Вместо предисловия
«Статья должна быть готова к сегодняшнему вечеру!» — столь категоричное замечание редактора уж очень сильно диссонировало с девственно-белой вордовской страницей на мониторе моего компьютера. Так-с, по всей видимости, очередной рабочий день обещает пройти в неимоверных творческих страданиях... Особенно если учесть, что мысли в голове никак не выстраиваются в стройные печатные фразы. «Стоп, без паники, главное написать хотя бы несколько предложений, а потом все пойдет как по маслу», — успокаиваю себя, пытаясь наконец-то начать злосчастный материал. Ну вот, один абзац готов, все не так уж плохо… Нужно перечитать… Нет, это же полный бред! Нахожу курсором на экране начало текста и принимаюсь яростно стирать результаты неимоверных умственных усилий последних тридцати минут. Придется начинать с чистого листа... Так можно десять часов кряду просидеть, не написав ни одной толковой строчки!
А что, если подойти к решению проблемы с другой стороны? Нет, не в смысле с конца статьи, а, попробовав побороть «корень зла»? Интересно, откуда черпают вдохновение представители творческих профессий? «Отдыхать нужно больше, вот и весь секрет», — рекомендует знакомый дизайнер. «Да нет, самый верный способ — влюбиться, причем, не обязательно взаимно», — уверяет подруга-копирайтер. «Смени обстановку, поможет гарантированно», — рекомендует бывшая коллега-журналист. Ну, спасибо, дорогие, успокоили. Советы, конечно, довольно-таки полезные, не спорю, но как-то они совершенно не вписываются в ближайшие жизненные планы. На отдых времени нет, на эмоциональные потрясения тоже. Тем более, что для проявления избытка чувств желательно для начала подыскать объект страсти, а это дело не пяти минут. Или вы предлагаете вздыхать над постером Бреда Питта? А вот сменить обстановку (я так понимаю, для этого нужно, как минимум, прикупить квартирку где-нибудь на Крещатике или хотя бы на испанской Ривьере), конечно, не отказалась бы, но…
Не будем о грустном. Лучше посмотрим, какие способы решения проблемы предлагает всезнающий интернет. «Вдохновение — это умение приводить себя в рабочее состояние», — цитируют на одном из сайтов гениального Пушкина. А дальше-то что? Как вызвать это самое состояние? К сожалению, об этом классики умалчивают. Может, сформулировать вопрос в поисковике как-то по-другому? Например, «как развить творческие навыки?» Ну вот, совсем другое дело! Вашему вниманию — последний писк моды: тренинги по креативности.
Чтобы осенило
Появившись на отечественном рынке образовательных услуг всего несколько лет назад, предложения по развитию креативности стремительно набирают популярность. И спрос рождает предложение: сегодня такие занятия можно найти в расписаниях многих столичных консалтинговых и тренинговых компаний.
А как «у них»? На продвинутом западном (а отчасти и восточном) рынке образовательных услуг обучающие программы по развитию творческого мышления невероятно популярны. И неудивительно: за границей давно поняли — повысить качество и конкурентоспособность продукции одной только интенсификацией труда невозможно. Решать проблему (причем, довольно эффективно) принялись, активизируя творческий потенциал сотрудников. Это принесло долгожданные плоды. Так, в 1986 году Страна восходящего солнца заняла первое место в мире по изобретательской активности с показателем в 67 рацпредложений на сотню работающих. Как японцы добились этого? Очень просто! Вот пример из жизни только одной фирмы «Хитата Сайкакусе»: ее сотрудники ежегодно выдвигают более 4 миллионов предложений, причем каждое изучается и обязательно поощряется материально, а 0,5% (то есть более 20 тыс.) оказываются патентоспособными. Результат: только за счет максимального использования креативного потенциала это небольшое островное государство, лишенное каких-либо природных ресурсов, быстро вышло на второе место в мире по темпам роста экономики. Кстати, широко известен курьезный факт: японские фирмы много лет приобретали у бывшего СССР забракованные патентными бюро изобретения, буквально выжимая ценные идеи из этого «ненужного мусора». В итоге, выброшенное в корзину у нас заработало и начало приносить доход за границей. Обидно, не правда ли?
Что скажут тренеры? Думаете, на тренингах учат рисовать маслом или сочинять оперные арии? Расслабьтесь: к сфере искусства новомодные занятия, как правило, не имеют никакого отношения. Чему же учат креативные наставники? Содержание программ детально расписано на сайтах профильных тренинговых компаний. Примерные цели занятий:
— обучение методам преодоления психологической инерции в мышлении и поведении;
— развитие умения по созиданию креативной среды;
— осознание и развитие креативности в себе;
— формирование навыков управления скрытыми факторами креативного процесса;
— овладение методами ослабления влияния стереотипов и т. п.
Да уж, разобраться в этом, наверное, под силу только творческой личности! Дабы не ломать голову, обратимся-ка за разъяснениями к практикующему наставнику.
