RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. В помощь HR
  5. Должностная инструкция – быть или не быть?

Должностная инструкция – быть или не быть?

15.06.2011 647
Когда  же дело касается выхода за пределы  перечисленных в этом нехитром документе  пунктов, частенько возникают недовольства со стороны сотрудников - мол, «я этого делать не обязан, вот, почитайте, так моя инструкция гласит».  И  с этим трудно поспорить. Однако, с  другой стороны, наличие этого документа  у работника поможет избежать многих неприятных ситуаций с начальством  и всегда доказать в случае чего свою правоту. Так нужна ли она  вообще или нет? Попробуем разобраться.

Для начала вспомним, что  же представляет собой рядовая должностная  инструкция. На разных предприятиях они  могут различаться степенью индивидуализации, однако, общая суть данных документов состоит, как правило, в элементарном попунктном перечислении обязанностей, которые берет на себя сотрудник при устройстве на работу в данной должности, а также его прав и возможных последствий от неправильного соблюдения своих вышеперечисленных предписаний. Помимо этого в подобном документе может наличествовать такая графа, как «цели работы», то есть то, чего ждет работодатель от деятельности своего сотрудника, чего конкретно тот должен добиваться в процессе работы. Иногда в должностную инструкцию также вписывают возможности карьерного и материального роста и условия их достижения. Однако, этот документ написан не на века - в зависимости от ситуации он может быть подвергнут определенной корректуре.

Итак, должностные инструкции, которые составлены с достаточной  степенью индивидуализации, служат помощниками  менеджерам по персоналу и руководителям. Эти документы избавляют последних  от таких ненужных им хлопот, как  устный рассказ новичку обо всех его правах и обязанностях, о том, что он должен делать и о том, чего ему делать не стоит. Все это сполна расписано в инструкции, конечно, при условии, что она достаточно грамотно написана. Кроме того, наличие  у сотрудника подобного документа  поможет избежать многих конфликтных  ситуаций и недопонимания с коллегами  и начальством, работник в случае возникновения спорной ситуации всегда может апеллировать к какому-либо пункту своей инструкции.

Однако при приеме на новую  работу нужно быть очень внимательным - иногда при написании должностных  инструкций для сотрудников начальство использует некоторые хитрости. Например, последним пунктом в ваших  обязанностях будет значиться «исполнять другие задания руководства». Читайте, как сделать любую работу, которую на вас взвалят. И здесь даже никакой отговорки не придумаешь, ведь исходя из инструкции получается, что Вы должны делать любую работу. И, что самое ужасное, под этим документом стоит Ваша собственная подпись! И все из-за того, что было лень прочесть документ, выданный Вам для ознакомления, до конца. Не стоит быть такими доверчивыми, помните - ни при каких обстоятельствах нельзя ставить свою подпись под не прочитанным внимательно и до конца документом!

Также следует помнить, что  должностная инструкция ни в коей мере не является каким-то непререкаемым  законом. В нашем трудовом законодательстве нет о ней ни слова. Однако, несмотря на это, многие работники воспринимают ее как истину в последней инстанции  и боятся, что малейшее отклонение от нее может привести к катастрофе. Также этот документ частенько смешивают  с таким понятием, как «коллективный  договор», о котором так подробно рассказывается в трудовом законодательстве. Это документ совершенно иного рода. Отсутствие каких-либо четких законодательных норм по написанию  и утверждению должностных обязанностей сотрудника часто побуждает начальство вписывать туда пункты, никак не соответствующие должности работника, или формулировать их так, что  только им одним будет понятно, что  там имеется в виду. Так что, устраиваясь на новую работу, будьте начеку.

Итак, делаем вывод - раз  трудовое законодательство нигде не предусматривает наличие должностной  инструкции, то, соответственно, оно  вовсе и не обязательно. Быть ей или  не быть - это индивидуальный вопрос для каждого конкретного предприятия.


Читайте также

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 Сентябрь, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».


↑ Наверх