RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Знай свои права
  5. Гарантии безработным за трудовым законодательством Украины

Гарантии безработным за трудовым законодательством Украины

21.10.2008 1391

За официальными данными, в Украине на 1 мая 2006 г. безработными признаны 3,2% трудоспособного населения или 0,9 млн человек. Это свидетельствует о необходимости активизации усилий государства, работодателей, органов местного самоуправления относительно введения в Украине эффективных организационно-правовых и экономически обоснованных механизмов материального обеспечения лиц, которые в силу объективных обстоятельств не являются конкурентоспособными на рынке труда или потеряли работу.

Два базовых закона

Для обеспечения гарантий безработным Верховная Рада Украины приняла два базовых закона в этой сфере, в частности, в 1991 г. «О занятости населения» (далее – Закон о занятости), и в 2000 г. «Об обязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (далее – Закон о страховании от безработицы). Они закладывают законодательную основу для решения проблем социальной защиты безработных, предоставление им определенной материальной и другой помощи, а также создание условий для обеспечения их работой.

Учитывая, что эти законы регламентируют однородные, в сущности, отношения, следует подчеркнуть, что сейчас вопросы относительно содержания и порядка осуществления гарантий безработным определяются на основании Закона о страховании от безработицы (вступил в силу 14 апреля 2000 г.). В связи с этим Закон о занятости действует в части, которая не противоречит указанному Закону.

Определение «безработного»

Закон о занятости впервые признал и закрепил статус безработных. В частности, ст. 2 предусматривает, что безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированные в государственной службе занятости как такие, что ищут работу, готовы и способны приступить к подходящей работе.

Для признания лица безработным необходимо соблюдение нескольких условий:

  1. Лицо должно подать личное заявление в государственную службу занятости (уполномоченному органу государственной исполнительной власти в сфере занятости) по месту проживания и зарегистрироваться как лицо, которое ищет работу.
  2. Отсутствие подходящей работы, т.е. такой работы, которая отвечает образованию, профессии (специальности), квалификации работника и предоставляется в той же местности, где он проживает, а для граждан, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), - которая не нуждается в профессиональной подготовке. Дополнительные критерии определения подходящей работы определяются по правилам ст. 7 Закона о занятости.
  3. Со времени регистрации лица прошло 7 календарных дней, т.е. решение принимается о признании лицом безработным лишь на 8 день после его регистрации таким, что ищет работу.
  4. Решение государственной службы занятости по месту проживания лица-заявителя.

Анализ действующего трудового законодательства Украины дает основания сделать вывод, что получение лицом статуса безработного тянет за собой правовые последствия, одним из которых есть предоставления безработному ряда гарантий.

За гарантиями - обращайтесь к Фонду

Законом о страховании от безработицы материальное обеспечение на случай безработицы положено на Фонд обязательного государственного социального страхования Украины (далее – Фонд). В отличие от этого Закона, Закон Украины о занятости возлагал полномочия и обеспечение на государственную службу занятости, правопреемником которой стал Фонд.

К компетенции Фонда относится обеспечение страхования лиц, которые работают на условиях трудового договора (контракта), включая тех, которые проходят альтернативную (невоенную) службу, а также тех, которые работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и на других основаниях, предусмотренных законодательством о работе (ст. 4), а также выполнение гарантий безработным относительно предоставления материального обеспечения и социальных услуг (ст. 7).

Содержание гарантий

Конкретизируя содержание общих гарантий, следует отметить, что застрахованные лица, признанные в установленном порядке безработными, которые на протяжении 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, работали на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) не меньше 26 календарных недель и платили страховые взносы, имеют право на помощь по безработице (далее – помощь) в зависимости от страхового стажа.

Право на помощь сохраняется в случае наступления перерыва страхового стажа по уважительным причинам, если лицо в продолжение месяца после истечения этого перерыва зарегистрировалось в установленном порядке в государственной службе занятости в качестве безработного.

Общая продолжительность выплаты помощи не может превышать 360 календарных дней на протяжении 2 лет. Для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию) продолжительность выплаты помощи не может превышать 720 календарных дней.

