Как театр начинается с вешалки, так и карьерный рост начинается с правильного выбора компании. "Не во всех компаниях можно развиваться, — говорит 33-летний карьерист Вадим (он прошел путь от провинциального студента-медика до успешного сотрудника американской фармацевтической фирмы "Пфайзер" и знает почти все о карьерном росте). — Узнай еще на собеседовании, какая в компании технология повышений. Хорошо, если услышишь, что "текучка" маленькая (то есть мало увольнений) и постоянно открываются новые должности. Такая компания заинтересована в твоем росте и развитии, проводит специальные тренинги и тесты. Во многих крупных компаниях существует ежегодная оценка профессиональных и личных качеств сотрудников по баллам. Чем больше баллов, тем быстрее тебя рекомендуют на более высокую должность".
Итак, компания выбрана, должность тоже. Узнай требования к соискателю и трезво оцени свои возможности. Обычно непрофессионализм вычисляется еще на собеседовании. Если чувствуешь, что не дотягиваешь, лучше временно пойти в компанию поскромнее — получить недостающие навыки и опыт.
Если знаешь, что можешь и умеешь, все равно не спеши на собеседование. Потренируйся, пройди его несколько раз в других фирмах. Появятся коммуникативный опыт и уверенность.
Чтобы расти, важно выделяться среди остальных. Пробиваются только особенные, а не серые личности.
Как же стать особенным? Во-первых, управляя своими эмоциями. Ты смотришь те же фильмы, что и все остальные? Ходишь в те же клубы, носишь такую же одежду? Эмоции тоже становятся "среднестатистическими". Чувствуя себя одним из толпы, ты не сможешь стать лидером. Остановись и подумай, что в тебе особенного? Проведи подробный, лучше письменный анализ своих плюсов и минусов, личных и профессиональных качеств.
Чтобы чувствовать себя увереннее, почитай книги из серии "Деловой этикет", "Успех" и т. п. Но помни — без практики теория мертва. Если не начнешь тут же применять эти знания, эффект окажется нулевым. Можно учиться успеху и наглядно. В каждой компании есть свои Имена. Присмотрись, что делает этих людей особенными и успешными? Не копируй их, а именно подмечай: если наденешь на себя чужую маску, останешься на месте. Поймешь и сможешь структурировать собственную личность — поедешь вверх.
Внуши себе установки успеха:
1. Я — источник всего положительного и отрицательного в своей жизни. Я отвечаю даже за переживания, которые со мной случаются. Не "мама виновата, что не отдала меня в детстве на фортепьяно", не "президент виноват, что у меня маленькая зарплата", а я — творец своей судьбы.
2. Я высоко себя ценю и уважаю.
3. Я готов (готова) к риску.
Определи свои цели. Начиная работать, сразу задай себе вопрос: "Что я делаю, чем занимаюсь?" Если спросить об этом, например, диджея, он может ответить: "Развлекаю". А может: "Вовлекаю". От разницы подходов зависит профессиональная судьба. Тот, кто "вовлекает", скорее добьется успеха. Подумай, кем ты хочешь стать? Начальником или просто хорошо оплачиваемым специалистом? В первом случае делай упор на общение, во втором — на профессионализм. Отношения с коллективом и руководством — тоже необходимые слагаемые успеха. Старайся добиться уважения и авторитета: без этого невозможно иметь даже нескольких подчиненных, соответственно, расти по службе — тоже. Учись разговаривать с боссом.
Спроси: "Когда вы будете считать, что моя работа выполнена?" Получив стандартный ответ, вроде "когда выполнишь план продаж", задай следующий вопрос: "А когда вы будете считать, что моя работа выполнена хорошо?" Внимательно слушай и делай выводы. Общение и профессионализм — это и есть два кита формулы успеха.
Универсальные советы молодому карьеристу
Распиши свои цели...
Возьми лист бумаги и распиши, кем ты будешь через 5 лет, 10, 15 и в 60 лет. Это будет траектория твоей карьеры. Рядом напиши, на что ты никогда не пойдешь ради достижения цели. Из оставшегося будет легче выбрать.
Будь исполнительным и обязательным…
Необходимо четко ставить перед собой цели и достигать их в срок. Пускай сначала они и будут скромными. Зато ты научишься соотносить объем работы и время, необходимое для его выполнения. При этом важно не халтурить: не трепись с друзьями в "аське", старайся вообще как можно меньше заниматься личными делами на работе. Не затягивай с отправлением отчетов, писем и других бумаг. Казалось бы, мелочь, а по авторитету бьет сильно: задержками, которые могут никак не влиять на твои личные задачи, ты подводишь других людей, тормозишь общие дела компании. Учти: в крупных фирмах непосредственный начальник, с которым у тебя могут быть замечательные отношения, только рекомендует тебя на повышение, а вот тот, кому тебя рекомендуют, будет оценивать именно такие "мелочи".
Называй собеседника по имени…
Собственное имя — главное слово для любого человека. То, что не названо, не существует. Если разговаривая с клиентом, коллегой или руководителем ты не обращаешься к нему по имени (имени-отчеству), подсознательно он понимает, что тебе от него нужна только функция. Есть выверенные психологами нормы общения — за получасовой разговор нужно не менее 5 раз назвать человека по имени.
Чтобы преодолеть природное стеснение, упражняйся в общении с близкими людьми — например, называй свою девушку или молодого человека не только "рыбкой", "птичкой", "зайкой", но и полным именем. Кроме собственного имени есть и "коллективное имя": вместо "здравствуйте" говори "здравствуйте, друзья" или "здравствуйте, коллеги".
Изучай внутрикорпоративный кодекс…
Придя в компанию, не стесняйся задавать вопросы. Наоборот, стремись как можно больше узнать о компании, корпоративной культуре и существующих правилах. Помимо общеизвестных существуют и внутренние негласные правила, которым следуют все. Чтобы узнать их, сблизься с кем-то из персонала. На первых порах вообще лучше меньше говорить и больше слушать, впитывать информацию и делать выводы.
Будь лояльным компании…
Показывай свою заинтересованность в работе и компании. Внешний вид должен излучать позитив. Нельзя работать с таким лицом, будто делаешь кому-то одолжение. Не отзывайся о компании плохо. Особенно в присутствии коллег
Добавь креатива…
Не бойся предлагать новое, креатив ценится всегда. Предлагай вниманию руководства только хорошо обдуманные, взвешенные и просчитанные идеи. И всегда будь готов сам взяться за их исполнение
Улыбайся…
Искренняя улыбка располагает окружающих и вызывает желание с тобой общаться. Тренируйся улыбаться даже если у тебя плохое настроение.
Следи за интонацией…
Важно не только то, что ты говоришь, но и как ты это говоришь. Пренебрежительная интонация, неуверенная, сбивчивая речь не вызывают доверия ни у босса, ни у коллег, ни у клиентов.
Режиссируй разговор…
Продумывай разговор до мельчайших деталей, особенно важный. Всегда думай над тем, что хочешь донести до собеседника. Начиная разговор, всегда сначала интересуйся, сколько времени тебе готовы уделить.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?