UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Роботодавцю
  4. На допомогу HR
  5. Должностная инструкция – быть или не быть?

Должностная инструкция – быть или не быть?

15.06.2011 649
Когда  же дело касается выхода за пределы  перечисленных в этом нехитром документе  пунктов, частенько возникают недовольства со стороны сотрудников - мол, «я этого делать не обязан, вот, почитайте, так моя инструкция гласит».  И  с этим трудно поспорить. Однако, с  другой стороны, наличие этого документа  у работника поможет избежать многих неприятных ситуаций с начальством  и всегда доказать в случае чего свою правоту. Так нужна ли она  вообще или нет? Попробуем разобраться.

Для начала вспомним, что  же представляет собой рядовая должностная  инструкция. На разных предприятиях они  могут различаться степенью индивидуализации, однако, общая суть данных документов состоит, как правило, в элементарном попунктном перечислении обязанностей, которые берет на себя сотрудник при устройстве на работу в данной должности, а также его прав и возможных последствий от неправильного соблюдения своих вышеперечисленных предписаний. Помимо этого в подобном документе может наличествовать такая графа, как «цели работы», то есть то, чего ждет работодатель от деятельности своего сотрудника, чего конкретно тот должен добиваться в процессе работы. Иногда в должностную инструкцию также вписывают возможности карьерного и материального роста и условия их достижения. Однако, этот документ написан не на века - в зависимости от ситуации он может быть подвергнут определенной корректуре.

Итак, должностные инструкции, которые составлены с достаточной  степенью индивидуализации, служат помощниками  менеджерам по персоналу и руководителям. Эти документы избавляют последних  от таких ненужных им хлопот, как  устный рассказ новичку обо всех его правах и обязанностях, о том, что он должен делать и о том, чего ему делать не стоит. Все это сполна расписано в инструкции, конечно, при условии, что она достаточно грамотно написана. Кроме того, наличие  у сотрудника подобного документа  поможет избежать многих конфликтных  ситуаций и недопонимания с коллегами  и начальством, работник в случае возникновения спорной ситуации всегда может апеллировать к какому-либо пункту своей инструкции.

Однако при приеме на новую  работу нужно быть очень внимательным - иногда при написании должностных  инструкций для сотрудников начальство использует некоторые хитрости. Например, последним пунктом в ваших  обязанностях будет значиться «исполнять другие задания руководства». Читайте, как сделать любую работу, которую на вас взвалят. И здесь даже никакой отговорки не придумаешь, ведь исходя из инструкции получается, что Вы должны делать любую работу. И, что самое ужасное, под этим документом стоит Ваша собственная подпись! И все из-за того, что было лень прочесть документ, выданный Вам для ознакомления, до конца. Не стоит быть такими доверчивыми, помните - ни при каких обстоятельствах нельзя ставить свою подпись под не прочитанным внимательно и до конца документом!

Также следует помнить, что  должностная инструкция ни в коей мере не является каким-то непререкаемым  законом. В нашем трудовом законодательстве нет о ней ни слова. Однако, несмотря на это, многие работники воспринимают ее как истину в последней инстанции  и боятся, что малейшее отклонение от нее может привести к катастрофе. Также этот документ частенько смешивают  с таким понятием, как «коллективный  договор», о котором так подробно рассказывается в трудовом законодательстве. Это документ совершенно иного рода. Отсутствие каких-либо четких законодательных норм по написанию  и утверждению должностных обязанностей сотрудника часто побуждает начальство вписывать туда пункты, никак не соответствующие должности работника, или формулировать их так, что  только им одним будет понятно, что  там имеется в виду. Так что, устраиваясь на новую работу, будьте начеку.

Итак, делаем вывод - раз  трудовое законодательство нигде не предусматривает наличие должностной  инструкции, то, соответственно, оно  вовсе и не обязательно. Быть ей или  не быть - это индивидуальный вопрос для каждого конкретного предприятия.


Читайте також

  • Вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!23 грудень, 2024

    Дорогі партнери, колеги, друзі!

    Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!


  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua23 грудень, 2024

    Шановні клієнти!
    Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 грудень, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 грудень, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 грудень, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.


↑ Вгору