Деловым людям из постсоветских стран, которым
бизнес диктует участие в международных конференциях и деловых встречах,
необходимо не только владеть иностранными языками, но и ориентироваться в правилах поведения на подобных мероприятиях.
На что они должны обратить особое внимание, чтобы не попасть в неприятную
ситуацию?
Главное уметь приспособиться к обстоятельствам, в которых происходит общение. Эти обстоятельства
определяются конкретной страной или группой коллег, с одной стороны, и
спецификой правил поведения среди людей определенной сферы деятельности, с
другой.В любом случае, неблагоприятное впечатление
произведет нарушение общепринятых правил
общения. Например, если человек переходит на "ты" раньше, чем к
этому готов собеседник, или не использует в обращении к коллегам научное
звание, тогда, когда это считается общепринятым. И наоборот, слишком частое
использование научного звания может быть воспринято как неправильное поведение.
То есть, желательно
"подстроиться" под ту группу, в которой ты в данный момент, хотя
на практике это достаточно сложно сделать. Ведь общение начинается с обращения
по имени. Сложно представить себе ситуацию, в которой собеседник полчаса
молчит, чтобы проверить, какую форму общения предпочитают коллеги. В таких
ситуациях, для подстраховки, лучше выбрать более вежливое, формальное обращение.
Конечно, бывает так, что коллектив идет навстречу одному коллеге. Не следует
никого заставлять приспосабливаться к правилам, действующим в данной группе.
Вообще, вежливые формы общения -
дело весьма щекотливое. Вежливость показывает, что мы заботимся о человеке и
учитываем его потребности. Но у каждого из нас тоже есть свои потребности и
условности, к которым мы привыкли. Поэтому надо уметь найти "золотую
середину". В конце концов, самое главное - обращаться друг с другом
дружелюбно и показывать друг другу: "Я ценю тебя как личность".
При этом большую роль играют правила
невербального общения. Причем речь здесь не идет об особом этикете,
свойственном, скажем, академической среде, а об общепринятых нормах: насколько
близко можно подойти к человеку, можно ли дотронуться до плеча собеседника, как
рассаживаются люди за общим столом - напротив друг друга, наискось и так далее.
В разных культурах существуют разные нормы, и их нарушение может быть расценено
как оскорбление. Причем не только в том случае, если кто-то поневоле сокращает
дистанцию, которую считает нормой собеседник. Ведь если мы держимся на
непривычно большом для собеседника расстоянии, это может быть
расценено как холодное, недружелюбное отношение.
В общем, здесь следует придерживаться того же правила, что и в речевом этикете:
поначалу всегда лучше проявить чрезмерную сдержанность и вежливость, чем их
недостаток.
Хороший пример невербального общения
- приветствие. Со своими коллегами из Франции, которых я немного знаю, я
здороваюсь не рукопожатием, а двумя поцелуями в обе щеки. В Швейцарии же
общепринят троекратный поцелуй.
Все мы знаем, что попасть в неловкое положение за рубежом очень просто. Как
вести себя, если собеседник невольно нарушил деловой этикет? Исправить
положение можно, сказав, например: "Ах, а у нас принят троекратный
поцелуй!" или что-либо подобное, посмеяться и дать понять, что ничего
страшного в этой "ошибке" нет.
Раньше было множество всяких книг, повествующих об этикете, сейчас же нормы общения стали более свободными, нет четких правил. В
каждой стране существует своя традиция. Нужно быть открытым для этих традиций,
проявлять гибкость. Не следует преувеличивать значение норм. Правильный подход
заключается в том, чтобы воспринимать всякую форму межкультурного общения как
нечто интересное, доставляющее радость и обогащающее. И если Ваш собеседник
сделал какую-либо ошибку, это не столь важно, потому что более важным, чем
правила этикета, является содержание нашей беседы.
Читайте также:
«Основные принципы делового общения»
«Как работается в зарубежной
компании»
«Расстояние между собеседниками
при деловом общении»
З’ясовуємо разом з Jobs.ua, які бізнес-ідеї можна розвивати в 2025 році з активним використанням ШІ.
На заміну старій філософії work-life balance приходить нова концепція, work-life blend. Розбираємося разом із Jobs.ua, що за новий тренд з’явився в світі праці.
У вашому оточенні є люди, які говорять так швидко і нерозбірливо, що нічого не збагнеш? Але навіть такі люди можуть заговорити чітко і переконливо, якщо скористаються добіркою чудових вправ для дикції, які підготував Jobs.ua.
Ви знали, що один цікавий тест на визначення профпридатності допоміг незвичайному в’язню втекти з в’язниці? Поговоримо про це в статті, а також з’ясуємо, які популярні тести стануть орієнтиром у визначенні ваших сильних сторін і вибору професійної кар’єри.
Портал з працевлаштування і пошуку роботи Jobs.ua поставив низку питань штучному інтелекту Grok від X, щоб дізнатися, що думає цей ШІ про перспективи такої цікавої, потрібної і важливої в літературному світі професії, як літературний агент.