RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Все о подборе персонала
  5. Как оценивать кандидата на должность?

Как оценивать кандидата на должность?

12.05.2009 550

Перед подбором сотрудника составьте профиль должности. Профиль должности – требования к кандидату, которые сделают его успешным. Оценивать нужно то, с чем придется работать кандидату. Ошибочный профиль: «Чтобы мне понравился».

Например, профиль должности «Специалист по персоналу»:
- Профессиональные навыки проведения интервью, тренингов, регламенты, обучение.
- Обучаемость.
- Адаптивность.
- Управляемость и самостоятельность.
- Навыки ведения отчетности.
- Ориентированность на результат.
- Готовность к развитию.
- Стрессоустойчивость и неконфликтность.
- Задатки влияния на людей.
- Навыки управления конфликтами.
- Умение грамотно доносить негативную информацию.
- Навык управления людьми.
- Креативность (умение мыслить за рамками).

При подготовке профиля должности всё нужно трактовать четко.

Честность можно трактовать как несклонность к воровству, способность говорить руководителю, что он или кто-то действительно опоздал, честность к клиентам.
Компетенции должны быть четко сформулированы и понятны.

Коммуникабельность – это что?
- Умение болтать по телефону – это нам не нужно.
- Общение по телефону вежливо и корректно – это для секретаря.
- Умение располагать к себе – важно для продавца.
- Публичные выступления – для руководителя.

При этом всегда должно быть наличие приоритетов – что желательно, а что важно.
Желательно – то, чему можно быстро научить и то, без чего можно обойтись.

В бизнесе, в отличие от политики, нас не интересуют личностные качества. Важно поведение. Важно умение прогнозировать будущее поведение сотрудника в вашей компании. Профессиональные компетенции базируются на навыках. Компетенции – это всё, что проявляется в поведении. Если человек не подходит компании по модели поведения, брать его – это такая же ошибка, которую совершает женщина, выходящая замуж за алкоголика и говорящая при этом: со мной он бросит пить.

Как правило, при приёме на работу мы обращаем внимание на информацию, изложенную кандидатом в анкете. Анкетные данные учитывать не нужно. Нужно учитывать следствие. Если кандидат работал всю жизнь продавцом, это не значит, что он хороший продавец. Если в анкете указано, что человеку 50 лет, а для нас критичен не столько возраст, сколько внешний вид, нужно смотреть, как он выглядит, а не сколько ему лет. Тип сотрудника (кандидата) должен соответствовать типу бизнеса.

При оценке кандидата нельзя принимать окончательное решение на основе прошлого опыта и рекомендаций. Он мог быть успешным в одной фирме и «никаким» в другой. Должность, на которой работал кандидат на прежнем месте, может не соответствовать понятиям такой же должности в вашей компании.

Как правило, принимая человека на работу, мы пытаемся оценить его знания.

Оценивать нужно не знания, а практические навыки. Так, бухгалтеру, например, нужны не знания бухучета, а навыки бухучета. Не нужно ничего рассказывать! Пусть показывают! Именно поэтому большинство компаний сейчас перешли исключительно на демонстрацию кандидатами своих способностей на первом же собеседовании.
Знания иногда есть, а навыки либо отсутствуют, либо есть, но в недостаточной мере.
Можно сказать себе: я кандидата научу! Но зачем тогда я его сейчас оцениваю…

Для оценки навыков используют CASE-интервью или ситуационное интервью. С его помощью можно оценивать всё что угодно. Иногда интересно увидеть логическое мышление кандидата. Итак, КЕЙС-ПОКАЖИ – смоделированная типичная рабочая ситуация для человека этой должности.

Ситуация для секретаря. Одновременно поступили два звонка руководителю и один посетитель пришел. Ваши действия.
Ситуация для администратора магазина. Клиент: «я куплю, если дадите скидку», а скидку вы дать не можете – ваши действия.
Ситуация для менеджера по персоналу. Я – кандидат – проведите со мной интервью.

Такими кейсами мы просим кандидата действовать, а не показывать, как нужно действовать. Данная рабочая задача может быть многоуровневой, и в её основе заложен целый ряд итоговых показателей. Даже само мышление кандидата, его реакция на происходящее (в том числе скорость реакции), речь и прочее, покажут вам, насколько кандидат готов к работе именно в вашей компании.


Разумеется, что это далеко не все аспекты, которые влияют на оценку кандидата. Их огромное множество. Об этом написаны десятки книг, этому посвящены различные статьи и материалы, но всё вышесказанное обязательно вам поможет!

Ольга Литвинчук

shkolazhizni.ru

Читайте также

  • Європейський «відтік мізків» і шляхи вирішення проблеми19 Март, 2025

    Останні десятиліття чимало українців шукали кращого життя в Європі, щоб конвертувати свої знання і навички у високу зарплату. Проте в самій Європі з кваліфікованою робочою силою не все так безхмарно. З’ясовуємо разом із Jobs.ua, в чому полягає суть проблеми і як європейці намагаються цьому запобігти.

  • Затребувані і добре оплачувані професії в 2025 році: топ-3 найперспективніших17 Март, 2025

    Чимало людей бояться іти в ІТ, бо вважають, що для опанування професії розробника потрібно знати ледь не вищу математику. Це хибна думка, та сьогодні поговоримо не про це, а про затребувані й добре оплачувані професії в 2025 році. А кодити якщо й доведеться, то на вельми базовому рівні.

  • Чому саморозвиток тісно пов’язаний з професійними здобутками15 Март, 2025

    Саморозвиток відкриває людині нові грані її особистості. Цей процес може відбуватися впродовж усього життя, якщо людина до цього прагне. А як саморозвиток впливає на досягнення професійних цілей?

  • Чи можна досягти успіху після 40 років?13 Март, 2025

    Історія знає випадки, коли люди досягали успіху в зрілому віці. Звичайно, мало кому хочеться чекати кілька десятиліть, перш ніж прийде визнання. В цій статті мотивуємо вас не здаватися, бо успіх любить, зокрема, навідатися й після 40 років.

  • Уроки фінансової грамотності, яким нас не навчили в дитинстві10 Март, 2025

    Досліджуючи біографії заможних людей, мимоволі впадає в око важлива деталь. Такі люди ще змалку вчилися заробляти гроші. Пропонуємо разом з Jobs.ua поговорити про основи фінансової грамотності, які варто передати власним дітям як цінну й життєво необхідну навичку.


↑ Наверх