RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Все о резюме
  5. Черный пояс по резюме

Черный пояс по резюме

11.05.2012 1551
Визитная карточка

Я часто слышу высказывания в духе «Сейчас резюме никто не читает, это просто формальность для HR-ов» или «Не буду я составлять резюме, у меня есть портфолио, и этого достаточно».

В действительности же ваше резюме по-прежнему является вашей визитной карточкой, той самой одежкой, по которой вас будет встречать работодатель. Ведь это же так просто — выполнить эту формальность, когда о составлении резюме написаны километры статей в печатных и электронных СМИ.

Три кита

Давайте поговорим о трех китах, на которых зиждется успешное резюме.

Первый кит — структура. Всем известно, что информация, представленная в виде списка и имеющая четко выделенные смысловые блоки, лучше воспринимается читателем. Ваша задача — сделать резюме максимально читабельным, а значит, оно должно иметь основной заголовок и подзаголовки разделов: опыта, образования, навыков. Информацию внутри подразделов лучше всего представлять в виде списков.

Второй кит — лаконичность. Если бы товарищ Никодилов из «Карнавальной ночи» читал лекцию о резюме, то он бы мечтал не о 5-ти звездочках, а об 1-ой страничке.

Общемировая рекомендация по составлению резюме такова: оно должно занимать не более 1-й страницы печатного и легко читаемого текста. По моему опыту, если в вашем резюме уже есть более 2-х мест работы, и вам есть, что о них рассказать, 1 страничка — это недостижимый идеал.

2–3 страницы, набранные 12-м шрифтом, — вполне допустимая норма. 4 уже много. Как-то раз один мой друг попросил отредактировать его резюме, составленное на 8-ми страницах! Опыт у него был, несомненно, богатый, но 8 страниц об этом опыте никто бы читать не стал.

Ну, и третий кит, о котором, к сожалению, тоже часто забывают — грамотность!

Современные программы по редактированию текста (например, Microsoft Word) позволяют проверить орфографию автоматически. Не пренебрегайте этой возможностью, покажите себя в лучшем свете.

Содержание

Перейдем к самому интересному — к содержанию резюме.

Начнем с шапки резюме.

Первое: у резюме должен быть заголовок! Если вы составляете резюме в текстовом документе и намерены самостоятельно отправлять его работодателям или распечатать, собираясь на встречу, то заголовком резюме является ваше имя и фамилия. Размещая резюме на джоб-сайте, вы заметите, что в этом случае заголовок — это должность. Все нормально, на джоб-сайтах это более удобный формат.

Второе: искомая должность. Здесь действует правило «одно резюме — одна должность». Старайтесь избегать перечисления нескольких должностей в одном документе, а главное, никогда не пишите, что ищете любую работу. Любая работа — это не профессия, такие резюме плохо ищутся на джоб-сайтах и плохо воспринимаются работодателями.

Третье: ожидаемый уровень дохода. Его можно не указывать, но если вы точно знаете, сколько хотите получать, то пишите сумму с комментарием «net», что означает «на руки» или «после вычета налогов».

Я не раз сталкивалась с ситуациями, когда соискатель называл сумму, которую он ожидал увидеть на своей зарплатной карте, а работодатель — сумму, которая будет указана в зарплатной ведомости. Разница между этими суммами большая, поэтому первая же зарплата может привести к разочарованию и, возможно, к полному разрыву отношений.

Четвертое: контакты. Разумеется, если вы хотите найти работу, работодатель должен иметь возможность быстро с вами связаться.

Пятое: Фото. Необязательный, но рекомендуемый элемент. О нем поговорим подробнее.

Согласно исследованиям, 87% работодателей предпочитают резюме с фотографией. Но к ней предъявляются совершенно определенные требования:

   1. На фото должно быть отчетливо видно лицо, так что снимки в полный рост и высокохудожественные композиции с челкой или шляпой, закрывающей пол-лица, не котируются.
   2. Фон снимка должен быть либо нейтральным, либо связанным с вашей профессиональной сферой. Повар на кухне или фитнес-тренер в спортзале — да. Секретарь в шортах на фоне прилива — нет.
   3. По этой же причине фотографий с веселых вечеринок, путешествий и иных развлечений лучше избегать.
   4. Фото с детьми и домашними животными допускаются только для тех, у кого с детьми и животными связана профессиональная деятельность: для нянь, ветеринаров и так далее.

