Источник прессинга — коллеги и клиенты, но лидируют, конечно, начальники: в четырех случаях из пяти «наезд» инициирован боссом.
Здание из стекла и бетона, опрятные «опен спейсы» с перегородками и бесплатный чай с печенюшками — за такой идиллической картиной кипит офисная жизнь во всем ее многообразии. Зачастую обстановка в компаниях похожа на быт в казарме: старшие устанавливают «силовой контроль» над младшими. Поводов для существования по законам джунглей может быть множество — от стремления полностью пользоваться продуктами труда подчиненных (как в романе Фредерика Бегбедера «99 франков») до банального самоутверждения, вызванного огромным количеством комплексов. Другими словами, случаев, когда взаимоотношения людей в офисе ничем не отличаются от взаимоотношений людей в других микросоциумах вроде тюрьмы или школы, есть множество.
Зарубежные исследователи давно занимаются вопросами шероховатости взаимоотношений между офисными сотрудниками. Блог компании Halogen Software (специализируется на ПО для кадрового консалтинга и оценки персонала) рассказывает о том, чем грозит обыкновенная «бычка» корпоративному миру. В общем и целом результат предсказуем: словесные и невербальные тактики подавления, а также физическое и психическое насилие и его угрозы не сулят ни сотрудникам, ни компаниям ничего хорошего.
Инициаторами «наездов» главным образом являются руководители. Причем «топам» до подчиненных низшего уровня нет совершенно никакого дела, а вот так называемые менеджеры среднего звена здесь оттягиваются в свое удовольствие: 60-80% всех случаев проявления агрессии — именно их рук дело. Как красная тряпка на таких товарищей действуют тихие и исполнительные сотрудники (которые, на первый взгляд, не могут дать отпор), либо умные и самоуверенные люди (которых требуется поставить на место). Спровоцировать излишнюю агрессивность может и окружающая среда — тесные офисы или оборудование, непригодное для выполнения повседневных задач. Также люди становятся злее при авралах, когда негатив копится в течение долгого времени и не может найти выхода.
Начальники бывает весьма изобретательны в том, что касается выбора тактик для «бычки», но в конечном счете все сводится к нескольким базовым вещам. Это постановка нереальных задач (перегрузка работой), угрозы для профессионального статуса, отказ предоставлять информацию, необходимую для выполнения работы, отказ признавать таковой хорошо сделанную работу и постоянные напоминания о прошлых неудачах.
Стресс, возникающий из-за прессинга на работе, по словам исследователей, в ряде случаев приводит к непоправимым последствиям. В Японии, например, число самоубийств, связанных с «офисной депрессией», составило 47% от общего количества суицидов. Но под удар поставлены не только объекты преследования, но и свидетели. Страх и эмоциональное истощение, которое испытывают невольные свидетели систематической «бычки» на коллег, никак не способствуют здоровой обстановке в коллективе. Отсюда — спад в производительности труда, размер которого для одной только Австралии оценен в $14,8 млрд. в год.
В дедовщине на рабочем месте нередко бывает задействован гендерный аспект. Конечно, мужчины как более агрессивные существа позволяют себе чаще задирать окружающих. Противостояние мужчин против мужчин - самое популярное явление - 32% случаев. Чуть более редки конфликты «женщина-женщина» - 29%. Почти так же часто (28%) мужчина «бычит» на женщину. Ну а совсем редкий случай — когда женщина начинает наезжать на мужчину (11%).
Ну и в заключение блоггер из Halogen Software указывает на то, как предотвратить дедовщину в компании. Как и везде, тут самой эффективной окажется комплексная профилактика этого явления. Здоровые отношения в коллективе начинаются с заботы компании о сотрудниках. Это значит, что работодателю нужно озадачиться как минимум созданием хороших условий труда. Затем следует организовать обмен информацией о том, как, где и при каких обстоятельствах имела место быть очередная «бычка». Естественно, инициаторы травли должны быть наказаны. Также весьма эффективными оказывается работа с персоналом.
Люди с неподходящим складом психики, которые с большой долей вероятности не приживутся на почве уже сложившейся корпоративной культуры, должны быть выявлены и посланы по известному адресу еще на этапе предварительного отбора. Но главное — жертвы «наездов» не должны замалчивать факты агрессии. Молчание порождает безнаказанность. В совсем уж безнадежных случаях лучше покинуть коллектив с кодовым названием «пауки в банке». Все-таки свое психическое здоровье не стоит зарплаты — какой бы высокой она ни была.
Сьогодні, 7 березня, стартувала національна кампанія Дай собі шанс. Це чудовий спосіб проявити себе в бізнесі, фрилансі чи кар’єрі. На вас, дорогі жінки, чекають різноманітні активності, серед яких виділимо безкоштовні освітні курси, подкаст і відеоманіфест для мотивації і підняття духу.
Без дисципліни великих вершин не досягнути. Для сходження на багатотисячники, якщо висловлюватися альпіністськими метафорами, без належної підготовки не впоратися. То як її розвивати, ту дисципліну? З’ясовуємо разом із Jobs.ua, як розвинути в собі цю важливу навичку.
Вистачить однієї нещирої, фальшивої людини в діловому оточенні, щоб якоїсь миті все рухнуло, наче доміно. Як у відомій приказці, коли ложка дьогтю псує бочку меду. Пропонуємо з’ясувати, яких людей краще уникати, щоб максимально убезпечити бізнес від нещирих представників homo sapiens.
Як «приручати» мозок з користю для себе? В цій статті розповідаємо про ті способи розвитку креативності, про які мало хто говорить насправді, бо не надає цьому значення. А даремно.
Працювати весь день в піжамі, не встаючи з ліжка, нечищені зуби і невідвіданий душ, бо ліньки робити «зайві рухи» — ці речі дивними звичками складно назвати. Але є речі куди дивніші, ось про них і поговоримо разом із Jobs.ua. І чи варто про це непокоїтися.