Мы по-разному воспринимаем болезненные переживания и трудности. Для одного и серьезное испытание — пустяк, для другого косой взгляд или брошенное мимоходом неприятное слово может стать поводом для мучительных терзаний. Но, так или иначе, а каждый из нас владеет набором способов, позволяющих объяснять происходящее с минимальным ущербом для самолюбия. Пуще пресловутой иголки в яйце, яйца в ларце, а ларца на дубе, мы бережно храним свое «Я» от укоров совести, чувства стыда и тревоги, вины и гнева, конфликтов и неудач
Может, лучшим решением, было бы изменить подобное положение дел? Например, уволиться из компании, в которой босс регулярно унижает подчиненных или вместо того, чтобы из последних сил учиться на адвоката, пытаясь оправдать ожидания родителей, стать хорошим механиком. Но решиться изменить свою жизнь, ох, как бывает нелегко. Проще — приспособиться. Правда, придется отказаться от чего-то более важного и значимого. Например, чувство собственного достоинства обменять на стабильную и приличную зарплату, а сокровенные желания положить на алтарь родительскому послушанию.
Поэтому, подавляя свои стремления, часто прибегаем к самообману: предпочитаем отрицать существование личных предпочтений, «забывая» о травмирующем событии, ищем выход в самооправдании и искажении реальности.
Как возникает защита?
Что происходит?
Стоит нам столкнуться с сильными переживаниями, как наша память начинает моментально фиксировать все, что сопутствовало этой ситуации: время, место, лица и интонации участников события. Все, что подкреплено эмоциями, запоминается втрое крепче, и именно поэтому тем, кто изучает иностранный язык, полушутя полусерьезно рекомендуют влюбляться в своих преподавателей.
А иногда переживание запоминается неосознанно, повторяется неоднократно и закрепляется в виде соответствующего стиля реагирования.
Зачем это нужно?
Привычка однотипно реагировать на знакомые ситуации существенно экономит время, умственные усилия и энергию. И это оказывается очень полезно. Ведь мы можем вести себя аналогично и в новых и неопределенных обстоятельствах. И, используя модель поведения, которая уже не раз доказывала свою состоятельность, чувствовать себя гораздо лучше в чужом городе, на новой работе или с незнакомым человеком.
Но при чем здесь защита? А все очень просто:
Психологическая защита — это неосознанные реакции, выработанные самостоятельно или позаимствованные у других для защиты своего «Я» от неприятных переживаний.
Важно! Набор защитных стратегий у всех разный, но именно он влияет на отношения с окружающими.
Какие они?
Способы защиты душевного спокойствия
Виды душевных доспехов:
Отрицание — игнорирование тревожащих или болезненных сигналов, по типу «не вижу» — «не слышу». По такой же схеме «работает» и защитная реакция, называемая вытеснением. Предполагается, что все неприятное может быть вытеснено в подсознание, проявляясь, например, в тяжелых снах или чувстве тревоги.
Например: в компании, находящейся на грани банкротства, дела которой очень плохи, всегда найдется несколько сотрудников, которые будут искренне уверять себя и других, что это «временные трудности» и «все образуется». В случае «вытеснения», привыкший к оскорбительным высказываниям в свой адрес специалист может искренне не замечать этого.
Сублимация — перевод одного вида энергии в другой: сексуальной — в творческую; агрессии — в политическую активность и проч.
Например: история знает немало примеров, как несчастная любовь способствовала проявлению таланта. Но гораздо чаще мы видим другие проявления подобного явления, в частности, среди трудоголиков.
Соматизация — обморок или сильная головная боль, как следствие реакции на неприятное событие или выяснения отношений. Неприятные телесные ощущения — очень хорошая возможность «переключиться» с неприятных мыслей.
Например: женщина, вынужденная заниматься «телефонной продажей» не очень качественных товаров (что противоречит ее пониманию морали) периодически, без особых на то причин, теряла голос.
Замещение (перенос) — реальный объект, на который могли бы быть направлены чувства негативного содержания, заменяется менее безопасным.
Например: агрессивная реакция на начальника переносится с шефа на жену, ребенка или собаку, как на более слабых и зависимых существ. (Японцы использовали этот механизм в изобретении кукол для битья, замещающих начальника).
Рационализация (интеллектуализация) — попытки «рационального» объяснения причин произошедшего, на самом деле не имеющего ничего общего с реальным положением дел. К такому типу защит относится весьма распространенный способ девальвации — сведения чего-то важного до минимума, или презрительное отрицание значимости этого. Так поступала лиса в известной басне Крылова, уговаривавшая себя, что «виноград зелен»; и менеджер, которому не предложили занять более высокую должность, на которую он рассчитывал, рассказывающий сотрудникам, что из-за несоответствия уровня оплаты и возлагаемой ответственности согласиться на нее мог только «круглый дурак».
Например: работник, который не может признаться самому себе и другим в профессиональной некомпетентности, ищет причину своих неудач в «трудном детстве» или «всеобщем кумовстве».
Проекция — приписывание другим побуждений, желаний, мыслей, которые человек, считая их неприемлемыми, не замечает, не признает и отрицает у себя.
Например: «скрытый» карьерист, мечтающий поскорее занять место начальника, при каждом удобном случае жалуется, что его мечтают «подсидеть» подчиненные, и что это — обычное явление.
***Это далеко не полный перечень психологических защит. Исследователи насчитывают от 8 до 40 таких реакций, мы привели наиболее яркие и распространенные.
Важно!
Главной отличительной особенностью форм психологической защиты является их неосознанность. Человек, который понимает, осмысливает проблему и сознательно пытается приспособиться, изменить ситуацию или свое отношение к ней, может применять похожие, но отличающиеся по сути, механизмы.
Оборонные изъяны
Предохраняя от душевной боли, психологические защиты не решают сути проблем. Они не способны сделать жизнь лучше, а состояние — комфортнее. Это, пожалуй, — «скорая помощь» самому себе. Эти реакции снижают уровень сознательного контроля, отдаляют от реального мира, заставляя человека выбирать бездействие.
Психологи иногда сравнивают психические защиты с латами, которые могут помочь выжить в бою, но принимать душ, ходить в гости, есть и спать в них крайне неудобно. Они делают человека закрепощенным, несвободным, странным для окружающих и потому непригодны для ежедневного применения.
БЛОК 1
Кто догадался первым?
Первым, кто предложил достаточно обоснованную и стройную теорию защитных механизмов был известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд. Именно эта часть психоаналитической теории получила свое полное признание и была принята и дополнена многими учеными, которые в других вопросах были не согласны с З.Фрейдом.
БЛОК 2
Случаи, которые вызывают появление психологических защит.
□ Психологическая травма (например, сильный стресс).
□ Неприятные воспоминания (например, горе от потери).
□ Боязнь возможной неудачи.
□ Страх перед изменениями
□ Стремление к удовлетворению своих эгоистических потребностей
□ Вторичная психологическая выгода от своей болезни или состояния
□ Повышенный уровень чувствительности и тревожности (может быть следствием слабого типа нервной системы).
Наталья НАУМЕНКО
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.