RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Испытательный срок
  5. Испытательный срок: как не совершить ошибок

Испытательный срок: как не совершить ошибок

6.12.2010 1304

В остальных же случаях освоение территории происходит путем проб и ошибок, зачастую стоящих специалисту карьеры в компании и нервных клеток. Необходимо также понимать, что запись в трудовой книжке об одном или двух месяцах работы вызовет множество лишних вопросов у рекрутеров при дальнейших поисках работы. Поэтому так важно не сделать ошибок в этот важный для работника период.

Попробуем охарактеризовать ошибки, которые делают новички на испытательном сроке.

1. На этапе прохождения собеседований кандидат не выясняет ничего о корпоративной культуре компании, о людях, там работающих. Не секрет, что в одних коллективах отношения достаточно демократичные и все со всеми «на ты», в других – более формальные. Где-то принято подолгу задерживаться после окончания рабочего дня, в иных приняты выезды на природу после трудовой недели. Сотрудник, чьи ценности не совпадают с принятыми в коллективе, быстро становится изгоем. А это практически всегда отражается на результатах работы и ее продолжительности. Мотивация «все равно где работать, лишь бы деньги платили». Однозначно не правильно. Необходимо решить, в какой организации, с каким коллективом работать было бы комфортнее, заняться целевым поиском компании-работодателя.

2. Существует множество компаний с сомнительной, а зачастую и незаконной деятельностью. Торговля списанным медицинским оборудованием, бадами-панацеями, регистрация фирм-однодневок и прочая деятельность весьма прибыльна, только есть и люди, считающие, что «деньги я проем, а стыд останется». Так давайте выясним все о деятельности фирмы до того, как подпишем трудовой договор, чтобы не было недопонимания в будущем.

3. Если вы даете слово работодателю и приступаете к работе, не надо бегать по собеседованиям в надежде найти более подходящую по условиям работу, не надо обновлять резюме на работных сайтах. Это просто непорядочно, к тому же легко отслеживается менеджером по персоналу компании!

4. Личность руководителя и стиль управления компании. Множество людей, бывших у меня на собеседовании, как-то забывают задать этот вопрос, а зря. Будет ли успешно пройден испытательный срок или нет, на 90% зависит от того, как сложатся отношения с руководителем. В первые же недели выясняется, что новичку претит авторитарный руководитель, позволяющий себе нецензурную брань в адрес подчиненных, другой слишком молод и ходит по офису в джинсах, что никак не воспринимается новичком, пришедшим из компании с авторитарным директором. Следствие – взаимный дискомфорт и чаще всего, увольнение новичка.

5. «В чужой монастырь со своим уставом»… Конечно, каждый новый сотрудник привносит в организацию работы что-то новое, что позволяет экономить время и деньги компании. Не стоит начинать карьеру в компании с резкой критики и в неподходящее время. Может быть, отстаивать свое мнение стоит в другое, более удобное время и в более корректной форме?

6. Передача дел. Разумеется, можно закрыть глаза на многие вещи: что КДП не ведется уже года три, что в бухгалтерии не найти ни одного нужного документа, что в отделе все отвечают за все, только вот порядка нет и это мешает работе. Только не нужно удивляться, что подобные проблемы исчезнут сами по себе – решать их придется новичку и нести ответственность за «косяки» предшественника тоже. А есть и такой подход: не объяснять новичку ничего – «выплывет», значит наш. А иногда для объяснений просто нет времени. И в данной ситуации только два выхода – уйти из компании в течение первых рабочих дней, когда запись о приеме на работу еще не внесена либо остаться и попытаться навести порядок. Во втором случае необходимо прояснить еще и такой момент: весьма возможно, что кандидата берут на временную, «условно» проектную работу: например, на восстановление той же бухгалтерии и не сообщают, что работать он будет месяцев шесть, после чего его заменят менее опытным и более дешевым сотрудником. Для кандидата оптимальным решением может стать срочный трудовой договор или письменные гарантии работодателя. В противном случае восстанавливать нарушенные права можно будет только через суд.

