Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи

Страна Советов

6 марта 2007 26179

Неоднозначное отношение к профессии вызвано, прежде всего, тем, что термин «консультант» является общим и его можно отнести ко всякому человеку или организации, дающим консультации в любой сфере деятельности. Профессия многолика: это и всем известные консультанты по продаже косметики, бизнес-тренеры, юридические, психологические, экономические, финансовые консультанты…

Объект нашего внимания — сфера бизнес консалтинга.

Следствие ведут знатоки

В развитых странах мира консалтинг уже давно стал мощной индустрией с миллиардными оборотами. Профессиональные консалтинговые ассоциации существуют в 42 странах мира. В обиход даже вошел термин «консультантовооруженность», представляющий собой ни что иное, как соотношение общего количества жителей страны к числу консультантов. Этот показатель в Японии составляет 2,5 тыс. чел, в США 4 тыс. чел., в странах Западной Европы 12,5 тыс. чел., в развивающихся 250-300 тыс. чел. Несомненным лидером в сфере консалтинговых услуг признаны США (49% рынка управленческого консалтинга и более 60% в IT-области). Мировой рынок консалтинга с каждым годом растет на 15-20% и имеет такую структуру: крупные фирмы (содержащие от 300 до 30000 специалистов с годовым доходом от 68 млн. до 3 млрд. долларов) занимают 66% общего рынка. Средние (от 100 до 300 специалистов, годовой доход до 20 млн. долларов) обслуживают 25% рынка. Оставшиеся 9% приходятся на долю небольших компаний (от 4 до 6 профессиональных консультантов, с годовым доходом не более полумиллиона долларов). По предварительным данным в Украине сегодня предлагают свои услуги более 1 тыс. консалтинговых компаний и свыше 10 тыс. консультантов.

По словам специалистов, в среднестатистической украинской консалтинговой компании работает около 10 консультантов, имеющих опыт более 3-х лет, а годовой доход предприятия в пределах 1 млн грн. Оптимистично настроенные участники консалтингового рынка Украины прогнозируют в ближайшее время увеличение объема услуг, минимум в 20 раз. Большая часть клиентов консалтинговых компаний (около 73%) составляют юридические лица, четверть (25%) — органы государственной власти и местного самоуправления и 2% — частные предприниматели. Физические лица предпочитают не обращаться в консалтинговые компании. Как показывает практика, чаще всего компании обращаются к внешним консультантам с проблемами, связанными с налогообложением (см. диаграмму). Но намечается перестановка сил. По мнению экспертов, украинский бизнес по уровню развития почти догнал европейский, осталось сделать один шаг.

«До этого мы пережили 2 этапа становления (с !991 по 96 гг. когда создавались кооперативы, ЧП, ООО, занимавшиеся чем могли и чем было выгодно), — комментирует Евгений Медведев, руководитель отдела корпоративного обслуживания консалтинговой компании KИMO. — Второй период с 1996 по 2000 гг., когда бизнес развивался и набирал мощность. Сейчас переживаем третий этап: на рынке много крупных предприятий корпораций, холдингов, транснациональных компаний. Чтобы встать на одну ступеньку с Европой, осталось оптимизировать численность персонала. В консалтинговые компании уже стали поступать заказы на тренинги по оптимизации численности, и это будет приоритетным направлением консалтинговых услуг в ближайшем будущем».

«Умный, аж страшно!»

Консультанты бывают разные. Как и среди врачей, среди консалтинговых компаний есть узкие специалисты (например, финансовые консультанты), а есть универсалы. В любом случае, требования, предъявляемые к соискателю, чрезвычайно высоки, как, впрочем, и предлагаемое вознаграждение. Высшее образование (лучше несколько) — лишь необходимая основа. У заказчика, как правило, нет проблем с теорией, возможно, он прочитал не меньше литературы, чем консультант. Однако от теоретического знакомства с пианино игры не получится, поэтому консультант должен быть отличным практиком. Желателен не менее чем 4-х летний стаж по избранному направлению. Помимо этого, соискатель должен продемонстрировать недюжинные аналитические способности и уметь провести комплексное исследование рынка. Поскольку с точки зрения маркетинга, консалтинг «чистая услуга», чтобы ее успешно продать, у потенциального клиента должна быть высокая степень доверия к консультанту. Повышению доверительности способствует членство в профессиональных ассоциациях, государственных или общественных организациях.

