Еще древние греки знали, что запоминание происходит благодаря ассоциациям и воображению. Если нам необходимо что-то удержать в памяти, мы просто присоединяем новое знание к уже известному факту. Как это выходит? С помощью воображения, конечно. Для ассоциативного мышления задействуются в первую очередь органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Чтобы хорошо запомнить человека, необходимо постоянно тренироваться. Если приглядеться, все люди абсолютно разные, хотя с первого раза мы фиксируем в собеседнике схожесть с кем-то. Например, ваш новый знакомый напоминает Джона Траволту, а вошедшая в комнату женщина смахивает на Колобка. Клиент говорит, как диктор Юрий Левитан, а официантка двигается, как танцовщица. Или же в памяти остается только шлейф — тонкий аромат духов… Несколько лет проработав в Пекине, автор этих строк поняла, что и китайцы не похожи друг на друга. Общие у них лишь черные волосы и смугловатая кожа. Хотя и последнее утверждение может быть не совсем верным.
Как ни странно, цвет в рассматриваемом вопросе играет не главную роль. Запоминание по одежде пригодится лишь на короткое время (в очереди, на деловой встрече или приеме). Как-то, сосредоточившись на бледном цвете лица коллеги, моя знакомая не узнала его через пару месяцев, когда он приехал из отпуска, проведенного в жаркой стране. Получилась очень неудобная ситуация. Зато как приятно, когда через полгода приходишь в какую-то организацию, а тебя узнают, называют по имени, а твое немое недоумение радостно развеивают: «Ну Елена Алексеевна, разве можно вас забыть!» Приятно также и самому мгновенно вспомнить кого-то: «Глеб Васильевич, сколько лет, сколько зим!» Впрочем, о волшебстве имени — дальше, а здесь подчеркнем: процесс узнавания очень важен для работы, и не стоит этот факт недооценивать.
Встречаясь с человеком впервые, отметьте для себя его особые приметы. Что угодно: широкие скулы, раскосые глаза, массивный подбородок, большие уши, глубокие морщины, родинку на носу и так далее. (Внимание: не ориентируйтесь на цвет волос у женщин!) Мысленно нарисуйте на него шарж. Да-да, именно карикатуру. Наша память, если вы обращали внимание, отлично удерживает неординарные вещи. Например, что вы запомнили на совещании прежде всего? Да то, что ведущий специалист Иванов (Петров, Сидоров) в решающий момент упал со стула, а уже потом все остальное: повестку дня, обсуждаемые вопросы, принятые решения. Используйте это свойство памяти, и если человека никак не удается запомнить (буквально не за что уцепиться, а времени на раздумья и наблюдения нет), представьте его, допустим, с папкой бумаг на голове, да не с одной, а с несколькими, как носят предметы женщины в Африке. Чем абсурднее, даже сюрреалистичнее будет картина, тем легче сохранить ее в памяти.
Перед встречей с большим числом незнакомых людей (будь то собеседование при приеме на работу либо переговоры с клиентами или партнерами) очень важно положительно себя настроить: «Обязательно всех запомню!» Самое главное — не стесняться! Смотрите собеседнику прямо в глаза, в противном случае вы отметите только его обувь. Вы видели когда-нибудь в теленовостях, как королева Великобритании обходит войска? Она внимательно глядит на каждого и старается хотя бы раз обратиться по имени к новому человеку. Конечно, даже если перед ними не королева, люди волнуются при знакомстве и хотят побыстрее покончить с неловкой ситуацией. Однако (и это второе, что нужно зарубить себе на носу) не спешите! Впопыхах вы ничего не запомните, тем более внешность и имя визави. Без некоторой сноровки тут не обойтись.
Отлично, если при первом общении запоминание подкрепится еще и шпаргалкой — визитной карточкой. Не убирайте ее сразу в визитницу, иначе потом никогда не вспомните, где, когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с данным персонажем. Оставшись наедине с новой визиткой, не поленитесь, черкните на обратной стороне напоминание: «Конференция в «России», два сына, рыбак». Уверяю вас, пригодится. Этот способ автор статьи взяла на вооружение, увидев на столе одной высокопоставленной дамы свою визитку с надписью «Отель «Мариотт», 48-й размер, дочь-стоматолог». Идеально (если это уместно) сфотографировать новых знакомых. Потом будет легче повторять урок.
И еще один момент. Важно не только самому запомнить лицо и имя человека, важно, чтобы и вас запомнили. С этой целью примените перечисленные приемы с точностью до наоборот. Повторяйте не его, а свое имя, расскажите о его происхождении. Часто при первом знакомстве заметно, что собеседник не запомнил, как вас зовут, и хотя ему страшно неудобно, он стесняется спросить, а вы стесняетесь подсказать. Используйте проверенный метод истории о себе. Расскажите какую-нибудь ситуацию, где вас звали бы по имени.
В новой обстановке обязательно четко произносите свои имя и фамилию, напоминайте их при любом удобном случае. Даже если они своеобразные или не очень-то вам нравятся. Может, вы не желаете быть Станиславой, а хотите, как царица, называться Тамарой? Найдите что-то приятное в своем имени: Станислава, например, означает «славная своим станом», а вот Тамара происходит от слова «фамарь», в переводе с финикийского — «пальма». Почувствовали разницу? Вот почему так полезно знать происхождение и значение имени. Научитесь произносить его не только с удовольствием, но и с достоинством. Это могут даже дети. Так, пришедшая к нам в офис пятилетняя дочка сотрудницы на вопрос, как ее зовут, сделала книксен и мило улыбаясь ответила: «Полина». Ну как тут не запомнить!
В наш час недостатньо просто йти в ногу з часом. Потрібні інновації, щоб досягати успіху в бізнесі чи кар’єрі. А щоб створювати інновації, потрібні люди з інноваційним мисленням. Простіше кажучи, лідери. Розбираємося, як «прокачати» силу людських зв’язків у 2025 році, бо це справжній каталізатор майбутніх здобутків.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!