RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Собеседование без проблем
  5. Что и как нужно говорить на собеседовании

Что и как нужно говорить на собеседовании

2.06.2009 794

В жизни большинства украинцев больше нет ни раздутых зарплат, ни назойливых звонков от head-hunter’ов, ни "жирных" программ мотивации. "Если еще полгода назад за новыми сотрудниками охотились, то сейчас соискатель должен стать охотником на вакансии", -- рассказывает начальник управления по работе с персоналом ОАО "Эрсте Банк" Сергей Рудь. Не добавляет оптимизма и старший консультант рекрутинговой компании Brain Source International Наталья Лукьяненко: "Сейчас на одну вакансию приходится в среднем 5--10 подходящих всем требованиям кандидатов, прошедших собеседование в рекрутинговом агентстве, тогда как раньше на несколько вакансий приходился всего один".
Понятно, что в такой ситуации необходимо избежать всех препон, которые могут помешать получению работы. Сергей Рудь считает, что на пути соискателей к счастливому трудоустроенному будущему стоит их нежелание играть по новым правилам. И уж конечно, не стоит формально подходить к составлению резюме, его распространению, а также к собеседованию. Кстати, попасть на таковое сейчас уже само по себе удача. "Поток резюме работодателям сейчас в ряде случаев увеличился в четыре раза за последние полгода, -- говорит менеджер по связям с общественностью портала rabota.ua Максим Муровайко, -- поэтому на интервью приглашаются только те соискатели, которые привлекли внимание еще на этапе резюме. Я советую составлять резюме под конкретную вакансию, подчеркивая именно то, что имеет ценность для конкретной позиции".

Побольше позитивной информации о себе

Еще на этапе отправки резюме стоит подумать о дополнительных "раздаточных материалах". "Сегодня как никогда может быть интересно наличие у соискателя значимых рекомендаций, личного сайта, печатного или электронного портфолио", -- уверяет маркетинг-директор компании "Союз-Виктан" (Украина) Василий Профир. Но и о чувстве меры забывать не стоит. Чересчур "красивый" послужной список тоже не всегда идет на пользу. "Если overqualified-претендент в достаточной степени мотивирован, например, перспективой роста, интересной работой в международной компании, мы можем предложить ему позицию. Однако в случае, если из-за кризиса человек просто ищет "теплое место", … мы все-таки предпочтем нанять сотрудника, чья квалификация соответствует имеющейся вакансии", -- объясняет директор по персоналу компании "Майкрософт Украина" Анна Подгорная.

Узнать о новой компании

Опрошенные "Деньгами" эксперты в унисон твердили о том, как важно изучить компанию-работодателя. "Вы будете выгодно выделяться на фоне остальных кандидатов, если изучите сайт работодателя, будете понимать рынок -- знать, кто конкуренты, лидеры, а также будете готовы высказать идеи, как оптимизировать работу компании", -- рекомендует Сергей Рудь. Правда, с предложениями надо быть поосторожнее. Во-первых, чтобы их не сочли критикой, а во-вторых, чтобы будущий босс не заподозрил, что претендент квалифицированнее, чем он.

Подготовиться к неудобным вопросам

В "Эрсте Банк" советуют: "Продавать" себя следует, фокусируясь именно на том, какую пользу и преимущества от сотрудничества с вами получит работодатель. Подтверждайте свой опыт цифрами, деталями и "вкусными" фактами из успешных проектов, именами и рекомендациями удовлетворенных клиентов. Подумайте о том, чего бы вы ожидали от сотрудника, если бы были на месте работодателя; подумайте о возможных вопросах". Кстати, на вопрос о слабых сторонах во все времена не стоит отвечать слишком уж чистосердечно. В идеале нужно рассказать две-три истории о своих "недостатках", которые тем не менее являются достоинствами с профессиональной точки зрения.
По большому счету самых неудобных вопросов всего два: "Почему Вы ищите работу?" и "Какая зарплата Вас интересует?". Ответы на них должны быть заготовлены такие, чтобы не насторожить потенциального работодателя. И уж точно в них не должно быть критики прежнего места работы.
Николай Тимошенко уверяет, вопрос о предыдущем месте работы -- как правило, ключевой на собеседовании, его задают, чтобы узнать, как соискатель будет себя вести на новом месте: "О прежней работе нужно отзываться очень хорошо. Таким образом, новый руководитель увидит в вас потенциально преданного человека". Но и перебарщивать не стоит -- работодатели все-таки "ревнивы".

