Досье. Павел Забирко — практикующий бизнес-консультант, консультируеткомпании в Украине, сотрудничает с Европейскими консалтинговыми компаниями и агентствами.
Специализируется на управлении бизнесом, персоналом, обучении и развитии эффективных бизнес-навыков у топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, специалистов, служащих.
Последипломное образование: Аспирантура Государственной
Металлургической Академии Украины, Engelhard Corp., USA.
Зарубежные стажировки:VW, Германия, Voest Alpine Corporation, Германия и Австрия: мировой лидер в металлургии и машиностроении.
Авторские методикипо кризис-менеджменту, увеличению объемов продаж, реструктуризации бизнеса, бережливому производству, увеличению доходности вложений в персонал, построению обучающейся компании, управлению трудовыми отношениями, процессами адаптации и оплаты труда, компетенциями персонала.
Семейное положение: женат, сыну 11 лет.
Консультанты
давно стали героями популярных в бизнес-среде анекдотов, а сама тема
консалтинга бессменно лидирует в обсуждении специалистов. Один из излюбленных
спорных моментов — целесообразность консалтинга и дороговизна услуг. «Что
касается цен, я всегда рассказываю анекдотическую историю, — комментирует Павел
Забирко, бизнес-консультант консалтинговой компании «КІMO». —
Конечно, достоверность истории сомнительна, но суть отражает точно. Во время
экскурсии профессора Капицы по заводу в Германии неожиданно
заглох паровой молот. Естественно, обратились к профессору с просьбой
посмотреть агрегат. Капица осмотрел молот, куда-то стукнул и аппарат заработал.
Обрадованные заводчане попросили профессора назвать сумму вознаграждения за
консультацию. В ответ последовало: «1000 марок». «Почему так дорого за один
удар молотком?» — изумились немцы. «Такза удар молотком только 1 марка, остальные 999 — за то, что знал, куда нужно ударить, чтобы
система заработала», — пояснил ученый.
— Зачем нужен
консалтинг?
— Каждая компания выбирает наиболее приемлемый вариант поведения на рынке и стратегии ведения бизнеса. Путь развития может оказаться неэффективным или обеспечить лишь частичный результат. Многих руководителей сегодня уже не устраивает стопроцентный результат, они хотят выжимать из бизнеса — 150-200%. Поэтому постоянно ведется поиск других, не использованных ранее, возможностей развития. Или возвращение к давно забытым. Например, американцы предлагают нам свои разработки мотивационных систем. Одна из перспективных технологий — на жидкокристаллическом экране при входе в офис красуется объявление типа: «Лучший сотрудник компании — Джек Джексон». Надпись мелькает целый день, сотрудник Джек Джексон мотивируется, американцы горды своим ноу-хау. Но для нас ничего нового в этой технологии нет: еще с советских времен известны «доски почета», на которых вывешивались фотографии лучших работников. Консалтинговые компании консолидируют в себе мощное информационное поле, в которое стекаются потоки информации не только из разных сегментов бизнеса, но даже из разных стран, поэтому они могут представить руководителям разные возможности для развития бизнеса. Рассмотрев ряд вариантов, главы компаний имеют возможность выбрать наиболее приемлемый по духу и финансам.
— Насколько перспективен
консалтинг?
— Есть ли
преимущества внешнего консультанта перед внутренним?
— Внутренним консультантам, безусловно, сложнее. Во-первых, идейность — то, что чаще называют креативностью, построена на эмоциональном восприятии. А у любого специалиста, работающего в одном бизнесе среди одних и тех же сотрудников, в одних и тех же стенах через время «замыливается глаз». Погрязнув в рутинной работе, перестаешь замечать другие возможности более эффективного использования временных, человеческих и финансовых ресурсов и теряешь способность генерировать свежие идеи. Вторая проблема в том, что руководитель воспринимает внутреннего консультанта как своего подчиненного. Он вливается в коллектив, участвует в мероприятиях, поддерживает корпоративный стиль, становится своим. Это хорошо для любого сотрудника, но не для специалиста, который должен быть полностью независим. Приход «чужака» — это стресс для организации, и работники начинают проявлять экстравозможности. Например, в 2004 году нам был заказан убыточный проект: продукция компании продавалась с наценкой 0,5% к себестоимости, зато в наличии имелся сработавшийся коллектив. Это прецедент, такой бизнес нужно только закрывать и продавать. В результате прихода новых лиц, не обращающих внимания на межличностные отношения, бизнес стал прибыльнее в 2200 раз. Внешний консультант не может позволить себе «просиживать штаны», он всегда ставит четкие задачи, потому его проект имеет строго регламентированные сроки. Более того, о том, что сделано, он отчитывается раз в неделю или в месяц на совещании проектного или управляющего комитета, где присутствует первый руководитель, а то и собственник бизнеса. Поэтому и добивается финансового результата. С таким консультантом поддерживают связь и рекомендуют знакомым.
— На входе таковых вообще нет. Это касается и руководителей, и подчиненных. Все частные бизнесмены выбирают консультанта, показавшегося наиболее «удобным» в общении, потому что на самом деле о нем как о специалисте мало что знают. Разумеется, консультант представляет план, в конце которого проставлены конкретные цифры, потому, что иначе с ним никто работать не будет. Если клиенту по вкусу прогнозируемый результат, он оплачивает услугу. Но разве кому-то нравится отдавать большие деньги? Это первое недовольство, с которым сталкивается консультант. Вторую волну недовольства он ощущает на предприятии, еще, когда его представляют членам правления, которые намного старше его. Естественно, первая реакция скептическая — чему он нас может научить? Приходится объяснять, что консультант и не собирается чему-то учить, он все делает вместе со специалистами. Следующая волна недовольства накатывается при встрече с коллективом. Сотрудники ригидных бизнесов, особенно бывших объектами государственной собственности, стремятся заработать деньги и отсидеть подольше на одном рабочем месте, чтобы их не трогали. Кому придутся по нраву вопросы: «А что вы сегодня сделали, чтобы организация получила прибыль?». В 99% случаев работники не могут ответить ничего вразумительного. Начинают искать подходы к консультанту, чтобы он меньше приставал, пытаются подружиться, снять напряжение, создать ситуацию «свои люди» и иметь точки воздействия. Консультанта засыпают вопросами: «Женаты вы или нет?», «А детки у вас есть? Тогда возьмите для них подарок». Возможны варианты: иногда консультанта пытаются представить руководителю или собственнику бизнеса в неприглядном свете. Но если компания молодая, отношение иное — консультанта не боятся, с ним взаимодействуют. Здесь у сотрудников другие мотивы: от общей прибыли зависит их собственный доход. Консультанта могут воспринимать и как друга, и как врага. Но на самом деле считается высокопрофессиональным тот, у которого нет ни врагов, ни друзей.
Профессиональная байка. Владелец одной маленькой аудиторской фирмы еле-еле сводил концы с концами. Чтобы выбиться из досадного положения, он в три раза поднял цены на свои услуги. В ответ на недоумение заказчиков он пояснил: «Если вы нанимаете бухгалтеров за 50 долларов в час, то получите и совет, стоящий 50 долларов в час. Если наймете бухгалтеров за 150 долларов в час, получите совет, стоящий 150 долларов в час». И с тех пор его дела резко пошли в гору.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.