Один из показателей цивилизованности общества — отношение власти и рядовых граждан к тем, кто нуждается в защите и поддержке: детям, больным, старикам. Чем больше им уделяется внимания, тем выше уровень развития государства. Наша страна пока только учится заботиться о своих гражданах с особыми потребностями: пытается не оставить их брошенными на произвол судьбы, один на один со своими проблемами. Но пока далеко не каждый инвалид ощущает себя востребованным, и это можно считать одной из основных проблем граждан с ограниченными физическими возможностями трудоспособного возраста. Ведь на скудные пенсии и пособия прожить сложно: львиная доля расходуется на лечение. К тому же занятость приносит не только финансовые плоды, но и дает возможность хотя бы немного отвлечься от проблем со здоровьем и почувствовать себя самодостаточной личностью.
В нашей стране принято немало законодательных актов, направленных на защиту прав инвалидов. Но лишь факт их существования, к сожалению, проблемы не решает, именно поэтому работа бюрократической машины не всегда эффективна.
Украинское правительство старается облегчить инвалидам поиск работы, обязав нанимателей не игнорировать соискателей с ограниченными физическими возможностями. В соответствии с отечественным законодательством, на предприятии, где трудится от 8 до 25 человек, должны предоставить одно рабочее место инвалиду. Если работающих более 25, то рабочих мест для сотрудников с ограниченными физическими возможностями должно быть не менее 4% . Помимо нешуточных штрафных санкций (в размере среднегодовой зарплаты за каждое место) государство предусмотрело «пряник» — материальное поощрение добросовестных работодателей. Соблюдающие 4-процентную квоту и другие требования законодательства могут рассчитывать на возмещение затрат на заработную плату трудоустроенных инвалидов в течение года. Для руководителя предприятия это реальная экономия фонда зарплаты.
Но, несмотря на установленные законом правила, получает работу каждый четвертый, нуждающийся в ней инвалид. Пытаясь увильнуть от штрафных санкций, работодатели подают в центры занятости запросы на вакансии для работников с ограниченными физическими возможностями. Как правило, приглашают на должности, не требующие квалификации: уборщиц, охранников, сторожей. Значительно реже — операторов компьютерного набора, контролеров за качеством, операторов копировальных машин (ксерокс), диспетчеров на телефон, бухгалтеров. Заявки на специалистов с высшим образованием: инженеров, юристов — большая редкость.
По сложившейся дурной традиции, работодатели предлагают минимальную зарплату (составляющую с 1 января 2008 года 515 гривен). Да и приводящаяся аргументация формально обоснована: заработную плату необходимо отрабатывать. «Минимальную мы гарантируем, а чтобы получить больше, следует постараться», — рассуждает большинство нанимателей. При этом оговаривают, что сотрудники, продемонстрировавшие хороший уровень профессиональных знаний, умений и навыков, в перспективе могут рассчитывать на более высокое материальное вознаграждение. Но как бы сторож или уборщица ни «выкладывались», выше «минималки» платить им не будут.
Сотрудникам центров занятости остается лишь переубеждать работодателей не предлагать инвалидам «бросовые» должности, рекомендуя руководителям предприятий пересмотреть штатные расписания.
По наблюдениям Галины Савицкой, заместитель начальника отдела взаимодействия с работодателями Луганского городского центра занятости, позитивные тенденции все же наметились. Наниматели начали прислушиваться к рекомендациям специалистов по трудоустройству. Ярким примером может служить кадровая политика ООО «Оболонь», служба персонала которого не побоялась принять на должность коммерческого агента девушку с 3-ей группой инвалидности. Два года спустя она вновь обратилась в центр занятости. «Наша бывшая подопечная пришла, чтобы найти замену себе: на предприятии ей предложили новую, более высокую должность, — продолжает Галина Павловна. — Теперь она представляла интересы работодателя, хорошо знала специфику своей прежней деятельности и с нашей помощью сумела подобрать подходящую кандидатуру. Вновь на должность коммерческого агента ООО «Оболонь» был принят работник с ограниченными физическими возможностями».
К сожалению, в настоящее время на рынке труда такие случаи происходят нечасто.
Где же выход? Вероятнее всего, спрос на сотрудников-инвалидов увеличится, если у них появится возможность приобретать востребованные профессии. Однако с переобучением не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
На многочисленных платных курсах — более разнообразный выбор специальностей. Но посещать их могут те, чей семейный бюджет способен выдержать дополнительные расходы. В нашей стране большинство инвалидов едва сводят концы с концами.
Казалось бы, легко поддаться отчаянию и впасть в уныние под прессом многочисленных жизненных испытаний. Частично утратив здоровье, особенно остро переживаешь неудачи, замыкаешься, оставаясь один на один со своими страданиями. Разочарование в собственных силах — прямая дорога к депрессии, вырваться из которой без помощи специалиста порой бывает невозможно.
Главное при этом — не прерывать контактов с внешним миром и, в первую очередь, с работниками учреждений, по долгу службы обязанными прийти на помощь. Подобное участие в трудные времена не менее ценно, чем участие и внимание родных и друзей. Семинары и тренинги, проводимые в центрах занятости, — своеобразный трамплин для перехода в суетный и напряженный мир рабочих будней.
По наблюдениям специалистов городских центров занятости, большинство обращающихся к ним инвалидов пребывают в крайне степени растерянности. Свалившиеся на них беды вынуждают их учиться заново. К примеру, правильно составлять резюме или грамотно вести себя на встрече с работодателем.
Еще одна серьезная проблема, по мнению специалистов, — деквалификация инвалидов. Специалисты, вынужденные подолгу решать проблемы со здоровьем, поневоле теряют профессиональные навыки. Чтобы этого не произошло, следует поддерживать квалификацию. Крепкие базовые знания, подкрепленные стремлением узнавать новое и двигаться вперед, непременно вызовут у работодателя уважение и интерес к претенденту на вакансию.
Сотрудники центров занятости рекомендуют соискателям, частично утратившим здоровье:
Один мой знакомый старается придерживаться принципа: «Нельзя опускать руки, иначе протянешь ноги». Несколько лет назад он травмировал позвоночник. Травма была настолько серьезной, что врачи отказывались предположить, сможет ли он ходить. Минули долгие месяцы неподвижности и мучительный период реабилитации, когда приходилось заново учиться стоять, ходить, наклоняться… Сегодня он довольно успешный менеджер на производстве. О былых трудностях напоминает лишь легкая хромота.
Удачи вам и веры в собственные силы.
Врезы:
Ольга ТОДОРОВА
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.