— Тренинг может обучить специальным способам активизации творческого мышления, — объясняет тренер тренингово-консалтинговой компании «Аквилон-К» Василий Власюк. — Существуют приемы, помогающие по-хитрому обходить присущую каждому из нас психологическую инерцию — тормоз всякого творчества. Эти техники дают возможность генерировать огромное количество необычных идей, к тому же, учиться смотреть на проблему под необычным углом зрения, использовать случайности, образы и метафоры для поиска оригинальных решений. Но есть и более глубокий, скрытый эффект: в ходе занятий участники получают доступ к собственным заблокированным креативным ресурсам. Обычно это воспринимается как важное открытие, кардинально меняющее взгляд на себя и окружающий мир. Зачастую подобный переворот сопровождается эмоциональным подъемом, желанием вести себя по-новому, более свободно, нестандартно, стремлением попробовать силы в разных сферах. Стоит ли говорить, что такая мотивация ведет к значительному повышению творческих результатов: в работе, общении, быту, любой сфере жизни? Кстати, тренинг креативности я успешно использовал не только для дизайнеров, рекламистов, бизнесменов, психологов, но и… безработных, состоящих на учете в российской и украинской службах занятости!
Кому это нужно? Креативные занятия рассчитаны не только на представителей творческих профессий, но и на более «приземленных» специалистов. По словам сотрудников профильных компаний, потенциальные слушатели могут быть разных возрастов и профессий, социального положения и образовательного уровня. Это и офисные служащие, и топ-менеджеры, и бизнесмены, и студенты… Всех объединяет одно: поиск возможности освободить и развить творческий потенциал, активизировать воображение и интуицию, освоить приемы «подхлестывания» креативного мышления. Интересно, что большинство отечественных тренингов носят открытый характер: их слушателем может стать любой желающий, вовремя подавший заявку на участие и заплативший в кассу энную сумму. Не редкость уже и корпоративные программы, которые проводятся по заказу и за счет работодателей.
Мнение профи
— Сегодня все больше руководителей (как частных компаний, так и государственных организаций) понимают: развитие нестандартного мышления сотрудников — мощнейший рычаг достижения успеха на рынке. Зачастую это «туз в рукаве», помогающий решить проблему конкурентоспособности и лидерства. Не мудрено, что многих «топов» уже сегодня интересует требующая решения задача повышения творческого потенциала фирмы и, следовательно, вопрос организации корпоративных программ креативности.
Субъективная реальность
О том, что именно происходит на мероприятии под названием «тренинг креативности», представители консалтинговых компаний, как правило, рассказывают довольно расплывчато. Мол, недобросовестные конкуренты могут запросто «сплагиатить» приглянувшиеся идеи.
Рассуждая об особенностях творческих учебных программ, наставники, в первую очередь, акцентируют внимание на форме проведения. Тренинг — не лекция, не семинар, не отработка проблемных ситуаций и даже не обучающие упражнения. Это совершенно иной жанр, главная особенность которого — именно во взаимодействии участников. Тренеры утверждают, в особо созданном микромире начинает проявляться так называемый «эффект группы»: появляется возможность посмотреть на себя глазами других слушателей и одновременно ощутить себя в их шкуре (как говорят англичане, «походить в чужих ботинках»).
Каким образом? Список методов и приемов довольно обширный и не ограничивается пресловутым мозговым штурмом. Может включать:
— игровые упражнения;
— создание проблемных ситуаций;
— тренинговое переживание реальной жизненной проблемы;
— провоцирование группы на нестандартное реагирование;
— открытие канала для выхода агрессии и достижения релаксации;
— создание условий для входа в измененное состояние сознания;
— конструирование ситуации для активизации скрытых ресурсов участников и т. п.
Мнение профи
— Невозможно предусмотреть заранее все, что может произойти на тренинге, и слепо «шпарить» по программе. В ходе общения порой возникают самые непредсказуемые ситуации, поэтому важная роль отводится импровизации: умению тренера быть готовым к внештатным вариантам, гибко реагируя, обращать на пользу участникам.
Сколько стоит креатив? Посещение тренингов — удовольствие не из дешевых. Занятия по активизации творческого потенциала — не исключение, к тому же, по сравнению с многими «наработанными» программами оцениваются раза в два-три дороже. Так, если обучиться основным приемам популярного тайм-менеджмента сегодня можно и за 600-700 грн, за возможность «покреативить» в лучшем случае придется выложить 1500-2500 в национальной валюте. Если же речь идет о выездных мероприятиях, ценовая планка может значительно подняться. Например, за участие в так называемом трансформационном тренинге на острове Бали (один из трех модулей как раз посвящен креативности и творчеству) необходимо раскошелиться на 3000 евро. Сумма не покажется такой внушительной, если принять во внимание, что сюда включены помимо оплаты занятий с заграничным тренером, авиа-перелет, проживание в гостинице, трехразовое питание и прочие блага экзотической жизни.
Что в итоге? Тренеры-креативщики обещают практически гарантированный положительный эффект от занятий. Но только с оговоркой: если после тренинга вы правильно распорядитесь полученной энергией, не пустите ее на ветер, а будете постепенно наращивать и грамотно использовать.
Мнение профи
Василий Власюк, психолог
— В групповой атмосфере тренинга появляется возможность увидеть себя под необычным углом зрения, «покачнуть» привычные устои, стили поведения, мировоззрение. Здесь возникают всевозможные необычные и непривычные ситуации, умело используя которые тренер может помочь измениться или даже переродиться. Конечно, многое зависит от вас: настроя, открытости, стремления не упустить шанс... Каждый получает от тренинга то, что готов получить: один — на копейку, другой — на тысячу долларов.
Юмор в тему
Умозаключение: креативность развивает любой тренинг, который проводится на выходных вдалеке от дома. И, желательно, с ночевкой
Развиваем креативность
Компания Программа Координаты
Аквилон-К «Креативность (развитие творческого мышления)»; «Креатив-айкидо — секретное оружие бизнесмена» тел. 206-0784, 206-0078
www.akvilon-k.com
Юлия ДАНКОВА
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.