Самый интересный раздел резюме — это опыт

В HR-среде есть два мнения, с чего лучше начинать составление резюме: с описания образования или с описания опыта. Я придерживаюсь того мнения, что если опыт у вас уже есть, и он соответствует той должности, на которую вы претендуете, то первым надо указывать именно его.

А если опыта нет, или если он никак не связан с искомой работой, а образование при этом связано, лучше начать с образования. Заголовок «Опыт работы» у этого раздела должен быть именно таким, пусть он и очевиден. Так лучше сохраняется структура.

Компания, должность и период вашей работы в этой компании

Я часто встречала резюме, в которых было указано несколько компаний в виде «Ресторан» или «Салон красоты».

Если вы по каким-либо причинам не хотите раскрывать название компании, в которой работали — это логично, но часто это продиктовано элементарной ленью. Некоторые работодатели обращают внимание на то, указано ли полное юридическое название, хотя таких и меньшинство.

Тем не менее, указать имя компании (например, как ЗАО Вымпелком (Билайн)) все же стоит. Если в одной компании вы сменили несколько должностей, то вы можете перечислить их с указанием периодов работы, не повторяя каждый раз название фирмы.

Обязанности и достижения — это самое важное, что вы можете сказать о своем опыте: какие задачи вы выполняли, чего вам удалось достичь. Достижения желательно указывать измеримые, например, «увеличил объем продаж на 20%», «реализовал успешный проект, позволивший компании выйти на региональные рынки» и т. д.

Образование

Не забываем про заголовок, в нем также можно добавить, какое именно образование вы получили — например, высшее техническое.

Образование разбивается на две части: основное и дополнительное. Основное — это высшее или среднее специальное или они же, но незаконченные. Указывать в образовании среднюю школу довольно бессмысленно. Даже если образование не окончено, то оно все равно указывается с пометкой, что учеба еще продолжается и указанием предполагаемого года ее окончания.

Дополнительное образование — это всяческие курсы, тренинги, мастер-классы и прочие учебные мероприятия, которые должны были повысить вашу квалификацию. Указывать курсы вышивания крестиком, ища работу бухгалтера, излишне.

Знания, навыки и личные качества

По смыслу они разбиваются на знание языков, владение компьютером, профессиональные навыки и личные качества.

В разделе знание языков вы указываете иностранные языки, которыми вы владеете, а также уровень владения.

В разделе «Владение ПК» указываются те программы, которые вы уверенно используете в рамках профессиональной деятельности. Если вы, например, юрист, то знание фотошопа не добавит вашему резюме особой ценности.

Наиболее интересны два последних пункта. В профессиональных навыках указывается, что такого особенного вы умеете делать в рамках своей профессии, что принесет пользу той компании, что возьмет вас на работу. Например, вы мастерски проводите переговоры, умеете отлично анализировать большие объемы информации, проводить рекламные кампании в любых СМИ и т. п.

В разделе «Личные качества» работодатель ожидает увидеть опять же то, что поможет вам эффективно работать: пунктуальность, ответственность, умение планировать и т. п. Писать о том, что вы отлично готовите или любите животных, если это не имеет отношения к вашей работе, не стоит.

Итак, что у нас получилось. Резюме начинается с ФИО, должности, ожидаемого уровня дохода и фото.

Затем идет опыт, образование, знание языков, владение ПК, профессиональные навыки и личные качества. В конце можно добавить дополнительную информацию о семейном положении, наличии авто и готовности к командировкам.

И обязательно дату составления резюме! Распечатывая резюме перед встречей с работодателем, всегда указывайте вчерашнюю или сегодняшнюю дату — работодателю будет приятно, что он работает со свежим документом.

Возраст

И еще пара слов о возрасте. Указывать или нет? Если да, то где? Моя рекомендация такова: пока вы считаете, что ваш возраст — это достоинство, указывайте его в шапке рядом с ФИО. Указывается число лет, а не год рождения. Когда же вы чувствуете, что возраст становится препятствием в трудоустройстве, указывайте его в самом конце, в разделе «Прочее» и в виде года рождения.


Читайте также

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 Декабрь, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


↑ Наверх