«Виноват – исправлюсь»
Итак, вы «умудрились» допустить ошибку, шеф мечет громы-молнии, не делая скидку на ваш прекрасный, между прочим, пол. Как поступить?
Во-первых, можно гордо вздернуть подбородок и во всеуслышанье заявить, что вам не по пути с таким… дальше сдерживаться в выражениях не обязательно. И не менее гордо удалиться – сделать это все равно придется. Зато по дороге на биржу труда вы всласть потешите собственное самолюбие, вспоминая, как поставили на место «этого самодура».
Во-вторых, можно смиренно просить извинения и молить о снисхождении. Скорее всего, шеф дарует вам прощение. Однако, если «расшаркивания и замирания в глубоком реверансе» повторять неоднократно, вы рискуете стать «мальчиком для битья», точнее, девочкой. А поскольку, как известно, стая следует за вожаком, вскоре и коллектив начнет копировать поведение босса по отношению к вам. Об уважении коллег можно не мечтать.
Наконец, вы можете позволить шефу «выпустить пар» и лишь потом приступить к оправдательным речам. Начать лучше с признания собственной ошибки. Скажите, что сожалеете о допущенной оплошности и обещаете впредь быть внимательнее. А резкий тон, которым начальник изволил с вами объясняться, вовсе не обязателен – вы обладаете хорошим слухом, к тому же поведение начальника в стиле Зевса-громовержца мешает вам сосредоточиться на служебных обязанностях. Доброжелательно, но твердо просим руководителя поумерить пыл. Ни в коем случае не пытайтесь ставить ультиматумы вроде: «Если это еще раз повторится, я увольняюсь». Так уж устроены руководители – терпеть не могут, когда подчиненные ставят им условия.
Конечно, существует риск быть уволенной, даже если возражения высказаны в самой что ни на есть «щадящей» форме, но большинство адекватных руководителей с уважением относятся к сотрудникам, честно и корректно выражающим свое мнение.
«Шутить изволите?»
Унизительные эскапады не всегда носят форму гневных криков, есть более «изощренные» пытки. Бывает, формально начальник предельно вежлив, но не упускает шанса отпустить в ваш адрес ироничное замечание или обидную шутку. В его «арсенале» саркастические улыбки, холодно-пренебрежительный тон и презрительные нотки в голосе. Вроде бы открытого конфликта нет, но вы постоянно ощущаете себя ковриком, о который вытирают ноги…
Не стоит делать вид, якобы ничего не происходит. Промолчите – дадите повод продолжить завуалированное хамство. Лучше прибегните к такой стратегии: в разговоре «с глазу на глаз» с шефом скажите, что вас беспокоит его искрометный юмор, и прямо спросите «остряка-самоучку» - что все это значит? Требуя разъяснения, вы ставите «мастера изящной словесности» на место. Раз уж был пойман на не совсем честной игре, как говорится, «изволь ответ держать». Заодно даете понять, что с вами следует держаться на равных. Важный нюанс: разговор строим корректно и уверенно, «за грудки» обидчика не хватаем – иначе не останется возможности наладить отношения после расставления всех точек над i.
«А мы его под стакан!»
Есть на белом свете тип руководителей, которых врагу не пожелаешь. Даже самому заклятому. Это настоящие психопаты-садисты, они же «классические» самодуры. Такие руководители унижают подчиненных не в порыве неконтролируемого гнева, а изводят методично и целенаправленно для собственного удовольствия. И если мучитель на роль жертвы изберет вас – помоги вам Бог.
Вот приблизительный портрет морального истязателя: обладает отменными «бойцовским» качествами, ему не знакомы угрызения совести, тщеславен, страдает синдромом подозрения всех и вся, хороший психолог – чувствует людей морально слабее себя. Врожденная наглость и самоуверенность этого типа парализуют способность жертвы к сопротивлению.
Если уж вам «повезло» попасть в поле внимание служебного изверга, в первую очередь научитесь стряхивать липкую паутину страха, которой он попытается опутать. Не вступайте в словесные перепалки, если не уверены, что вам по силам выиграть словесный поединок с блестящим оратором и опытным демагогом – а он таковым и является, не сомневайтесь.
Как ни странно, защититься от шефа-садиста проще простого. Как только босс стал досаждать «устрашающими танцами», мысленно поставьте стенку между ним и собой – из кирпича, стали, бронированного стекла – на что хватит воображения. Главное - верьте в ту преграду, что возводите силой мысли! И с удивлением обнаружите, как напичканный по самую макушку злокознями шеф постепенно сдуется, словно воздушный шарик. Еще психологи рекомендуют накрывать обидчика воображаемым стаканом. Перемена разительна: после помещения «под колпак» он вдруг становится вежливым и спокойным. Вас не «пробить», вы ему больше не нужны – партия выиграна.
Тише воды, ниже травы
Встречаются руководители, с которыми вышеназванные методы «урезонивания» применять бесполезно – не действуют и все тут! Кто же они, «не поддающиеся дрессировке» шефы? Обычно это люди с крайне неуравновешенным темпераментом и чрезмерной возбудимостью, которая время от времени находит выход во вспышках неконтролируемых эмоций: в таких случаях и летающие дыроколы – не редкость. Выяснять с ним отношения в подобные моменты все равно что добровольно выйти на линию огня.
Но вот ведь парадокс! Таких начальников любят и уважают подчиненные. Это классический образ «царя-батюшки»: за верную службу – щедрая награда, за провинность – порка плетьми на заднем дворе. И тем не менее приступы гневливости ему легко прощаются. Еще бы! Ведь к нему всегда можно подойти с личной проблемой (и поможет!), за ним – как за каменной стеной, это безусловный лидер. Но если шеф впал в неистовство – спасайся, кто может. Ни увещевания, ни «накрывание стаканом» не спасут – устроит выволочку каждому, кто попадет под горячую руку. Причем не постесняется в выражениях (и через пять минут забудет).
Итак, если подозреваете, что сейчас с вами «случится страшное» (поскольку «напортачили» в отчете), быстро вспоминайте солдатскую мудрость «подальше от начальства – поближе к кухне» и отсиживайтесь в безопасном укрытии. Пусть лютует вдали от вас, вскоре «grosso concerto» стихнет.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.