С развитием современных технологий, с появлением и широким распространением Интернета, возможностью быть "вольным художником" пользуются десятки тысяч людей по всему миру: программисты, переводчики, журналисты, писатели. Преимущества "свободного полета" очевидны: появляется возможность планировать собственное время и самостоятельно подбирать клиентуру, ранний подъем уже не пугает своей неизбежностью, дресс-код заброшен за ненадобностью. Однако не стоит забывать, что при всех положительных моментах работа фрилансера таит в себе несколько подводных камней. Если вы только собираетесь покинуть привычную офисную среду и уйти на вольные хлеба, то приведенный ниже список типичных ошибок фрилансера с советами, как их избежать, может стать для вас неплохим подспорьем.
Ошибка №1: невыполнение работы в строго оговоренный конечный срок (дедлайн)
Репутация любого фрилансера складывается прямо пропорционально его умению не нарушать сроки выполнения работы, не заходить за "ограничительную линию" (буквальный перевод английского слова deadline) времени. А репутация для фрилансера - это его единственное достояние. Нарушил сроки раз, другой, третий - и клиент, устав от этого, потянется к коллегам.
Как избежать ошибки: помните, что срок выполнения работы так же важен, как и ее качество. Прежде чем начать работать, оцените свои возможности - успеете ли вы уложиться в срок или нет. Начав работать, поделите весь объем на несколько частей и выполняйте поэтапно.
Ошибка №2: слишком низкие расценки
Новички во фрилансерском деле часто недооценивают себя и запрашивают с работодателя меньше, чем на самом деле стоит их труд. В этом нет ничего страшного только в том случае, если вы только начинаете пробовать себя в качестве фрилансера и не имеете за плечами опыта работы или деловой репутации. Однако как только вы почувствуете себя достаточно опытным и квалифицированным фрилансером, не стесняйтесь называть реальные суммы в качестве гонорара.
Как избежать ошибки: перед тем как начинать работу в качестве фрилансера, "прозондируйте почву". Поговорите со знакомыми, работающими в той же сфере, что и вы, просмотрите объявления в Интернете и выведите для себя сумму среднего заработка. На первых порах называйте клиентам цифру чуть ниже среднего показателя. Еще один хороший спооб рассчитать примерную стоимость гонорара: в зависимости от объема и сложности работы определитесь, сколько бы вы хотели заработать и сколько времени вы планируете потратить на выполнение работы. В зависимости от полученного результата назовите клиенту сумму.
Ошибка №3: выбор неправильных клиентов
Отношения "клиент-исполнитель" являются наиболее важной составляющей фрилансерской деятельности. Многие нюансы делают клиента «правильным» и «неправильным»: стиль работы, трудность заданий, готовность выплатить запрашиваемый гонорар, отсутствие задержек с оплатой, объем работ и т.д. Работая с "неправильным" клиентом, вы, разумеется, будете тратить больше времени и зарабатывать меньше денег.
Как избежать ошибки: подходите к выбору клиентов более тщательно. Если вы работаете с компанией, просмотрите сведения о ней в Интернете, если с частным работодателем, то попросите коллег-фрилансеров поделиться впечатлениями о нем. Общаясь с клиентом в первый раз, старайтесь не только произвести впечатление на потенциального работодателя, но и решить для себя, будете ли вы с ним сотрудничать.
Ошибка №4: общение «на короткой ноге»
Никто не запрещает вам быть приветливым человеком, однако, общаясь с клиентом, оставайтесь прежде всего профессионалом. Помните: вы и ваш клиент - деловые партнеры, а не лучшие друзья. Не стоит, конечно, быть слишком суровым в общении, однако если вы перейдете незримую черту между дружелюбным настроем и фамильярностью, с вами произойдет одно из двух: 1) вы (и ваш клиент) будете принимать слишком близко к сердцу деловые решения 2) ваш клиент будет думать, что вы - непрофессиональный человек. Оба варианта совершенно неприемлемы для дела.
Как избежать ошибки: Будьте открыты и дружелюбны, но держите дистанцию. Начинайте общение с формальных речевых оборотов, составляйте первые письма, строго придерживаясь правил деловой переписки, называйте клиента по имени-отчеству и на «Вы». Затем, в зависимости от того, как поведет себя клиент, можно попробовать общаться более неформально. Не бойтесь казаться дружелюбным, но не переходите черту между хорошим отношением с клиентом и панибратством.
Ошибка №5: ссора с клиентом
Рабочий процесс не может всегда проходить гладко: истину «клиент всегда прав» лучше всех затвердил именно клиент, и поэтому будьте готовы к тому, что в самый последний момент в сто раз одобренный план будут внесены изменения, объем работ будет увеличен, срок сдачи сокращен, а к вашим обязанностям добавится еще несколько пунктов. Разумеется, свои права как работника следует отстаивать, но - с холодной головой. Узнав о неприятных для вас изменениях в работе, не следует срывать зло на клиенте - это непрофессионально и наверняка повредит вашей будущей репутации.
Как избежать ошибки: если проблема заключена в клиенте, главное - не общаться с ним сразу же после того, как вы узнали неприятные для себя новости. Выпустите пар в другом месте: пожалуйтесь лучшему другу, прогуляйтесь, выпейте чашку кофе. В общем, придите в себя. Затем свяжитесь с клиентом и спокойно обсудите с ним возникшую проблему. Если от вас требуется дополнительная работа, или сроки по какой-то причине перенеслись, обговорите возможность выполнения требований клиента и дополнительное вознаграждение для себя. Не забудьте отметить, что готовы войти в положение клиента, но надеетесь, что подобные ситуации не повторятся. Таким образом, вы продемонстрируете, что вы - человек спокойный и профессиональный.
Ошибка №6: один-два источника дохода
Фрилансер ни в коем случае не должен иметь всего один-два источника дохода. Если основный работодатель вдруг перестанет нуждаться в ваших услугах, вам грозит финансовый кризис, пока вы не найдете еще одного крупного клиента.
Как избежать ошибки: работайте с разными клиентами. Начиная свою деятельность в качестве фрилансера и найдя одного крупного клиента, не останавливайтесь на достигнутом. Пусть у вас будет несколько клиентов, которые будут обеспечивать вас постоянной работой (даже если объемы буду небольшими, вы возьмете количеством).
Ошибка №7: выполнение неинтересной работы
Часто фрилансер хватается за любую подработку, лишь бы получить дополнительный доход, забыв о том, что уход на фриланс как раз и был связан с желанием делать только то, что интересно.
Как избежать ошибки: выбирайте для себя то поле деятельности, которое приносит вам не только материальное, но и моральное удовлетворение. Не бойтесь отказываться от предложений, которые вам неинтересны.
Ошибка №8: лень
Давайте посмотрим правде в глаза: бывают дни, когда совсем не хочется работать. В этом нет ничего страшного, если правильно рассчитать свое время и «нагнать» невыполненный объем работ на следующий день. Однако несколько дней лени означают, что вы лишаете сами себя дохода и срываете сроки выполнения работы.
Как избежать ошибки: иногда действительно нужно давать себе отдохнуть, в конце концов, многие уходят на фриланс именно потому, что сами могут планировать свое рабочее время. Однако если «на носу» дедлайн, не давайте себе никаких послаблений! Пословица "кончил дело - гуляй смело" как нельзя лучше подходит для девиза всех фрилансеров мира.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».