Почти единственным средством составить впечатление о профессионализме консультанта являются рекомендации тех, кто уже воспользовался его услугами, поэтому к ним самое пристальное внимание. Существенно повышают стоимость услуг на рынке труда наличие авторских методик, книг (если, конечно, есть, о чем писать), участие в конференциях, публикации в деловых изданиях или в Internet. Пользуются повышенным спросом и консультанты, у которых в активе аспирантура и защищенная диссертация. Среди личных качеств выделяют задатки лидера, потому что стиль работы консультанта зачастую предполагает безостановочное движение вперед, быстроту и натиск в решении задач. Конечно, будут и специфические особенности. Например, среди требований к кандидатам на позицию финансового консультанта опыт работы на позициях финансового аналитика, начальника ПЭО, ФЭС, финансового контролера. Необходимы глубокое знание основных технологий финансового управления, базовые знания бухгалтерского учета и стандартов GAAP. Для консультанта по управленческому консалтингу важен опыт работы в управленческом консалтинге или подразделении по развитию крупной компании, опыт оптимизации систем управления и руководства комплексными проектами. К старшему консультанту — это следующая и, пожалуй, во многих компаниях единственная ступенька карьерного роста — требования еще выше. Здесь необходимы исключительные презентационные и коммуникационные навыки, зачастую свободное владение английским. Опыт работы в консалтинговых компаниях — от 2-х лет. Условия оплаты фиксированная ставка + бонус от реализованных проектов — от 1500 у.е. в месяц.

КонсалтиЛгуны?

Для тех, кто думает, что работа консультанта — просто синекура, книги по консалтингу сообщают: если вы решили стать консультантом, забудьте о личном времени: весь досуг придется посвящать заказчику. Специалисты отмечают, что консультирование — интенсивный напряженный труд, предполагающий постоянную поддержку высокого качества работы. Как и в любом успешном бизнесе, первоначальная «раскрутка» займет лет пять, без отдыха.

Простые проекты в консалтинге — большая редкость. К консультанту зачастую относятся, как к хирургу: обращаются, когда приступать к лечению надо безотлагательно. Характерно, что в этой профессии «хорошими делами прославиться нельзя»: большинство потребителей не желают афишировать факт помощи внешними консультантами. Информативна и строчка типичного объявления о вакансии консультанта: «развитые коммуникативные качества + терпение (особенно в отношении клиентов)». Несмотря на комичность, резон в этом все же есть: работать с клиентами непросто: до 80% времени приходится тратить на то, чтобы переубедить руководителей, поскольку ни один клиент не чувствует абсолютного доверия к консультанту. Многие из потенциальных заказчиков не готовы не только что-либо менять, но и не желают осознавать необходимость вмешательства консультанта, так как это может снизить самооценку менеджеров или расцениваться как признание в собственной некомпетентности.

«Руководители пока еще не привыкли пользоваться услугами консультантов, — комментирует Людмила Личина, бизнес-консультант консалтинговой компании «Стратег», — поэтому мало кто может четко обозначить проблему, а значит, на консультанта ложится дополнительная задача по проведению диагностики и формулированию задания. Сам заказ может носить примерно такой характер: «Придумайте нам что-нибудь срочно назавтра, чтобы мы стали такими же крутыми, как наши конкуренты». Не редкость и варианты, когда клиент заявляет, что знает, как решить проблему и в качестве назначенного себе курса лечения называет модную в данный момент технологию, которая необязательно даст положительный эффект в его ситуации. А занятая консультантом принципиальная позиция может привести к прекращению сотрудничества». Нередко консультантов пытаются втянуть во внутрикорпоративные интриги, например, топ-менеджеры стремятся получить подтверждение правильности своих действий. Конкуренция довольно велика, и шанс получить заказ увеличивается в том случае, если предлагается уникальная услуга.

