RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи
  5. Встаем на колеса

Встаем на колеса

27.10.2008 623

Хотя ни один грузовик не сравнится с авиалайнером по скорости, международные автомобильные перевозки остаются самым востребованным способом транспортировки грузов через государственные границы. Во-первых, это в разы дешевле, чем воздушная доставка, во-вторых, перевозимый товар сразу же попадает в пункт назначения, к заказчику, а не на склады аэропорта или железнодорожной станции. Большой спрос порождает и предложение. Ежегодно в Министерстве транспорта и связи выдают примерно 0,5 млн одноразовых и 1,5 млн многоразовых разрешений на осуществление международных автоперевозок. Как утверждают чиновники, количество операторов будет только расти благодаря упрощению и удешевлению процедуры получения лицензии на этот вид деятельности. Но стоит принять во внимание и зарубежные компании, неотвратимо усложняющие жизнь большинству отечественных фирм и все увереннее завоевывающие украинский рынок автоперевозок. Транспортные парки у них новее, что дает значительные преимущества на европейских автобанах, тогда как 30-40% наших авто не отвечают экологическим нормам ЕС. Впрочем своевременность доставки и сохранность груза зависит не только от машины, но и водителя. Испортить репутацию в глазах работодателя безалаберный работник может и на самом современном авто. Высокий же уровень профессионализма, наоборот, избавит от многих проблем в рейсах, станет гарантом достойной оплаты и даже позволит со временем открыть собственное дело.

Дорожный патруль

Обязанность дальнобойщика — не просто крутить баранку и соблюдать правила дорожного движения. Выезжая с грузом за пределы компании, он выступает ее официальным представителем и берет на себя полную ответственность и за автомобиль, и за транспортируемый груз, стоимость которого может исчисляться в тысячах, а то и миллионах евро.

Прежде чем стучаться в двери транспортных, экспедиторских, логистических компаний и проситься на должность перевозчика, хорошенько подумайте, сможете ли вы работать по этой специальности. Ведь хотя многие объявления о водительских вакансиях немногословны, наличие некоторых требований предполагается по умолчанию и считается обязательным условием зачисления в штат.

Чего хотят работодатели?

  • Водительский стаж

По законодательству, колесить по международным автострадам имеют право лишь откатавшие по дорогам родины, как минимум, три года. Это хоть как-то гарантирует, что шофер, севший за руль многотонного грузовика, знает правила дорожного движения и не растеряется в стремительном автопотоке. Учтите, крупные компании нередко акцентируют внимание и на международном стаже вождения (от двух до пяти лет). Иногда запрашивают опыт вождения по цифровому тахографу (прибору для фиксации передвижения автомобиля) или перевозок по TIR-карнетам (сопроводительным документам, упрощающим пересечение границ).

  • Отсутствие вредных привычек

Ни один работодатель в трезвом уме и ясной памяти не доверит авто водителю, явившемуся на погрузку с запахом перегара или не выспавшимся после шумной вечеринки. Алкоголь и дорога — понятия несовместимые, тем более, если речь идет о поездках на десятки, а то и сотни тысяч километров. Спирт выводится из крови очень медленно, и даже через сутки после веселого времяпровождения его концентрация в организме довольно высока, что даст о себе знать головной болью и нарушением координации движений.

  • Возраст 30-50 лет

Так как получать отечественные водительские права разрешено с восемнадцати, теоретически начинать покорять международные автострады можно с 21-го года. Однако многие наниматели устанавливают более высокий возрастной порог для дальнобойщиков и рассматривают кандидатов на вакансию от 30 до 50 лет. Аргументация проста: имея за плечами богатый жизненный опыт, такие сотрудники уже умеют принимать взвешенные решения и выпутываться из сложнейших ситуаций, по-философски воспринимают трудности и просто не могут жить без дороги.

  • Умение общаться на иностранном языке

Хотя большинство нанимателей не акцентируют внимание на этой позиции, без знания English или Deutsch за границей как без рук. Оказавшись на чужбине, водитель вынужден самостоятельно решать проблемы, связанные с перевозкой и разгрузкой товара, проверками на таможне, заполнением документации, поломками транспорта. Предпочтительным считается знание английского или немецкого, изредка других европейских языков, например, польского, итальянского и французского.

  • Знание международного законодательства

В 1970-м году в Женеве было принято Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, совершающих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Придерживаться прописанных в нем норм и правил обязаны все водители, переправляющие грузы через государственные границы. Прежде всего это касается режима труда и отдыха (после максимально разрешенного времени движения (4 часа 30 минут) нужно сделать один 45-минутный или четыре 15-минутных перерыва), ежедневной продолжительности управления (не более 9-ти часов) и применения контрольного устройства (тахографа). Несоблюдение правил чревато серьезными штрафами и даже задержкой груза в пути.

  • Наличие квалификационного свидетельства

Такой документ выдают специализированные учебные центры, например, при Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП), причем только на основе национального удостоверения водителя. После трехдневного курса и успешной сдачи экзамена получите свидетельство профессиональной компетенции (обойдется в 580 грн). А для перевозок опасных грузов понадобится еще одно международное свидетельство, подтверждающее квалификацию в этой сфере (340 грн).

Свобода передвижения

Количество международных рейсов, совершенных украинскими транспортниками, в последнее время значительно сократилось. В то время как европейцы, наоборот, набирают темпы. Только за прошедший год число перевозок, осуществленных зарубежными компаниями, увеличилось на 25%.