7. Оформление документов. Важнейший этап, на который необходимо обратить внимание. Если с сотрудником не оформляют трудовой договор в течение первых трех рабочих дней («у нас так принято»), не нужно потом искать виноватых и жаловаться, что не выплатили зарплату. Верить нужно только слову, заверенному подписью и печатью. А теперь приведу несколько иллюстраций из практики. Знакомая девушка, работавшая в индустрии красоты, при поступлении на работу сдала трудовую книжку кадровику, не подписав ни единого документа: «типа сделают запись и этого достаточно». Каково же было ее удивление, когда при увольнении та получила пустую трудовую книжку! Естественно, деньги ей выплачивать никто и не собирался, следовательно, доказательной базы нет и нет оснований обращаться в суд. Другой распространенный маневр недобросовестных работодателей: при подписании трудового договора первым просят поставить подпись работника – «ну вы понимаете, шеф так занят (болеет, в отъезде, плохом настроении)». Только после получения документов отдел кадров забывает отдать подписанный экземпляр работнику, да и тот часто забывает о такой формальности. Последствия такие же, как в описанном выше случае: нет документов – нет денег – нет возможности обратиться в суд. «Умные» работодатели частенько заключают срочные трудовые договора без всяких на то оснований – а это тоже нарушение ТК. Еще необходимо читать все документы, которые подписываете: особое внимание необходимо уделить пунктам, касающихся корпоративного обучения, порядку выплат зарплат и премий, штрафов и социальных гарантий.

8. Ошибка весьма близкая по тематике предыдущего пункта: оформление пластиковой карты, на которую будет начисляться зарплата. Как правило, ее оформлением помогает заниматься сотрудник отдела кадров или бухгалтер. Необходимо заполнить специальную форму-заявку, указать персональные и паспортные данные. А теперь снова пример из практики, теперь уже личной. Как-то давно, при поступлении на работу сотрудник, принимая у меня эту бумагу, любезно поинтересовался, почему я не поставила подпись под графой «номер карты, пин-код». Зачем? Карта ведь не оформлена и волшебные циферки работник банка еще не внес. На что получила весьма любопытный ответ: «У нас все так делают!». Только вот непонятно, какое основание имеют кадровики для доступа к счету работника? Тогда я провела опрос уже работавших в той организации людей и наткнулась на искреннее непонимание – а что такого особенного в том, что мы расписались за непонятно какой номер и непонятно какой пин-код. Как говорил классик, «мы – поколение ленивых и нелюбопытных». Граждане, будьте бдительны, наконец!

А теперь об ошибках поведенческих. Лень. Социальные сети, аську, наушники, постоянные перекуры и болтовню в коридорах нужно оставить раз и навсегда за порогом офиса. Поменьше личного. Даже если рабочее место не оборудовано, не надо вести себя так, как будто происходящее в отделе вас не касается. Не надо ждать, когда кто-то придет и даст задание. Нужно проявлять активность, спрашивать самим, помогать другим сотрудникам, если есть такая возможность. Нужно меньше интересоваться разговорами в курилке и больше работать – тогда и положительное решение по прохождению испытательного срока не заставит себя ждать.

Управленческие ошибки. Этот пункт касается сотрудников, принятых на руководящую позицию. Говорят, что «новая метла по-новому метет». Не надо в первый рабочий день устраивать «чистку рядов», не разобравшись, кто из подчиненных на что способен и как работает. Процедура оценки или конструктивное обсуждение основных проблем на собрании может сказаться на рабочем процессе гораздо плодотворнее, чем набор новой команды. Управленец также может быть не воспринят коллективом, особенно если его предшественник пользовался авторитетом у действующих сотрудников. От игнорирования распоряжений до саботажа – минус работе организации и минус карьере управленца. Единственный выход из такого положение – наладить контакт с коллективом и предстать перед подчиненными как профи, а не как пресловутая «новая метла». Совместный поиск решения существующих проблем – один из возможных путей установления доверительных отношений с подчиненными. Другой случай – стяжение полномочий в руках собственника или генерального директора компании, их «не передача» новому руководителю: «все решения согласовывать будете со мной, а то Вы у нас человек новый». Оставаться дальше в детском саду новичку или уходить сразу – решать только ему. Игры в детский сад слишком часто затягиваются, как показывает практика, и сильно тормозят работу как отдела, так и всей организации в целом. Сильный управленец, которому не дают реализовать в полной мере потенциал, либо уходит, либо деградирует как профи.

Проблемы, возникающие в начале работы лучше всего решать путем переговоров, отстаивать свою точку зрения, но уважая мнение оппонентов. Крики и эмоции в этом случае неуместны. Лучше четко сформулировать свой взгляд на существующие проблемы в организации работы и определить пути их решения – и провести конструктивную беседу с руководителем в подходящее для этого время. Если проблемы связаны с недобросовестностью работодателя, необходимо выявлять это на стадии подписания документов: напоминаю, что трудовой договор и приказ о приеме на работу (форма Т2) должны быть подписаны в течение трех рабочих дней, отметка в трудовой книжке должна появиться в течение пяти рабочих дней. Если этого не произошло, уважаемые новички, получить деньги с работодателя будет крайне сложно.

Итак, внимательность, бдительность, трудолюбие и юридическая грамотность сослужат отличную службу новичку при прохождении испытательного срока.

Читайте также

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 Декабрь, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


↑ Наверх