авторских методик, книг (если, конечно, есть, о чем писать), участие в конференциях, публикации в деловых изданиях или в Internet. Пользуются повышенным спросом и консультанты, у которых в активе аспирантура и защищенная диссертация. Среди личных качеств выделяют задатки лидера, потому что стиль работы консультанта зачастую предполагает безостановочное движение вперед, быстроту и натиск в решении задач. Конечно, будут и специфические особенности. Например, среди требований к кандидатам на позицию финансового консультанта опыт работы на позициях финансового аналитика, начальника ПЭО, ФЭС, финансового контролера. Необходимы глубокое знание основных технологий финансового управления, базовые знания бухгалтерского учета и стандартов GAAP. Для консультанта по управленческому консалтингу важен опыт работы в управленческом консалтинге или подразделении по развитию крупной компании, опыт оптимизации систем управления и руководства комплексными проектами. К старшему консультанту — это следующая и, пожалуй, во многих компаниях единственная ступенька карьерного роста — требования еще выше. Здесь необходимы исключительные презентационные и коммуникационные навыки, зачастую свободное владение английским. Опыт работы в консалтинговых компаниях — от 2-х лет. Условия оплаты фиксированная ставка + бонус от реализованных проектов — от 1500 у.е. в месяц.

КонсалтиЛгуны?

Для тех, кто думает, что работа консультанта — просто синекура, книги по консалтингу сообщают: если вы решили стать консультантом, забудьте о личном времени: весь досуг придется посвящать заказчику. Специалисты отмечают, что консультирование — интенсивный напряженный труд, предполагающий постоянную поддержку высокого качества работы. Как и в любом успешном бизнесе, первоначальная «раскрутка» займет лет пять, без отдыха.

Простые проекты в консалтинге — большая редкость. К консультанту зачастую относятся, как к хирургу: обращаются, когда приступать к лечению надо безотлагательно. Характерно, что в этой профессии «хорошими делами прославиться нельзя»: большинство потребителей не желают афишировать факт помощи внешними консультантами. Информативна и строчка типичного объявления о вакансии консультанта: «развитые коммуникативные качества + терпение (особенно в отношении клиентов)». Несмотря на комичность, резон в этом все же есть: работать с клиентами непросто: до 80% времени приходится тратить на то, чтобы переубедить руководителей, поскольку ни один клиент не чувствует абсолютного доверия к консультанту. Многие из потенциальных заказчиков не готовы не только что-либо менять, но и не желают осознавать необходимость вмешательства консультанта, так как это может снизить самооценку менеджеров или расцениваться как признание в собственной некомпетентности.

«Руководители пока еще не привыкли пользоваться услугами консультантов, — комментирует Людмила Личина, бизнес-консультант консалтинговой компании «Стратег», — поэтому мало кто может четко обозначить проблему, а значит, на консультанта ложится дополнительная задача по проведению диагностики и формулированию задания. Сам заказ может носить примерно такой характер: «Придумайте нам что-нибудь срочно назавтра, чтобы мы стали такими же крутыми, как наши конкуренты». Не редкость и варианты, когда клиент заявляет, что знает, как решить проблему и в качестве назначенного себе курса лечения называет модную в данный момент технологию, которая необязательно даст положительный эффект в его ситуации. А занятая консультантом принципиальная позиция может привести к прекращению сотрудничества». Нередко консультантов пытаются втянуть во внутрикорпоративные интриги, например, топ-менеджеры стремятся получить подтверждение правильности своих действий. Конкуренция довольно велика, и шанс получить заказ увеличивается в том случае, если предлагается уникальная услуга.

Работа предполагает частые командировки. Поскольку даже типовых ситуаций масса, не говоря о том, что в бизнес-среде постоянно происходят изменения, приходится изобретать новые методы и техники. Несомненным плюсом профессии является высокий уровень дохода, цена проектов колеблется от $30-100 тыс., а средняя оплата консультанта в неделю может составлять от 500 до 5000 долларов. Становясь экспертом, который точно знает, что делать в бизнесе, вы приобретаете высокий статус и уважение окружающих. Кроме того, получаете удовольствие от осознания того, что помогаете большому количеству людей. Не каждая специальность может похвастаться подобной степенью независимости: даже если идете к цели, указанной клиентом, тропинку все равно выбираете сами.

Плюсы

Минусы

Высокая оплата труда

Частые командировки

Вы становитесь экспертом, совершенно точно знающим, что делать в той или иной ситуации

Работа с психологическими барьерами заказчиков, необходимость доказывать, что тебе можно доверять

Профессия относится к категории престижных

Скепсис, враждебное отношение коллектива в консультируемой компании

Вы помогаете большому количеству людей

Часто консультанта стремятся использовать как инструмент внутрикорпоративных интриг

Консалтинговый бизнес — динамично развивающаяся отрасль

Игнорирование рекомендаций консультанта сводит его усилия к нулю

Информационная справка. Существует множество дефиниций термина «консалтинг» (consulting). Согласно самой распространенной, консалтинг — это профессиональная помощь со стороны внешних специалистов руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития.

Историческая справка. Консультационная деятельность существовала всегда. С глубокой древности у властителей были советники (визири), выполняющие роль современных консультантов. Но компании, решившие продавать клиентам бизнес-советы, появились в США только в 20-х годах прошлого столетия. Во времена Великой депрессии (мирового экономического кризиса 30-х годов) консультирование завоевало широкое признание во всех развитых странах, однако его услугами пользовались в основном крупные промышленные предприятия. Послевоенные годы стали «золотыми» для консультирования: деловая активность, требовавшая поддержки со стороны консультантов, возросла многократно. Многие консультационные фирмы, созданные в те годы, существуют до сих пор.

Читайте также

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Наверх