Сфера деятельности многих заграничных транспортно-экспедиторских компаний распространяется и на украинский рынок, что существенно расширяет возможности трудоустройства.

Где можно работать?

1 Отечественные компании

Грузовые рейсы в межгосударственных масштабах организовывают не только транспортные, но и логистические, экспедиторские фирмы. Однако, в отличие от первых, последние нередко выполняют посреднические функции между заказчиками и перевозчиками. Не имея собственных автопарков, они занимаются разработкой и оптимизацией маршрутов, складированием и таможенным оформлением, поиском клиентов и курированием передвижений грузов.

J Плюсы. Устроиться в украинскую компанию проще, чем в зарубежную. Зачастую список требований ограничивается водительским стажем и отсутствием вредных привычек. Что касается новичков, ни разу не колесивших «по заграницам», некоторые работодатели готовы оплатить им обучение и получение международного свидетельства. Главное, чтобы в будущем кандидат оправдал оказанное авансом доверие.

L Минусы. Покупка современной грузовой иномарки — удовольствие не из дешевых, ведь придется выложить больше 100 тысяч евро. Неудивительно, что большинство отечественных перевозчиков приобретают б/у автомобили, которые обходятся в несколько раз дешевле новых. Однако такая экономия может обернуться серьезными проблемами в будущем. Не исключено, что всего через пару лет устаревший автомобиль, который не отвечает экологическим нормам Евросоюза, попросту не выпустят за границу. И если работодатель своевременно не обновит автопарк, водитель рискует остаться без работы.

2 Зарубежные компании

Отечественный рынок международных грузоперевозок — лакомый кусок пирога для иностранных операторов, начавших активную интервенцию на просторах нашей родины. Значительное количество потенциальных заказчиков у украинских компаний отняли транспортные операторы Польши, Словакии, Словении, Румынии, Болгарии… Для трудоустройства заинтересованность тут взаимная: иностранцы охотно принимают в штат украинских водителей, которые в свою очередь, стараются не упустить представившуюся возможность хорошо заработать.

J Плюсы. Как правило, западные работодатели труд водителей-международников оплачивают более щедро, чем отечественные. Катаясь по заграничным просторам «под патронатом» украинской фирмы, дальнобойщик может рассчитывать на 500-800 у. е. В обещаниях же иностранных нанимателей фигурируют более радужные цифры: от 1000-1200 евро. Немалое преимущество — помощь в оформлении рабочей визы (тогда как многим нашим водителям приходится оформлять Шенген, причем самостоятельно).

L Минусы. Высокие зарплаты предполагают и серьезные требования к кандидатам. От претендента на должность потребуют свидетельство водителя-международника, справку о состоянии здоровья и не менее чем двухлетний стаж работы. Особые требования к подготовке: знание иностранного языка, нюансов заполнения международной документации (CMR, TIR), а также опыт вождения по цифровому тахографу. Как правило, работодатели проводят тестирование и устанавливают испытательный срок (до двух месяцев).

3 Собственный бизнес

Успешно откатав несколько лет по международным автострадам, водитель вполне может открыть собственный бизнес. Кроме автомобиля, понадобятся разрешительные документы, в том числе и лицензия на право заниматься этим видом деятельности. Кстати, в последнее время стоит она дешевле и получить ее можно намного проще (из списка документов, необходимых для оформления, решением Кабмина исключено три позиции).

J Плюсы. Отыскать потенциальных клиентов не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Достаточно вооружиться компьютером с доступом во всемирную паутину и бесплатно вывесить информацию о своем авто на специализированных порталах (misap.com.ua, della.ua, www.eurogruz.info, www.ststrans.com.ua и других). Выгодные предложения о перевозках не заставят себя долго ждать (ежедневно подобные сайты просматривают десятки тысяч заказчиков).

L Минусы. Учтите, работая в одиночку, придется самому быть и водителем, и руководителем, и менеджером по клиентам, и логистом. Если знаний недостаточно, необходимо пройти специальный курс подготовки менеджера по организации международных перевозок, окончив который получите международный диплом. Правда, и заплатить за обучение придется по европейским меркам — 560 евро!

Собираясь открыть бизнес по автоперевозкам или трудоустроиться в транспортную компанию, не забудьте побеспокоиться об оформлении загранпаспорта. Неплохо, если в вашем активе есть и Шенгенская виза (если не действительная, то хотя бы просроченная). Ведь опыт хотя бы нескольких поездок за рубеж гарантирует работодателю, что новый разрешительный документ сможете получить без особых сложностей.

Мнение

Юрий Глебов, водитель-международник:

— Трудиться на заграничного работодателя намного выгоднее, чем на украинскую компанию. Там тебе и новое современное авто, и хорошая зарплата, и даже, если повезет, пара коллег на смену. Впрочем, несмотря на эти существенные преимущества, все равно собираюсь подкопить денег и приобрести собственный автомобиль. Что ни говори, а работать на себя в десятки раз лучше, чем на самую солидную фирму!

Как оформить Шенген?

1) Получить загранпаспорт (срок его действия должен перекрывать срок поездки не менее чем на три месяца).

2) Позаботиться о документах, подтверждающих цель поездки (приглашение, турваучер), и деньгах на время пребывания (100 у. е. на день).

3) Оформить международную медстраховку.

4) Не значиться в списке «невъездных» граждан.

5) Заполнить анкету.

Юлия ДАНКОВА

Читайте также

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 Декабрь, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


↑ Наверх