Кто почем
"Прежде чем что-то получить - надо заслужить, заработать..." Такова логика представителей старшего поколения. "Большинство вчерашних студентов оценивают себя весьма неадекватно, - утверждает Светлана Емельянова, генеральный директор Консалтинг-Центра "ШАГ" . - Им кажется, что профессиональный опыт - это то, что они "проходили" в вузе. Ребята путают азбуку профессии с реальными результатами".
Чаще всего завышенные ожидания встречаются среди выпускников престижных учебных заведений. "К примеру, в МГУ ежегодно проводится опрос старшекурсников на предмет их зарплатных ожиданий, - рассказывает Наталья Володина, директор по персоналу одной из крупный компаний. - Если 5 лет назад стартовый оклад в 500 долларов оценивался как очень высокий, то сейчас молодые люди претендуют минимум на 800-1000, а то и выше".
Подобная ситуация связана с тем, что наиболее солидные вузы сотрудничают с крупными международными компаниями, заинтересованными в массовом привлечении молодых специалистов. В первую очередь, речь идет об аудиторских, консалтинговых и страховых фирмах, банках и торговых корпорациях. Все эти организации готовы предлагать очень привлекательные стартовые условия, чтобы обеспечить постоянный приток нужного количества сотрудников. Однако массовый набор подразумевает, что через 3-4 месяца новичкам предстоит пройти ассесмент, по итогам которого производится жесткий отсев. Так что в реальности лишь немногие счастливчики получат постоянную работу с высоким заработком.
Стоит ли овчинка выделки?
Разумеется, выпускники с минимальным опытом востребованы не только в сфере аудита и консалтинга. Есть как минимум две веских причины, по которым компании разного профиля охотно принимают молодых ребят на работу. "Во-первых, бизнес-задачи иногда позволяют брать сотрудников "на вырост": и по опыту, и по заработной плате, - поясняет Карина Самбулова, консультант компании "А-Класс Рекрутмент. - А во-вторых, их легче обучить "с нуля", чем переучить зрелых специалистов". По словам Натальи Володиной , нанимая молодого специалиста, работодатель платит за потенциал, который можно развить. Именно поэтому от такого сотрудника требуется хорошая теоретическая база и способность быстро обучаться.
Так что ребята, которые не тратили время в вузе понапрасну, сегодня в цене. Особенно, если вдобавок к красному диплому и целеустремленности, они владеют и навыками самопрезентации. Но стоит признать, что раздражение эйчаров, регулярно сталкивающихся с дерзостью молодежи, вполне обоснованно. "Требования сотрудников, которые еще не подтвердили своей ценности для компании, кажутся рекрутерам вопиющими, - говорит Владимир Хомутов, партнер Консалтинг-Центра "Шаг". - Ведь они вправе ожидать, что человек без достаточного опыта будет предлагать себя на рынке труда "со скидкой".
Кроме того, компания, затрачивая средства и время на обучение новичков, берет на себя определенные риски. Вложенные ресурсы начнут окупаться только через полгода или год. За это время сотрудник, набравшись опыта, может покинуть фирму в поисках лучших условий. Поэтому на период становления специалиста платить ему столько же, сколько опытному менеджеру, экономически нецелесообразно.
"Десять долларов-то не лишние"
Ситуация экономического "бума" в сочетании с острым дефицитом кадров более чем благоприятна для всех соискателей "теплых мест". Выбор вакансий огромен. Так что завышать свою реальную стоимость на рынке труда позволяют себе не только отличники. Это реалии рынка. Кстати, в условиях конкуренции за наиболее одаренных и амбициозных молодых кандидатов выигрывают западные компании. Несмотря на относительно невысокие стартовые зарплаты, у них четко прописаны процедуры пошагового развития карьеры и постепенного повышения дохода.
Но все вышесказанное не означает, что каждый финансовый запрос соискателя будет удовлетворен. Во-первых, дефицит кадров в большей степени касается высокопрофессиональных кадров, чем молодежи. Во-вторых, стабильные брендовые компании вообще трудно шантажировать: специалисты любого возраста готовы идти туда за опытом, ради строчки в резюме.
Куда приводят амбиции
Если повсеместный рост заработных плат диктуют экономические реалии, почему же ситуация с молодыми специалистами на рынке труда так напоминает извечный конфликт "отцов и детей"? С одной стороны, компании декларируют готовность покупать нужных сотрудников за любые деньги. С другой - заявления вчерашних студентов о том, что они с первого месяца работы претендуют на 1000 долларов, воспринимаются как непомерные амбиции и чуть ли не вызов (хотя решение всегда остается за работодателем).
По мнению психологов, многое зависит от того, как молодой специалист "подает" себя в ходе собеседования, производит ли он впечатление целеустремленного и надежного или высокомерного и самоуверенного. Нерешительные люди обычно не привлекают работодателей, однако самоуверенные "знайки" тоже не пользуются успехом. Принято говорить, что наглость - второе счастье. Но соискатель, относящийся к поколению "детей", должен помнить, что чрезмерные претензии могут изрядно навредить ему на собеседовании. В то же время сами по себе амбиции отнюдь не являются чем-то криминальным, даже если речь идет о совсем молодом человеке. В большинстве случаев под этими притязаниями скрываются недюжинный потенциал и активная жизненная позиция. И работодатель, предложив такому кандидату выгодную "сделку", вскоре получит свои дивиденды.
"То, что молодым людям слишком много платят - субъективное ощущение представителей старшего поколения, - считает Павел Башнин, заместитель генерального директора компании "ГУТА-Страхование" . - Если раньше уровень заработка был тесно связан с наличием высшего образования как такового, то теперь важна специализация". К тому же ничто на этом свете не дается даром. По мнению г-на Башнина, когда специалиста приглашают в компанию на высокую зарплату, это означает, что к нему предъявляют и высокие требования, которым он должен соответствовать. Это особенно актуально сейчас, когда во всех сферах экономики происходит укрупнение бизнеса.
Представители нового поколения сегодня не обременены социальными страхами и не пасуют перед трудностями. Кстати, сами владельцы компаний своим примером воспитывают в сотрудниках подобное отношение и к бизнесу, и к собственным возможностям. И этот процесс можно только приветствовать. В итоге все общество выиграет от увеличения числа уверенных в себе людей с позитивным взглядом на мир и адекватной самооценкой.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».