Авторы закона "Об образовании" нашли оригинальный способ избавиться от бесконечных очередей в дошкольные учреждения – обязать родителей платить не 10-20% стоимости, как это было раньше, а все 100%. Родители детсадовцев не сомневаются: желающих отдать своих малышей в дошкольные учреждения существенно поубавится, ведь многие просто не потянут такой финансовой нагрузки.
Из последней редакции закона "Об образовании" после публичного обсуждения исчез пункт об ограничении размера родительской платы за содержание ребенка в детском саду. Родители дошкольников обеспокоены тем, что после вступления документа в силу сумма, которую придется платить за детский сад для многих семей, особенно неполных и многодетных, окажется неподъемной, рассказал координатор движения "Российским детям доступное дошкольное образование" Кирилл Дружинин.
"Согласно действующему законодательству, родители должны оплачивать не более 10-20% стоимости содержания ребенка в детском саду, а остальные 80% берет на себя государство. В новом документе такого положения нет. Более того, никаких других источников финансирования документ не предусматривает, соответственно, все 100% оплаты содержания ребенка в детском саду лягут на плечи родителей. Муниципалитеты просто не будут иметь никаких законных оснований выделять на это деньги", — рассказал собеседник агентства. По его словам, для многих семей новые расценки окажутся неподъемными. В первую очередь, по мнению Дружинина, новый закон ударит по неполным семьям. Также это коснется семей, выплачивающих ипотечные кредиты, которые тратят на это значительную часть доходов. В похожей ситуации окажутся и люди, арендующие квартиры. "Естественно, этот закон ударит и по многодетным семьям. По данным Росстата в России 50% семей с двумя несовершеннолетними детьми находятся на грани выживания, 58% многодетных семей оказываются в такой же ситуации. Выберутся ли они из нее, если будут вынуждены за каждого ребенка платить 100%?" — недоумевает активист.
Он отметил, что юридическая хитрость не бросается в глаза среди сотни страниц документа, да и формально государство соблюдает все свои обязательства по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Дело в том, что законопроект четко разграничивает такие понятия как "образование" и "присмотр и уход за ребенком". И, согласно документу, образовательная составляющая остается для родителей детсадовцев бесплатной, а вот за присмотр и уход придется платить. Причем, как гласит пункт 2 статьи 66 законопроекта, образовательная организация будет взимать плату с родителей "в размере, установленном ее учредителем с учетом материального положения родителей".
Во-первых, по словам собеседника агентства, это говорит о том, что никаких единых тарифов на оплату детского сада не будет: каждое учреждение начнет брать столько, сколько вздумается. А во-вторых, такая формулировка совершенно не проясняет, как именно будут учитывать это самое материальное положение. Этот вопрос, видимо, тоже отдается на откуп учредителей.
Да, документ, как и действующий закон, предусматривает определенные компенсационные выплаты. Согласно пункту 4 статьи 66 текущей редакции, в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях родителям полагается компенсация, которая должна составлять "не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории субъекта РФ, — на первого ребенка, не менее 50 % — на второго ребенка, не менее 70 % — на третьего ребенка и последующих детей".
Но если раньше эта компенсация выдавалась на те 10-20%, которые платили родители за детский сад, то теперь компенсировать, видимо, будут стопроцентную оплату. А это, если посчитать, совершенно разные суммы, заметил активист.
Неясным остается и другой момент: когда проходило общественное обсуждение законопроекта, пункт о 10-20% в нем был (статья 91), но в документе, предоставленном к первому чтению в Госдуму, почему-то исчез. Да, он был спорным, отмечает Дружинин. "Речь шла о том, что родительская плата за присмотр и уход не может превышать 20% затрат, предусмотренных нормативом финансирования основной образовательной (!) программы дошкольного образования, а образование у нас по Конституции бесплатное", — пояснил он. Этот пункт, по мнению собеседника агентства, нуждался в корректировке. Но убрать его совсем – не решение проблемы, а наоборот. При этом в ведомстве, возглавляемом Дмитрием Ливановым, не удалось получить оперативный комментарий о том, с чем связано исчезновение данного пункта.
Теперь родители с ужасом ожидают грядущих перемен, и, ударившись в подсчеты, решают, смогут ли они потянуть оплату детского сада. Дружинин признался, что в его семье тоже воспитывается двое дошкольников — пять и шесть лет. "Сейчас я плачу за детский сад 3250 рублей в месяц. Если закон примут в текущей редакции, с 1 января мне придется платить около 16 тыс. рублей", — отметил он. Эта сумма, по словам собеседника агентства, слишком велика для семейного бюджета, поэтому одного из ребят придется из детсада забрать.