Кризис -- это хорошо?

Кризис можно использовать в своих целях -- например, сослаться на него, объясняя перерыв в трудовом стаже или уход с прежнего места работы, даже если это и не так. "Полгода назад сложным был ответ на вопрос о том, почему вы уходите с предыдущей работы, если у вас было все так хорошо. Но сейчас можно смело ссылаться на финансовый кризис", -- говорит аналитик портала по трудоустройству JOB.ukr.net Николай Тимошенко.
Дизайнер и фотограф Олег искусно использовал кризис в своих интересах. С прошлым работодателем он расстался в декабре -- Олега не устроило, что его заработок (привязанный к доллару) будет рассчитываться по курсу 5,05. Тогда герой истории упаковал чемоданы и отправился на Гоа, где весело провел время и заодно наделал снимков для портфолио. Вернувшись в Киев, фотограф занялся организацией собственной выставки и нашел работу в одном издательстве: "Мой новый начальник до сих пор уверен, что всю зиму я искал работу", -- радуется своей изобретательности Олег.

Окладу каждый рад

"Есть позиции, оклады по которым уменьшились по сравнению с осенью в разы. Речь идет в основном о маркетологах, рекламистах, HR- и PR- специалистах. И еще соискателю стоит быть готовым к тому, что оклад больше никогда не будет привязан к курсу доллара", -- предупреждает г-н Профир. По мнению "Денег", г-н Порфир все-таки преувеличивает: как показывают данные JOB.ukr.net (см. "На что рассчитывать"), как раз у маркетологов и PR-специалистов гривневые зарплаты за последние полгода слегка выросли.
Торговатся за зарплату "выше рынка", конечно, можно, вот только придется запастись важными для работодателя аргументами. "Если у претендента есть причины ценить себя высоко, постараюсь с ним договориться (ведь наше предложение не ограничивается только зарплатой), а если эти запросы ничем не подкреплены, продолжать переговоры не стану", -- объясняет г-жа Подгорная.

Элегантен, как рояль?

На собеседовании обязательно выглядеть опрятно и соответствовать правилам, принятым в компании. Не стоит идти в джинсах в компанию, где все ходят в костюмах, и наоборот, незачем являться в строгом костюме, например, в рекламное агентство, где ценят "креативный" свободный стиль.
"При выборе из нескольких кандидатов, обладающих одинаковой квалификацией, решающую роль сыграет их умение произвести благоприятное впечатление во время собеседования. Постарайтесь выглядеть "немного лучше, чем от вас ожидают", -- рекомендует г-жа Лукьяненко. А г-н Муровайко рекомендует при этом не перебарщивать: по его мнению, главное -- выглядеть соответственно той должности, на которую претендуешь. Все верно -- не время нынче "распускать хвост".
Итого: Не ждать щедрых предложений, обязательно хвалить старое начальство и во всем винить кризис -- вот что нужно помнить на собеседовании. И не надо забывать: работодатели тоже читали статьи о том, как надо проходить собеседования.


По материалам издания ДеньгиUA
По материалам портала Rabota.ua

Читайте также

  • Вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!23 Декабрь, 2024

    Дорогі партнери, колеги, друзі!

    Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!


  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua23 Декабрь, 2024

    Шановні клієнти!
    Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.


↑ Наверх