И тут в ход идут все средства, самое доступное из которых – сплетни, во вред и во благо репутации. Как не пострадать от чужих домыслов и использовать слухи и сплетни с пользой для себя?
Ситуация 1. Как не попасть в чужую игру?
Мы всегда находим компанию по интересам, еще с детства неплохо умеем дружить «против кого-то». Пожалуй, редко встретишь прямую формулировку причины увольнения вроде «За сплетни в отношении начальства», но на практике потеря должности нередко связана с излишней болтливостью. Самый простой пример – до босса доходит информация о вашей привычке распространять «сведения, порочащие репутацию». Или же к власти приходит один из бывших сослуживцев. Новая метла по-новому метет, и тогда уже места не остается тем, кто до этого за ланчем любил перемывать кости коллегам и шефу. На всякий случай.
Что делать? О том, что сплетничать нехорошо, мы наслышаны с детства. Но в данном случае дело даже не в культуре общения и ваших моральных качествах. Сплетничать смертельно опасно для карьеры – вы можете скоропостижно лишиться занимаемой должности, причем в чужой игре за кресло руководителя. А потому держим язык за зубами, за ланчем разговариваем о погоде, «текучке» и недавней премьере «Гарри Поттера». Просто не включаемся в затеянный кем-то процесс обсуждения чужих недостатков. Не забываем о том, что сплетники – люди крайне ненадежные, и в случае проблем запросто могут указать на вас как на источника слухов.
Особое внимание – корпоративам. В любой крупной компании на любом корпоративе есть те, кто выбалтывают все, что знают и о чем только догадываются, и те, кто внимательно слушают и запоминают.
Ситуация 2. Когда молчание – золото?
У сплетен есть дивное свойство – они обрастают подробностями. Реальная история из жизни: знакомая в крупной рекламной компании однажды встретила в коридоре жену шефа. Та была не в духе и явно не выспалась. В разговоре с коллегой знакомая обмолвилась о том, что дамочка явно развлекалась всю ночь напролет. Сослуживцы легко развили историю аж с двумя сюжетами. Первый – у жены шефа наверняка есть молодой любовник. Второй – у нее проблемы с допингами, несчастная женщина. Знакомую вызвали на ковер буквально через день и уволили «по собственному желанию». А что жена босса? Она была на продолжительном лечении за границей и только вернулась после реабилитационного периода. Отсюда и нездоровый внешний вид.
Что не стоит обсуждать в разговорах с коллегами?
1. Начальство, их семью, родственников и материальное состояние со всеми атрибутами.
2. Ошибки шефа в работе, неверную, с вашей точки зрения, политику.
3. Ошибки в работе коллег.
4. Домыслы, вроде упомянутого в примере. К сожалению, у нас любят делать далеко идущие выводы, основанные на неважном внешнем виде.
5. Домыслы относительно не обнадеживающего будущего вашей компании.
6. Конкурентов.
7. Делать заявления, после которых серьезно может пострадать чья-либо репутация.
И совсем уж глупо сплетничать по аське или почте, а также строчить критические посты в свой ЖЖ. Если у вас есть такая привычка, поверьте, специалисты службы безопасности уже давно у вас во «френдах» и знают все последние новости. Стоит ли говорить, что всю переписку с рабочих компьютеров также нередко контролируют. Я знаю одного руководителя полиграфической студии, который в свободную минутку лично развлекается чтением переписки сотрудников по аське в реальном времени.
Ситуация 3. Зачем мы сочиняем сплетни?
Действительность порой выглядит куда невзрачнее, чем нам бы хотелось. А потому не грех кое-где приукрасить, а способности кое-кого поставить чуть ниже своих. Это практически неосознанные коммуникативные привычки, но собеседнику они могут рассказать о вас куда больше, чем непосредственно сплетни. О вашей неуверенности в себе, о ваших попытках скрыть собственные слабые места, о зависти, в конце концов. «Знаете, я так устала. N никак не может в одиночку справляться с такими проектами, и пришлось работать за двоих. Если честно, подозреваю, что N вообще пока не доросла до этой работы».
Что делать? Попытайтесь ловить себя на тех моментах, когда с помощью безобидных, на первый взгляд, сплетен вы пытаетесь приукрасить действительность или похвастаться на фоне чужой беспомощности. Поверьте, сплетни такого рода выдают ваши подсознательные намерения с головой. Куда лучше разобраться с самооценкой и найти более адекватные способы продемонстрировать свои достоинства.
Ситуация 4. Как выиграть войну со сплетником
Однажды моя коллега оказалась героиней высокохудожественных сплетен. Противники были из пишущей братии, а потому не уступали друг другу в остроумии и устроили настоящую войну на просторах Сети и в своем профессиональном кругу. Стоит ли говорить, что, вопреки ожиданиям, победителей не оказалось. Клиенты вмиг разбежались от склочных дам, и сплетни всем здорово подпортили репутацию.
Что делать, если вы – герой сплетен?
1. Спокойно и честно ответьте себе на несколько вопросов. Чем вызваны сплетни? Что в вашем поведении могло их спровоцировать? Что из их содержания совпадает с действительностью на самом деле?
2. Как вы можете откорректировать поведение таким образом, чтобы вызывать поменьше слухов?
3. Заручитесь поддержкой надежных друзей, которые не постесняются назвать вещи своими именами. К сожалению, заявление «Это сплетни!» из ваших уст не так эффективно.
4. Выберите одну из двух тактик, в зависимости от «тяжести» обвинений. Первая – не реагируйте на новости сарафанного радио вообще. Как говорится, «это ниже вашего достоинства». К тому же без вашей реакции сплетники быстро выдохнутся. Вторая тактика – активная защита. С помощью адвоката и суда. Но учтите, что второй случай возможен, если вашей репутации нанесен серьезный ущерб, иначе рискуете самостоятельно подпортить себе репутацию – жалобщиков у нас не любят.
Какую ответственность несет сплетник?
Уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за клевету:
«Клевета наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев».
Ситуация 5. Как использовать сплетни себе во благо?
Вирусный маркетинг придумали гении, не иначе. Как-никак мы куда больше верим разговорам и слухам, чем «официальной информации». Почему бы не воспользоваться проверенными технологиями на благо карьеры? Этому учат и специалисты по селфбрендингу, самопиару. Слухи о вас как о блестящем специалисте и генераторе идей помогут получить работу, обойти испытательный срок. А репутация, по большому счету, и состоит из «положительных» сплетен.
Как этого добиться?
Во-первых, опять-таки подключайте друзей и знакомых. Во-вторых, позаботьтесь о том, чтобы самые разговорчивые коллеги были в курсе последних новостей. В-третьих, информация быстрее всего распространяется, если первоисточником стал блог или социальные сети.
Вывод очевиден: хотите хорошую репутацию? Позаботьтесь о ней самостоятельно!
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.