В недоумение от таких инициатив приходят и демографы, называя законопроект одной из антидемографических мер, принятых в последнее время. "Если сейчас демография отчасти улучшилась, то только потому, что родителями становятся дети, рожденные в начале девяностых – периоде надежд, но вскоре рождаемость вернется в прежнее русло, — отметила директор института демографической безопасности Ирина Медведева. — Властям следовало бы сделать все, вплоть до того, чтобы и этих 20% родителям не нужно было платить, дабы улучшить демографию. Они же сейчас действуют с точностью наоборот".
Активисты движения просят чиновников внести поправки к законопроекту и оставить норму о 20%. Свои предложения направили в рабочую группу Общественной палаты РФ. В числе прочих они должны быть внесены в Госдуму перед вторым чтением документа. К слову, в поддержку инициатив движения за короткое время было собрано более 3 тыс. подписей неравнодушных родителей. Здесь хочется отметить, что исчезновение пункта о 20% заметили не только в РДДДО, но и в Госсовете Республики Татарстан, который также направил в Госдуму ряд поправок, в числе которых и предложение вернуть данное положение в текст документа.
Предлагают члены движения скорректировать и статью 68 законопроекта "Об образовании", согласно которой дошкольные учреждения будут вправе отказывать в приеме на основании отсутствия свободных мест. "В документе есть оговорка, что в этом случае родители имеют право обратиться к учредителю: либо в орган местного самоуправления, либо в орган государственной власти субъекта РФ (в зависимости от того, кто из них является учредителем) для решения вопроса. При этом не прописаны гарантии того, что родители не получат схожего ответа от учредителя, если все сады переполнены", — отметил собеседник агентства.
А между тем, по его словам, сегодня именно щадящий размер родительской платы за детский сад и невозможность отказать в приеме из-за отсутствия мест являются гарантом общедоступности дошкольного образования. "Раньше такой отказ считался незаконным, родители добивались устройства в детский сад по суду. Так, по нашим данным в 2011-2012 годах порядка двух тыс. судов были выиграны родителями, в том числе потому, что учредители не имеют права отказать в приеме из-за отсутствия мест", — отмечает Дружинин.
Он также опасается, если органы власти получат законные основания отказывать в приеме, исчезнет всякий стимул создавать места, строить новые детсады. Это окончательно поставит крест на общедоступности дошкольного образования.
Вместе с тем, как полагает собеседник агентства, чиновники на местах и руководители дошкольных учреждений непременно придумают способ, чтобы формально соблюсти все права и предоставить все гарантии. Так, например, в Томске, Барнауле, Раменском, Екатеринбурге уже сейчас, до вступления закона в силу, вместо того, чтобы строить новые детсады, учредители массово создают группы кратковременного пребывания в уже существующих. "В таких группах ребенок находится 3-5 часов, что не позволяет одному из родителей, как правило, матери, устроиться на работу на полный рабочий день. Тем самым нарушаются права матери, установленные Конвенцией 156 Международной организацией труда, Европейской социальной хартией, в том числе и на восьмичасовой рабочий день", — отметил активист.
Есть и еще одно положение в законопроекте, вызывающее нешуточную тревогу у родителей. Это пункт 3 статьи 65, согласно которому органы власти субъектов РФ "организуют и координируют бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе посредством финансового обеспечения деятельности соответствующих консультационных центров в дошкольных образовательных организациях". По мнению активистов, этот пункт опасен тем, что при отсутствии мест в группах полного дня руководители дошкольных учреждений могут предлагать (или даже навязывать) родителям услуги консультативного центра по семейному воспитанию, соблюдая тем самым все права на дошкольное образование.
Словом, страхов по поводу грядущих изменений у родителей предостаточно, и пока чиновники решают судьбу российского образования, мамы и папы пытаются разобраться в юридических тонкостях, собирают подписи, выходят на митинги.
Разделяют их опасения и в комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. По словам депутата Ольги Алимовой, ряд пунктов законопроекта грозит ухудшением ситуации с дошкольным образованием. "Многие семьи просто не смогут позволить себе оплачивать детский сад, матери будут сидеть с малышами дома, теряя квалификацию, а дети лишатся драгоценного дошкольного образования, общения со сверстниками, которое до сей поры помогало им социализироваться и плавно перейти на новый уровень обучения", — заключила собеседница агентства.