В случае очередного признания в установленном порядке застрахованного лица безработным в пределах 2 лет, на протяжении которых выплачивается помощь, продолжительность ее выплаты учитывается суммарно.

Закон предусматривает выплаты и незастрахованным лицам (например, военнослужащим, уволенным из военной службы в связи с сокращением численности штата или без) права на пенсию. Продолжительность выплаты такой помощи не превышает 180 календарных дней. Материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации незастрахованным лицам, зарегистрированным в установленном порядке в государственной службе занятости, выплачивается в размере помощи.

Помощь может выплачиваться единовременно для организации предпринимательской деятельности безработными, которые не могут быть трудоустроены в связи с отсутствием на рынке труда подходящей работы. Помощь выплачивается лицам, которым исполнилось 18 лет, по их желанию.

Помощь на погребение в случае смерти безработного или лица, которое находилось на его содержании, выплачивается лицам, которые осуществляли погребение, в размере прожиточного минимума.

В отличие от застрахованных лиц, лицам, которые ищут работу впервые, и другим незастрахованным лицам, признанным в установленном порядке безработными, помощь устанавливается в размере прожиточного минимума, установленного законом.

Размеры помощи по безработице

Застрахованным лицам размер помощи определяется в процентах к их средней заработной плате (доходу), определенной согласно Порядку исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат за обязательным государственным социальным страхованием, утвержденным КМ Украины, в зависимости от страхового стажа: до 2 лет - 50%; от 2 до 6 лет - 55%; от 6 до 10 лет - 60%; свыше 10 лет - 70%. Помощь выплачивается в зависимости от продолжительности безработицы в процентах к определенному размеру: первые 90 календарных дней - 100%; на протяжении следующих 90 календарных дней - 80%; в дальнейшем - 70%.

Вместе с тем, помощь лицам, которые уволились из последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин, назначается согласно законодательству и выплачивается, начиная с 91-го календарного дня.

В среднемесячную заработную плату (доход) для исчисления помощи учитываются все виды выплат, на которые начислялись страховые взносы. Помощь не может быть выше средней заработной платы, которая определена в соответственной отрасли экономики за прошлый месяц, и ниже прожиточного минимума, установленного законом.

Также безработным предоставляется одноразовая выплата помощи для организации предпринимательской деятельности и осуществляется в размере помощи, начисленной согласно закону в расчете на год.

Помощь по частичной безработице и особые гарантии

К общим гарантиям принадлежит также выплата безработным помощи по частичной безработице. Ее назначение может иметь место в случае потери ими части заработной платы вследствие вынужденного временного сокращения нормальной или установленной на предприятии согласно законодательству Украины продолжительности рабочего времени и (или) перерыва в получении заработной платы или сокращении ее размеров в связи с временным прекращением производства без прерывания трудовых отношений по причинам экономического, технологического и структурного характера.

Право на помощь по частичной безработице имеют застрахованные лица, которые на протяжении 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором начался простой, работали не меньше 26 календарных недель, платили страховые взносы и в которых этот простой составляет 20 и больше процентов рабочего времени.

Общая продолжительность выплаты помощи не может превышать 360 календарных дней на протяжении 2 лет. Для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию) продолжительность выплаты помощи по безработице не может превышать 720 календарных дней

Помощь по частичной безработице предоставляется с первого дня простоя, продолжительность ее выплаты не может превышать 180 календарных дней на протяжении года.

Особые гарантии имеют работники, с которыми было разорвано по инициативе владельца или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и работы, в частности, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, и военнослужащим, уволенным из военной службы в связи с сокращением численности штата или без. Например, право на пенсию, при условии их регистрации в службе занятости на протяжении 7 календарных дней после увольнения как ищущие работу.

Таким образом, создание действенной системы гарантий как для тех, кто работает, так для тех, кто потерял работу и в силу этого признан безработным, является важным аспектом формирования в Украине эффективной модели национального трудового права.

Читайте также

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 Декабрь, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


↑ Наверх