Особенно следует отметить, что болонская конвенция не носит характер международного правового документа, а потому не является обязательной для исполнения. Ни одна страна не может быть принуждена к присоединению к данному процессу. Тем не менее, в настоящее время (начало 2008 года) число стран-участниц болонского процесса составляет 46, в том числе и Россия c 2003 года. В качестве основной цели данного процесса его участники продекларировали создание к 2010 году единого европейского пространства высшего образования, повышение международной конкурентоспособности европейской системы, продвижение её по всему миру. В качестве первостепенных целей были выделены следующие: «...Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах. Внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами. Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований...»
Однако все эти заявления и намерения не предусматривают создания к оговоренной дате всеми странами-участницами систем высшего образования, выстроенных по единому стандарту. Скорее, наоборот, в документах, принимаемых в рамках болонского процесса, серьезный акцент делается на важности сохранения национальных особенностей систем высшего образования, уже существующих в той или иной стране, особой роли университетов в данном процессе, учитывая особенности их систем управления, которым свойственна высокая степень автономии и самостоятельности. Чтобы было более наглядно, что это означает на практике, можно привести несколько примеров. Так, применительно к российской системе высшего образования выстраивание её в соответствии с «европейскими» рекомендациями совершенно не требует от наших вузов отмены существующей системы контроля успеваемости, а именно привычной системы зачетных и экзаменационных сессий и самих экзаменов, что, к сожалению, многие вузы уже поторопились сделать. Что, в свою очередь, привело к существенному снижению качества образования. Также выстраивание системы высшего образования, отвечающей обозначенным выше требованиям, не подразумевает обязательного введения в программы каких-либо курсов, навязанных извне, равно как и исключения из программы преподаваемых прежде. Данные вопросы остаются в ведении соответствующих надзорных органов каждой конкретной страны и собственно вузов.
Согласно принятым изменениям в действующее законодательство о высшем образовании переход на уровневую систему образования в России должен завершиться к сентябрю 2009 года. Реализация и координация мероприятий по практическому исполнению достигнутых договоренностей была поручена Рабочей группе по осуществлению Болонского процесса (Bologna Follow-Up Group, BFUG) (официальный сайт Болонского процесса на 2007-2009 годы). Рабочая группа включает представителей стран-участниц Болонского процесса (список смотри ниже), Европейской комиссии (European Commission) (полный член) и Совета Европы (Council of Europe), Европейского центра по высшему образованию (ЮНЕСКО-СЕПЕС) (UNESCO/CEPES), Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации вузов (EURASHE), Европейского студенческого союза (ESU, в прошлом ESIB), Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании (ENQA), Интернационалаобразования (Educational International Pan-European Structure), Конфедерации бизнеса Европы (BUSINESSEUROPE, в прошлом UNICE) в качестве консультативных членов. Страны-участницы Болонского процесса: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия (с 2003 года), Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Черногория, Швейцария, Швеция, Эстония. Конференции министров стран-участниц Болонского процесса проводятся раз в два года (Прага 2001, Берлин 2003, Берген 2005 и Лондон 2007), на них подводятся итоги прошедших двух лет работы и намечаются шаги к реализации на последующие два года. Подготовку конференций осуществляет Рабочая группа, которая возглавляется страной, председательствующей одновременно в Европейском союзе. Поддержку Рабочей группе оказывает Секретариат Болонского процесса, работу которого, в свою очередь, организует страна, которой предстоит принимать следующую конференцию. Следующая конференция будет проведена 28-29 апреля 2009 года в двух университетах (Leuven и Louvain-la-Neuve) стран Бенилюкса.
Небольшое отступление
И снова возвращаясь к теме качества образования, нельзя не сказать о перспективах присоединения России к Болонскому процессу. Целью инициативы является создание единого европейского пространства высшего образования. И действительно, если мы посмотрим на список стран-участниц, то не увидим в нем других государств кроме европейских. Поэтому большая часть развитого и развивающегося мира остается за рамками данной конвенции. В такой ситуации взаимное признание дипломов на европейской территории вряд ли сослужит службу их владельцам при обращении взоров на восток или далее на запад. Реальное значение будет иметь только авторитет конкретного учебного заведения, что, собственно, мы имеем и сейчас и без Болонского процесса. И если, например, в рамках Болонского процесса между Оксфордским университетом и неким российским университетом, назовем его «икс»ГУ, будет существовать соглашение, а владельцы дипломов Оксфордского университета, в свою очередь, будут всячески приветствоваться в качестве специалистов в США, из этого ровным счетом ничего не следует для владельцев дипломов университета «икс»ГУ. Таким образом, это аргумент в пользу того, что само по себе участие в Болонском процессе не обеспечит его участникам автоматического повышения качества образования, не поднят их к средней планке и уж тем более не приподнимет над ней. И кто уповает сегодня на это, совершает большую ошибку и подвергает большому риску свое будущее. Кто-то может возразить, что, дескать, неужели российская система высшего образования хуже прочих среди стран-участниц Болонского процесса? Ответ: конечно, нет. Но это неправомерная для нашей страны постановка вопроса, так как, если Россия претендует на ту роль и место в мире, о которых не раз за последние несколько лет заявлялось на самом высоком уровне, то она не может удовольствоваться «средним» высшим образованием.
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.