RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Ищем вакансии
  5. Вам перезвонят, или на что надеяться соискателю?

Вам перезвонят, или на что надеяться соискателю?

9.08.2010 1048

У тех, кто приступает к поискам работы, как правило, возникают подобные технические вопросы, особенно если опыта в трудоустройстве не так много. Разумеется, каждому хочется, чтобы его кандидатура стала настоящим подарком для потенциальных руководителей, но так случается далеко не всегда. Как правило, работодатели не любят давать обещания, и на это у них есть свои резоны. С одной стороны, даже если они почти уверены, что вы подходите, но у них, скажем, еще на несколько дней запланированы собеседования, то они все равно будут надеяться на появление того, кто лучше, кто и зарплату попросит поменьше. Поэтому соискателю практически никогда не говорят в открытую: «Да, мы вас берем, приступайте к работе завтра же». Если сроки не поджимают, кандидату мягко обещают: «Мы вам перезвоним», — и человеку предстоят несколько дней напряженного ожидания. Но, с другой стороны, работодатель не хочет вас потерять, потому что он прекрасно понимает: и вы, и другие претенденты тоже рассматривают альтернативные варианты. Поэтому, даже если вы стоите на третьем или четвертом месте в рейтинге соискателей, вас все равно постараются обнадежить, чтобы не упустить в случае отказа других. Поэтому не стоит сразу делать неутешительные для себя выводы, но и полностью прекращать интересоваться появляющимися предложениями тоже неправильно. Если у вас есть время, сходите на все назначенные собеседования — не исключено, что вы найдете что-нибудь более заманчивое или выгодное.

Признаки того, что шансы все-таки есть, весьма расплывчатые. Человек, который проводил с вами собеседование, может быть по натуре улыбчивым и приветливым или, наоборот, мрачным и замкнутым. И, соответственно, по его реакции на ваши слова вы не угадаете, насколько ему понравились.

Многие соискатели относятся к собеседованию как к экзамену и придают значение только своим ответам на заданные интервьюером вопросы. Но зачастую главное заключается совсем не в этом. Ваше образование, навыки, опыт работы уже известны работодателю из резюме. Поэтому, если вас и будут спрашивать о том, что касается ваших профессиональных знаний, то только для того, чтобы убедиться в достоверности приведенной вами информации. Собеседование же позволяет определить, соответствуете ли вы предлагаемой должности, ведь многое становится ясным только при личной встрече. Например, о готовности и умении подчиняться трудовой дисциплине видно по тому, насколько вы пунктуальны, как проявляете себя в общении (это и вежливость, и манера поведения, разговора). По тому, уверенно ли вы держитесь, делают вывод о том, все ли написанное в резюме — правда. Кадровики определяют вашу выдержку, то, насколько легко вас разозлить, вывести из себя. Так, интервьюер может задать вам какой-то вопрос, и в то время, пока вы старательно излагаете свою точку зрения, он начинает разговаривать по телефону или перебивает вас, переводя разговор на другую тему. Соискатель полагает, что определяющим является именно ответ на вопрос, а на самом деле психолог смотрит, как человек реагирует на раздражающий фактор: нервничает ли он, легко ли его сбить с толку.

Сила поговорки «Встречают по одежке…» все еще достаточно велика. Представитель работодателя обязательно обратит внимание на ваш внешний вид. В личной беседе выясняются всякие тонкости, часто на интуитивном уровне удается определить, сможет ли человек влиться в коллектив, стать его частью. На одну и ту же позицию разные организации порой подбирают людей, относящихся к совершенно разным типажам. Например, существует расхожее мнение о том, что менеджер по продажам должен быть уверенным, даже немного нахальным, так как его задача — удержать внимание покупателя и в конце концов убедить его приобрести предлагаемый товар. Но такую точку зрения разделяют далеко не все, некоторые организации, напротив, отдают предпочтение сотрудникам, имеющим иную манеру общения, — мягкую, спокойную, но не менее действенную в плане влияния на клиента. Поэтому соискатель, относящийся к людям первого типа, принят не будет — и наоборот.

