«Кто со мной? Мы вместе сделаем компанию мечты!», - кричал на весь офис Том Круз, сыгравший уволенного за своенравность спортивного агента в фильме «Джерри Магуайр». По сюжету, за ним увязалась одна лишь безнадежно влюбленная повелительница степлера и бумагорезки. Остальные коллеги предпочли не рисковать насиженным местом в солидной конторе ради «аферы», пусть и предложенной суперуспешным выскочкой. Сила бренда или репутация живого, конкретного работодателя? В частности, каков фактор личности начальника при выборе работы?
Сегодняшний кризис, казалось бы, с удвоенной силой вдавливает сотрудников компаний в их кресла, внушая преданность пусть безликому, но надежному бренду. Воля специалистов, еще вчера шагавших из одного офиса в другой с обновленным резюме, парализована. Доверять свою судьбу даже «драйвовой», уважаемой персоне как-то не тянет. В оборот возвращается подзабытое словосочетание «стабильность доходов», на подходе «лояльность компании».
Ипотечный бизнес, как и вся банковская отрасль, сегодня явно не оплот стабильности и лояльности. Но председатель совета директоров ипотечного банка «Кредитмарт» Джеймс Кук хорошо помнит кризис 98-го года, когда он вынашивал планы по созданию сети ипотечного кредитования «ДельтаКредит». Тогда сотрудники, составившие костяк команды, доверились именно репутации Джеймса, отличавшегося деловой хваткой и никогда не «кидавшего» своих. Часть из них в 2006 году перешла в проекты основанного Куком фонда Aurora Russia Limited, например, в тот же «Кредитмарт». Кстати, под свою репутацию Кук собирает не только людей, но и деньги. За 12 дней хождений по альтернативной площадке Лондонской биржи с парой листов презентации идеи Джеймс собрал более $ 150 млн. «Мне давали деньги просто под честное слово. И этой репутацией я дорожу», - говорит Кук. Сейчас для «Кредитмарта», как и для всей ипотеки, настали лихие времена, однако велика вероятность того, что коллектив банка останется вместе со своим лидером. Как показывает пример Кука, на репутацию руководителя можно делать ставку и в карьерных метаниях в кризисные времена.
Конечно, таких «отцов индустрии» как Кук, Александр Изосимов, Антон Носик (собравший недавно журналистов под свою репутацию в финансовый портал BFM.ru), на любом рынке - считанные единицы. Какую же роль играет репутация начальника «средней руки» при карьерных решениях соискателя?
«Для кандидатов очень важно, какая репутация у руководителя, какой опыт он сможет приобрести в результате работы с этим начальником, - рассказывает Татьяна Медведева, руководитель московского офиса компании March HR Services. - Поэтому всякий раз, когда мы берем вакансию в работу, мы просим директора по персоналу познакомить нас с линейным менеджером, которому требуется сотрудник». Услышав даже незнакомую фамилию, соискатель и без помощи агентства наведет справки о голодном до кадров руководителе. И полученная информация почти всегда оказывается важнее рассказов компании о «дружном коллективе» и «адекватном руководстве».
Впрочем, часто сотруднику и не нужно выведывать репутацию потенциального начальника. По данным разных опросов рекрутинговых агентств, «по знакомству» устраивается от 27% (Москва, Петербург) до 53% (регионы) соискателей. Кто из нас, засидевшись на одном месте или вернувшись из годового душеспасительного отпуска в Гоа, не «шерстил» по одноклассникам, френдам-блоггерам или бывшим коллегам с предложением своих высокопрофессиональных услуг? В таком положении дел во многом «виноваты» сами компании. Кого из нас вышестоящий руководитель не просил подобрать «хорошего человечка» на место коллеги или подчиненного? В отдельных случаях – например, в российской айти-компании Optima или глобальной JTI – практика трудоустройства знакомых поощряется материально. Таким образом, корпоративная среда вольно или невольно взращивает культуру личных репутаций, у которой часто возникает большой соблазн превратиться в корпоративную контркультуру.
За примерами «контркультурных оборотней» далеко ходить не надо – это так называемые командные переходы. Наиболее шумные из них происходят в финансово-инвестиционной сфере как в репутационном бизнесе. Можно вспомнить уход сотрудников из «Альянс РОСНО Управление Активами» вслед за Михаилом Хабаровым в «Альфа-Капитал», или уход из той же «Альфы» Анатолия Милюкова в «Газпромбанк» вместе с последующим оттоком «альфовцев» на новое место работы начальника.
