Деловым людям из постсоветских стран, которым
бизнес диктует участие в международных конференциях и деловых встречах,
необходимо не только владеть иностранными языками, но и ориентироваться в правилах поведения на подобных мероприятиях.
На что они должны обратить особое внимание, чтобы не попасть в неприятную
ситуацию?
Главное уметь приспособиться к обстоятельствам, в которых происходит общение. Эти обстоятельства
определяются конкретной страной или группой коллег, с одной стороны, и
спецификой правил поведения среди людей определенной сферы деятельности, с
другой.В любом случае, неблагоприятное впечатление
произведет нарушение общепринятых правил
общения. Например, если человек переходит на "ты" раньше, чем к
этому готов собеседник, или не использует в обращении к коллегам научное
звание, тогда, когда это считается общепринятым. И наоборот, слишком частое
использование научного звания может быть воспринято как неправильное поведение.
То есть, желательно
"подстроиться" под ту группу, в которой ты в данный момент, хотя
на практике это достаточно сложно сделать. Ведь общение начинается с обращения
по имени. Сложно представить себе ситуацию, в которой собеседник полчаса
молчит, чтобы проверить, какую форму общения предпочитают коллеги. В таких
ситуациях, для подстраховки, лучше выбрать более вежливое, формальное обращение.
Конечно, бывает так, что коллектив идет навстречу одному коллеге. Не следует
никого заставлять приспосабливаться к правилам, действующим в данной группе.
Вообще, вежливые формы общения -
дело весьма щекотливое. Вежливость показывает, что мы заботимся о человеке и
учитываем его потребности. Но у каждого из нас тоже есть свои потребности и
условности, к которым мы привыкли. Поэтому надо уметь найти "золотую
середину". В конце концов, самое главное - обращаться друг с другом
дружелюбно и показывать друг другу: "Я ценю тебя как личность".
При этом большую роль играют правила
невербального общения. Причем речь здесь не идет об особом этикете,
свойственном, скажем, академической среде, а об общепринятых нормах: насколько
близко можно подойти к человеку, можно ли дотронуться до плеча собеседника, как
рассаживаются люди за общим столом - напротив друг друга, наискось и так далее.
В разных культурах существуют разные нормы, и их нарушение может быть расценено
как оскорбление. Причем не только в том случае, если кто-то поневоле сокращает
дистанцию, которую считает нормой собеседник. Ведь если мы держимся на
непривычно большом для собеседника расстоянии, это может быть
расценено как холодное, недружелюбное отношение.
В общем, здесь следует придерживаться того же правила, что и в речевом этикете:
поначалу всегда лучше проявить чрезмерную сдержанность и вежливость, чем их
недостаток.
Хороший пример невербального общения
- приветствие. Со своими коллегами из Франции, которых я немного знаю, я
здороваюсь не рукопожатием, а двумя поцелуями в обе щеки. В Швейцарии же
общепринят троекратный поцелуй.
Все мы знаем, что попасть в неловкое положение за рубежом очень просто. Как
вести себя, если собеседник невольно нарушил деловой этикет? Исправить
положение можно, сказав, например: "Ах, а у нас принят троекратный
поцелуй!" или что-либо подобное, посмеяться и дать понять, что ничего
страшного в этой "ошибке" нет.
Раньше было множество всяких книг, повествующих об этикете, сейчас же нормы общения стали более свободными, нет четких правил. В
каждой стране существует своя традиция. Нужно быть открытым для этих традиций,
проявлять гибкость. Не следует преувеличивать значение норм. Правильный подход
заключается в том, чтобы воспринимать всякую форму межкультурного общения как
нечто интересное, доставляющее радость и обогащающее. И если Ваш собеседник
сделал какую-либо ошибку, это не столь важно, потому что более важным, чем
правила этикета, является содержание нашей беседы.
Читайте также:
«Основные принципы делового общения»
«Как работается в зарубежной
компании»
«Расстояние между собеседниками
при деловом общении»
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.
Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.
Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!