Кроме того, широко известна практика так называемого стресс-интервью, когда кандидата ставят в неожиданные условия, чтобы можно было определить его реакцию в нестандартной ситуации, вывести на чистую воду. Причем такое тестирование имеет как открытый, так и неявный вид. Выходит человек после такого собеседования уверенный, что правильно ответил на вопросы, показал себя знатоком, а его не приглашают на работу, потому что для нанимателя поведенческие реакции зачастую оказываются важнее, чем знания.

А бывает наоборот. Соискателю задают вопрос, на который заведомо не существует четкого ответа, и просят высказать свою точку зрения. Здесь должны проявиться логика, смекалка, выдержка и даже настойчивость. После такого собеседования кандидат может подумать, что у него нет никаких шансов, ведь он не нашел ответа. А на деле получится, что такие его качества, как сообразительность, умение нестандартно мыслить, искать выход из сложных ситуаций, и были тем самым ключом к решению задачи. Поэтому не надо делать поспешные выводы — лучше спокойно ждать результатов, анализируя свои ошибки в случае отказов. Необходимо выбрать для себя методику, по которой вы будете искать подходящую работу, и отслеживать результаты уже прошедших собеседований.

Специалисты узкого профиля обычно поступают, как герой следующей истории, программист Евгений: «Я редко ищу работу — обычно она сама меня находит. Чаще всего предложения поступают от кого-то из знакомых, но пару раз бывало, когда я устраивался самостоятельно. Поскольку в принципе более или менее подходящих вакансий достаточно много, то я рассылал стандартное резюме на те, которые предполагали обычный уровень оплаты, и более детально описывал свои качества относительно конкретной вакансии в тех случаях, когда речь шла о престижной работе с хорошим окладом. Моя задача заключалась в том, чтобы из первой группы отобрать несколько наиболее ценных предложений на случай, если ничего не получится с вакансиями из второй (а их всего-то было четыре или пять). Судьбой тех резюме, которые я отсылал на не самые заманчивые вакансии, я практически не интересовался, но могу сказать, что ответы с приглашениями к сотрудничеству пришли примерно в 80 % случаев. Разумеется, я старался как можно больше подробностей выяснить по телефону или в процессе переписки, чтобы не тратить время на бессмысленные собеседования. Поэтому всего-то сходил на треть из них. Из опыта знаю, что если вас готовы взять, то обещают перезвонить и перезванивают в течение недели, а бывает, даже быстрее — через два-три дня. Потому что все понимают: если человек подходит, то зачем тратить время, дублировать объявления, ведь уже есть специалист, которого могут, между прочим, и перехватить. Однако бывало, что перезванивали и через несколько месяцев — сложно сказать, на что они рассчитывали. Что же касается тех объявлений, которые интересовали меня в большей степени, то на резюме откликнулись только двое, и оба собеседования прошли, на мой взгляд, успешно. Но перезвонили лишь после одного. Почему мне отказали во втором месте — сказать сложно. Возможно, у них просто был кто-то лучше меня».

Для людей, которые точно знают, чего хотят, такая тактика является оптимальной. Узкие специалисты, сфера деятельности которых строго локализована, всегда востребованы в своей конкретной отрасли. Такой человек может оправить свое резюме на несколько сходных вакансий. Главное здесь — иметь под рукой список тех объявлений, на которые вы откликнулись, ведь если перезвонят вам, замешательство по поводу того, что вы не помните, о какой организации идет речь, будет не в вашу пользу. И, разумеется, стоит получить и запомнить подробную информацию о тех фирмах, работать в которых вы бы желали.

Что касается звонков, которые раздаются через несколько месяцев, то это происходит по нескольким причинам. Кадровые службы многих, особенно крупных, организаций ведут свою собственную базу данных по интересным специалистам. В нее заносят резюме всех соискателей, которые когда-то обратили на себя внимание, и в случае появления подходящей вакансии менеджеры обращаются прежде всего к ним. Также поступают и кадровые агентства: с одной стороны, велика вероятность того, что человек все еще ищет работу, хотя прошло два-три месяца после получения от него резюме, с другой — есть надежда, что этому кандидату не приглянулось найденное место, и он опять в поиске. Есть еще и хедхантинговые службы, специализирующиеся на «отлавливании» высокопрофессиональных сотрудников. Их не смущает, что у человека на данный момент уже есть работа, их задача — убедить специалиста ее сменить. Поэтому если вы состоялись как специалист, то вас найдут даже без вашего желания.

