За официальными данными, в Украине на 1 мая
Два базовых закона
Для обеспечения гарантий безработным Верховная Рада Украины приняла два базовых закона в этой сфере, в частности, в
Учитывая, что эти законы регламентируют однородные, в сущности, отношения, следует подчеркнуть, что сейчас вопросы относительно содержания и порядка осуществления гарантий безработным определяются на основании Закона о страховании от безработицы (вступил в силу 14 апреля
Определение «безработного»
Закон о занятости впервые признал и закрепил статус безработных. В частности, ст. 2 предусматривает, что безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированные в государственной службе занятости как такие, что ищут работу, готовы и способны приступить к подходящей работе.
Для признания лица безработным необходимо соблюдение нескольких условий:
Анализ действующего трудового законодательства Украины дает основания сделать вывод, что получение лицом статуса безработного тянет за собой правовые последствия, одним из которых есть предоставления безработному ряда гарантий.
За гарантиями - обращайтесь к Фонду
Законом о страховании от безработицы материальное обеспечение на случай безработицы положено на Фонд обязательного государственного социального страхования Украины (далее – Фонд). В отличие от этого Закона, Закон Украины о занятости возлагал полномочия и обеспечение на государственную службу занятости, правопреемником которой стал Фонд.
К компетенции Фонда относится обеспечение страхования лиц, которые работают на условиях трудового договора (контракта), включая тех, которые проходят альтернативную (невоенную) службу, а также тех, которые работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и на других основаниях, предусмотренных законодательством о работе (ст. 4), а также выполнение гарантий безработным относительно предоставления материального обеспечения и социальных услуг (ст. 7).
Содержание гарантий
Конкретизируя содержание общих гарантий, следует отметить, что застрахованные лица, признанные в установленном порядке безработными, которые на протяжении 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, работали на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) не меньше 26 календарных недель и платили страховые взносы, имеют право на помощь по безработице (далее – помощь) в зависимости от страхового стажа.
Право на помощь сохраняется в случае наступления перерыва страхового стажа по уважительным причинам, если лицо в продолжение месяца после истечения этого перерыва зарегистрировалось в установленном порядке в государственной службе занятости в качестве безработного.
Общая продолжительность выплаты помощи не может превышать 360 календарных дней на протяжении 2 лет. Для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию) продолжительность выплаты помощи не может превышать 720 календарных дней.
В случае очередного признания в установленном порядке застрахованного лица безработным в пределах 2 лет, на протяжении которых выплачивается помощь, продолжительность ее выплаты учитывается суммарно.
Закон предусматривает выплаты и незастрахованным лицам (например, военнослужащим, уволенным из военной службы в связи с сокращением численности штата или без) права на пенсию. Продолжительность выплаты такой помощи не превышает 180 календарных дней. Материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации незастрахованным лицам, зарегистрированным в установленном порядке в государственной службе занятости, выплачивается в размере помощи.
Помощь может выплачиваться единовременно для организации предпринимательской деятельности безработными, которые не могут быть трудоустроены в связи с отсутствием на рынке труда подходящей работы. Помощь выплачивается лицам, которым исполнилось 18 лет, по их желанию.
Помощь на погребение в случае смерти безработного или лица, которое находилось на его содержании, выплачивается лицам, которые осуществляли погребение, в размере прожиточного минимума.
В отличие от застрахованных лиц, лицам, которые ищут работу впервые, и другим незастрахованным лицам, признанным в установленном порядке безработными, помощь устанавливается в размере прожиточного минимума, установленного законом.
Размеры помощи по безработице
Застрахованным лицам размер помощи определяется в процентах к их средней заработной плате (доходу), определенной согласно Порядку исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат за обязательным государственным социальным страхованием, утвержденным КМ Украины, в зависимости от страхового стажа: до 2 лет - 50%; от 2 до 6 лет - 55%; от 6 до 10 лет - 60%; свыше 10 лет - 70%. Помощь выплачивается в зависимости от продолжительности безработицы в процентах к определенному размеру: первые 90 календарных дней - 100%; на протяжении следующих 90 календарных дней - 80%; в дальнейшем - 70%.
Вместе с тем, помощь лицам, которые уволились из последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин, назначается согласно законодательству и выплачивается, начиная с 91-го календарного дня.
В среднемесячную заработную плату (доход) для исчисления помощи учитываются все виды выплат, на которые начислялись страховые взносы. Помощь не может быть выше средней заработной платы, которая определена в соответственной отрасли экономики за прошлый месяц, и ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Также безработным предоставляется одноразовая выплата помощи для организации предпринимательской деятельности и осуществляется в размере помощи, начисленной согласно закону в расчете на год.
Помощь по частичной безработице и особые гарантии
К общим гарантиям принадлежит также выплата безработным помощи по частичной безработице. Ее назначение может иметь место в случае потери ими части заработной платы вследствие вынужденного временного сокращения нормальной или установленной на предприятии согласно законодательству Украины продолжительности рабочего времени и (или) перерыва в получении заработной платы или сокращении ее размеров в связи с временным прекращением производства без прерывания трудовых отношений по причинам экономического, технологического и структурного характера.
Право на помощь по частичной безработице имеют застрахованные лица, которые на протяжении 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором начался простой, работали не меньше 26 календарных недель, платили страховые взносы и в которых этот простой составляет 20 и больше процентов рабочего времени.
Общая продолжительность выплаты помощи не может превышать 360 календарных дней на протяжении 2 лет. Для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на пенсию) продолжительность выплаты помощи по безработице не может превышать 720 календарных дней
Помощь по частичной безработице предоставляется с первого дня простоя, продолжительность ее выплаты не может превышать 180 календарных дней на протяжении года.
Особые гарантии имеют работники, с которыми было разорвано по инициативе владельца или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и работы, в частности, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, и военнослужащим, уволенным из военной службы в связи с сокращением численности штата или без. Например, право на пенсию, при условии их регистрации в службе занятости на протяжении 7 календарных дней после увольнения как ищущие работу.
Таким образом, создание действенной системы гарантий как для тех, кто работает, так для тех, кто потерял работу и в силу этого признан безработным, является важным аспектом формирования в Украине эффективной модели национального трудового права.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.