Работа предполагает частые командировки. Поскольку даже типовых ситуаций масса, не говоря о том, что в бизнес-среде постоянно происходят изменения, приходится изобретать новые методы и техники. Несомненным плюсом профессии является высокий уровень дохода, цена проектов колеблется от $30-100 тыс., а средняя оплата консультанта в неделю может составлять от 500 до 5000 долларов. Становясь экспертом, который точно знает, что делать в бизнесе, вы приобретаете высокий статус и уважение окружающих. Кроме того, получаете удовольствие от осознания того, что помогаете большому количеству людей. Не каждая специальность может похвастаться подобной степенью независимости: даже если идете к цели, указанной клиентом, тропинку все равно выбираете сами.

Плюсы

Минусы

Высокая оплата труда

Частые командировки

Вы становитесь экспертом, совершенно точно знающим, что делать в той или иной ситуации

Работа с психологическими барьерами заказчиков, необходимость доказывать, что тебе можно доверять

Профессия относится к категории престижных

Скепсис, враждебное отношение коллектива в консультируемой компании

Вы помогаете большому количеству людей

Часто консультанта стремятся использовать как инструмент внутрикорпоративных интриг

Консалтинговый бизнес — динамично развивающаяся отрасль

Игнорирование рекомендаций консультанта сводит его усилия к нулю

Информационная справка. Существует множество дефиниций термина «консалтинг» (consulting). Согласно самой распространенной, консалтинг — это профессиональная помощь со стороны внешних специалистов руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития.

Историческая справка. Консультационная деятельность существовала всегда. С глубокой древности у властителей были советники (визири), выполняющие роль современных консультантов. Но компании, решившие продавать клиентам бизнес-советы, появились в США только в 20-х годах прошлого столетия. Во времена Великой депрессии (мирового экономического кризиса 30-х годов) консультирование завоевало широкое признание во всех развитых странах, однако его услугами пользовались в основном крупные промышленные предприятия. Послевоенные годы стали «золотыми» для консультирования: деловая активность, требовавшая поддержки со стороны консультантов, возросла многократно. Многие консультационные фирмы, созданные в те годы, существуют до сих пор.

Читайте также
  • Замечания работодателей к резюме соискателей24 Апрель, 2017

    Резюме является визитной карточкой любого соискателя. С изучения резюме начинается знакомство работодателя с соискателем. Чтобы это первое впечатление было положительным, очень важно приложить максимум усилий, чтобы грамотно и правильно оформить резюме. Так как работодателям, менеджерам по персоналу и HR-менеджерам часто приходится изучать резюме соискателей, именно они могут дать компетентный взгляд на ошибки, которые допускают в резюме соискатели.

  • Украинским пенсионерам запрещают совмещать доходы зарплат и пенсий24 Апрель, 2017

    После грядущей пенсионной реформы, украинцы не смогут совмещать работу с зарплатой вместе с получением законной пенсии.

  • Работа мечты - работа в Google?21 Апрель, 2017

    Просто Google!

  • Украинские пенсии: все очень сложно20 Апрель, 2017

    Начиная с 1.10.2017, правительство планирует провести очередное выравнивание пенсий, предварительно увеличив их на 10,1% в мае и этого года.

  • Соискатели игнорируют собеседования19 Апрель, 2017

    Наверняка, вам, как работодателю, приходилось наблюдать отказы соискателей от собеседования. В среднем, на пять собеседований приходится два отказа соискателей. Разрабатывая график собеседований, работодатель должен быть готов от отказа соискателей. Многие из них даже не удосуживаются сообщить об этом работодателей.

    Игнорирование соискателей собеседования встречается все чаще. Но это не значит, что работодатель или компания что-то делают не так, наоборот это вполне объяснимый и понятный процесс, причины которого самого разные. Сегодня мы рассмотрим большинство из них.

↑ Наверх