RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Мотивация сотрудников
  5. Как грамотно замотивировать сотрудников?

Как грамотно замотивировать сотрудников?

10.02.2011 997

Многие руководители уже поняли, что без грамотной системы мотивации персонала сегодня не обойтись. В советское время система мотивации строилась, в основном, на «внутренних» поощрениях, то есть на похвале и порицаниях, грамотах и выговорах, почетных званиях и досках позора. Мотивация строилась в основном на нематериальных стимулах. Законно заработать много денег советский человек просто не мог да и тратить их было особо некуда. Олицетворением богатства была шуба и автомобиль «Жигули». Поэтому материальные потребности человека были невелики, а деньги не были главным стимулом хорошо работать.

Годы перестройки и новый «капиталистический» подход к жизни сделали свое дело. Мы поняли, что деньги – это средство достижения многих и многих благ. Причем стало казаться, «деньги решают все и все решают только деньги». Появилась другая крайность. К сожалению, до сих пор в большинстве случаев считается, что сотрудник должен быть доволен одним только фактом получения за работу денег. А если работает плохо, один выход – увольнение. Закономерно, что в такой фирме эффективность труда будет небольшая, а «текучка кадров» как раз наоборот.

Нужно иметь ввиду, что потребность в деньгах растет только до определенного предела, зависящего от уровня жизни. После того как уровень жизни человека достигает его представлений о комфорте, замотивировать к работе его могут только вторичные группы потребностей: творчество, уважение, успех и так далее.

В исключительно материальной системе мотивации есть и другая сложность: зарплата должна быть достаточно высокой и повышаться постоянно. Она должна удовлетворять первостепенные потребности человека с лихвой. Нет разницы в зарплатах $150 и $250. Ни та, ни другая этих потребностей не удовлетворит.

Приведу пример: молодая замужняя женщина работает менеджером по продажам в небольшой торговой компании. Зарплата – 10 тыс. рублей + 3% процента от сделки с новопривлеченным клиентом. Для того, чтобы заработать эти 3%, ей придется исколесить весь город, постучаться не в одну дверь и даже потратиться на транспорт из личных денег. И вот вопрос: будет ли она это делать (при том, что муж ее зарабатывает 30-35 тыс. рублей, и в принципе на жизнь им хватает)? А не проще ли отработать в офисе с 8 до 17, «не напрягаясь»?

Загляните в любой учебник по экономической теории на кривые спроса и предложения по рынку труда и вы увидите, что как только люди выходят на определенный уровень дохода, они предпочитают свободное время деньгам. Просто этот «определенный уровень» у всех разный.

Так что же делать начальнику?! Как узнать этот «уровень» каждого сотрудника, особенно если сотрудников не один десяток?! Ответ прост: нельзя полагаться только на зарплату. Обязательно должны быть нематериальные средства мотивации. Мэри Кэй Эш, основательница преуспевающей фирмы «Мэри Кэй Косметикс», например, говорила, что есть только две вещи, которых люди хотят больше секса и денег. Это одобрение и похвала. Достаточно одобрить хорошее поведение, и оно повторится.

Кроме того, нужно развивать персонал и корпоративную культуру. Руководитель должен заботиться о совместном отдыхе сотрудников, тренингах на сплочение и личностном росте каждого подчиненного.

И главное правило: потребность более низкого уровня должна удовлетворяться раньше, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека. (см. пирамиду потребностей Маслоу)

Например, доход начинающего работника должен быть таким, чтобы удовлетворять его первичные потребности, а в работе обязательно должны быть творческие задания и возможность проявить самостоятельность. Ведь когда деньги перестанут человека стимулировать, вы, как мудрый руководитель, уже будете давать ему возможность самореализации, в то время как он только начнет в ней нуждаться. Развивается личность – расширяются возможности – растет потребность самовыражения. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

И, наконец, следует учитывать общую ориентированность сотрудников на избегание неудач или же достижение успеха. Мотивация избегания неудач хороша для армии, но губительна для творческого потенциала сотрудников. Если при достижении успеха сотрудник старается выделиться, проявить инициативу, то при избегании неудач он предпочитает оставить все как есть, «лишь бы не нарваться на неприятность».

Грамотный и мудрый руководитель должен всегда видеть за сотрудником Человека со своими потребностями, целями и интересами. Ведь замотивировать человека можно только тем, что он считает для себя ценным. Одному приятна похвала перед коллективом, другой будет хорошо работать из-за личной привязанности, третьему нужно повысить зарплату, а четвертому дороже день, проведенный в кругу семьи, нежели внеочередная премия. Уделите больше внимания Человеку, и результат не заставит себя ждать.

Читайте также

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 Сентябрь, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».


↑ Наверх