Но опыт более продвинутых отраслей переняли и другие рынки. Так, бывший гендиректор питерской сети аптек «Первая помощь» Виталий Власов увел с собой более 10 топ-менеджеров компании. Также поступила экс-управляющий директор Blackwood Марина Маркарова, переманив бывших коллег в свое агентство недвижимости Mayfair Properties. Фактор личности начальника в современной компании в последнее время принято сводить к «командным предательствам», поскольку это всегда так или иначе громкие акции, «интриги, скандалы, расследования». Но очевидно, что роль репутации начальника сказывается в истории миллионов резюме. Для того чтобы повысить шансы этой роли на позитивность, в ситуации поиска или выбора работы стоит проделать несколько простых процедур.
Ценность репутации как фактора, учитываемого при принятии тех или иных решений, возрастает пропорционально росту социальных и профессиональных сетей и форумов. Можно сказать, что сейчас репутация обретается и теряется в Интернет. Напомним про недавний скандал с матерным интервью шеф-редактора ИД «Коммерсант» Андрея Васильева, который и не подозревал о том, что Интернет – это массовая аудитория, а не междусобойчик программистов и графоманов. Поэтому первый друг любознательного соискателя – сервисы типа E-xecutive, «Моего круга», «В контакте» и отраслевые интерактивные сайты типа Sostav.ru. Уже из анализа круга общения и интересов будущего начальника вы сможете сделать приблизительный вывод о том, сможете ли с ним ужиться, споетесь с первой встречи или проклянете тот день, когда решили отдать ему лучшие годы (месяцы, недели) вашей жизни.
Если на экспертном форуме рейтинг корпоративного командира близок к нулю, а число постов-сообщений перевалило за тысячу, то вряд ли вам будет приятно работать с таким «троллем». Пусть вас не смущает, что ощущение дискомфорта может быть «чисто субъективным». Вчитайтесь в реплики возможного начальника на E-xecutive или подписи к отпускным фото на «Одноклассниках». Если уровень раздражения от банальности его экспертных суждений или пошлости философских фраз перехлестывает, то не стоит мучить себя компромиссами. Как правило, в реальности разъединить профессиональную и личностную репутацию бывает непросто, если вы не имеет дело с доктором Хаусом из известного сериала. Даже если последние лет 7 вы копили на компьютер и не зарегистрировались ни в одной из сетей или профессиональных порталов, то, просто набрав в поисковике имя и фамилию «объекта», сможете узнать немало любопытного, многое из которого, возможно, человеку хотелось бы скрыть.
Предположим, репутация начальника для вас давно не секрет – не один пуд соли съеден вместе (хотя задумайтесь, 16 кг соли – это не так уж и много на двоих). А кризис – время не только отставок, но и назначений. И если ваш начальник засобирался в другую компанию или чудом раздобыл инвестиции на стартап, то, разумеется, предложил своему лучшему сотруднику, правой руке, то есть вам, разделить удовольствие от встречи с новым.
Нынешний глава юридического отдела одной из авиакомпаний Денис Д. в свое время оказался в подобной ситуации. Начальника своего он по-настоящему уважал и ценил: «Алексей был старше меня всего на два года, поэтому мы быстро нашли общий язык, хотя отношения никогда не перерастали в приятельские – я люблю отдыхать, а он засиживался допоздна». Когда Алексей решил открыть собственное патентное бюро, то позвал Дениса замом генерального. Тот, не раздумывая, согласился, хотя дело ему не казалось фантастически перспективным («ну, спокойно бы жили и работали без амбициозных планов»).
Но тут компания предложила Денису место Алексея. «Я еще раз все взвесил. Подумал, что Алексей, конечно, трудоголик и талантливый руководитель, но ведь это всего лишь человеческие качества. Как там повернется дело в реальном бизнесе, никто не знает. Вдруг он тяжело заболеет? Юриспруденция довольно строга к зигзагам в резюме, и свое мне портить не хотелось. А здесь у меня все стабильно».
На кейсе Дениса видно, что не абстрактный принцип доверия репутации проиграл принципу доверия большой компании, а проиграла недостаточно «человечная» репутация Алексея. Когда вы меняете вслед за начальником компанию (и часто не один раз), то срабатывает все тот же хрупкий механизм, возможно, недооцененный на стадии знакомства – профессиональная репутация едва ли отделима от личной. Если со скучным начальником Денис был готов смириться, то скучный Алексей-партнер, старший товарищ, был уж едва ли интересен. Если вы окажетесь в ситуации подобного выбора спросите себя прямо: «У моего начальника репутация интересного человека?» У Джеймса Кука, когда-то торговавшего школьными завтраками, которые делала его мать, она именно такая.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.