Но есть и другая тактика поиска работы, которая заключается в том, что человек сам держит ситуацию под контролем, не надеясь на активность нанимателей. Соискатель понимает, что со стороны работодателя с ним общается такой же менеджер — наемный специалист, который напрямую не заинтересован в качестве формируемого штата. Поэтому кандидат считает, что надо проявить расторопность и напористость, иначе все лучшие шансы получат другие. Вот пример Александра, специалиста отдела логистики: «Если я ищу работу, то делаю это по строго разработанному плану. Все резюме, которые я отправляю работодателям, сопровождаю запросом о прочтении, чтобы быть уверенным, что они дошли до адресатов. При этом стараюсь отмечать, кому лично предназначено письмо, если фамилия этого человека указана в объявлении. По каждому письму веду учет, и если нет ответа в течение нескольких дней, то перезваниваю и уточняю, было ли мое резюме получено. Что касается собеседований, то я прошу сообщить мне точную дату, после которой будет известен результат. Если про меня забывают, то напоминаю о себе сам, потому что всякое может случиться, а мне не хотелось бы упустить свой шанс из-за нерадивости секретарши или в силу каких-то иных причин».

Насколько детально надо отслеживать судьбу всех объявлений, зависит скорее от характера человека и конкретной ситуации. Например, есть организации, в которых всегда требуются сотрудники. Это крупные, чаще всего сетевые компании, в которых даже при маленькой текучке почти постоянно есть свободные вакансии на определенные работы, поэтому там у секретарей действительно может не оказаться времени перезванивать всем соискателям. В небольших фирмах подход индивидуальный, и нужного кандидата стараются сразу же включить в дело. Приведем слова Ирины, администратора ресторана: «Для меня фраза «Вам перезвонят» практически всегда означает отказ. В нашей сфере, как правило, людей ищут быстро. В кафе и ресторанах несколько администраторов, работают они посменно и очень напряженно, поэтому, если кто-то уходит и возникает необходимость найти ему замену, это делают в течение нескольких дней, максимум недели. Так что если через пару дней не перезванивают, я просто вычеркиваю данный вариант из списка. За все время набралось, может быть, несколько случаев, когда перезванивали позже, и, хотя один раз я все еще оставалась к этому моменту без работы, от предложения я отказалась: мне не походит такая неспешность. Значит, в этой организации нет четко отработанной системы подбора персонала или не дал согласия кто-то из тех, кого предполагали взять, а быть в запасных мне не хочется. Во все места, куда я устраивалась, меня ангажировали практически сразу после собеседования. То есть мы договаривались, когда я выйду на испытательный срок. Точно так же я поступаю сама, когда набираю персонал. Если кандидат мне нравится, я предпочитаю не тянуть время».

Но и здесь не все бывает гладко. Если вас сразу же пригласили выйти на работу, надо быть осторожным. У некоторых работодателей есть такая тенденция: практически каждому кандидату, который хоть немного соответствует выдвигаемым требованиям, предлагают попробовать свои силы во время испытательного срока, а когда человек отработает столько, сколько положено, ему сообщают, что он не подошел. Для компании такой поток «испытательных» работников — нормальная практика и способ сэкономить на зарплате. Но даже если работодатель и выберет кого-то одного из испытуемых и оставит его в фирме, вряд ли это оправдывает столь расточительное отношение к личному времени соискателей. Зная, что человек ищет работу, ограничен в деньгах, ему еще и предлагают бесплатно или за небольшие деньги потрудиться какое-то время, причем не будучи уверенным, что его возьмут. Предпочтительнее выбирать места, где на испытательный срок оставляют лишь одного кандидата: у него значительно больше шансов и по отношению к соискателю такая политика является честной.

Поиск работы — тоже труд, в нем человек проявляет свои деловые качества и личностные особенности. Главное — чтобы данный процесс не затягивался, и фраза «Вам перезвонят» была не просто данью вежливости, а началом блестящей карьеры.

Читайте также

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 Декабрь, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


↑ Наверх